Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Силуэты русских писателей



2015-12-06 507 Обсуждений (0)
Силуэты русских писателей 0.00 из 5.00 0 оценок




Ревет ли зверь в лесу густом,

Трубит ли рог, гремит ли гром

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов -

И шлешь ответ:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

В самом деле, он - эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно отклик­нуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни одно­му достойному звуку вселенской жизни. Он больше отзы­вался, чем звал. Это именно потому, что он истинный поэт. Всеотзывная личность его была похожа на многострун­ный инструмент, и мир играл на этой Эоловой арфе, из­влекая из нее дивные песни. Великий Пан поэзии, он чутко слышал небо, землю, биение сердец - и за это мы теперь слушаем его.

Но быть эхом Вселенной не есть нечто пассивное и ме­ханическое: для того, чтобы ответить, надобно услышать. И в этом послушании миру сказывается глубокое мировоз­зрение, происходит свободный выбор. То, что он повторил, что навеки удержал из текучей хаотичности жизненного гула - это именно и есть то, что заслуживает бессмертия; как раз это и должно было остаться на свете, как раз эти чистые отклики и образуют мысль и музыку мира.

Это души и деяний, внутренних и внешних событий, про­шлого и настоящего, Пушкин в своей отзывчивости как бы теряет собственное лицо. Но божество тоже не имеет лица.

Сторукий богатырь духа, Пушкин в своем пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает. Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. Ему - дело до всего. Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далекого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхсовременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего ино­земного и чужого.

Он верил в свои нравственные силы, себя уважал. И это находится в неизбежной связи с тем важнейшим фак­том человеческой и поэтической биографии Пушкина, что всегда он был самим собою. Такой подражающий, он в то же время ни для кого не был внушением - даже для самого себя; даже себя не порабощал, и никто и ничто его не гип­нотизировали. Пушкин никогда не насиловал своей души. И поразительно, до какой степени это мировое эхо было вместе с тем незаменимо, до какой степени этот всеподражатель был самодостаточен.

Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где мы почерпаем все новые и новые возможности мыс­лить и чувствовать, где нам дается святое причастие кра­соты. Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не по­кидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за ними в продолжении всей нашей жизни и, "ручьи любви", навсегда вливаются в наши взрослые души. И так проходят годы, десятилетия, прошло столетие со дня его рождения и еще новые десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас и до нашей старости, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего пре­красных откровений. Какое счастье!..

УРОК-ПАНОРАМА

Цель:Формирование у учащихся навыков дискуссион­ного диалога, способностей самостоятельно открывать страницы истории и искусства, постигать их смысл, цен­ность, актуальность.

Формаурока - диалог.

Подготовительный этап.

Общие темы ученики получают за две недели до уро­ка. Они сами выбирают, и сами формулируют конкретные подтемы для выступлений в форме доклада, презентации.

Основная часть урока.

В ходе урока воссоздается панорама эпохи и портреты ее мыслителей, художников, происходит постижение связи времен, поколений, культур.

Класс разбивается на группы.

Выступление учащихся, краткое изложение выступле­ний.

Подведение итогов, обобщения.

Пример урока- панорамы.

Урок проводится в связи с изучением в курсе словесно­сти романа "Война и мир" и "Севастопольских рассказов" Л.Н. Толстого.

Участники: преподаватели истории, истории цивили­зации, ИЗО, словесности и риторики (последние два пред­мета ведет один преподаватель).

Концепция урока: "Война есть противнейшее человече­скому естеству состояние..." (Л.Н. Толстой) Общий план урока.

1. Историко-философское освещение вопросов войны и мира в России 2-ой половины 19 века.

2. Л.Н. Толстой о войне и мире в "Севастопольских рассказах" и романе "Война и мир".

3. Война и мир в русском изобразительном искусстве 2-1 ой половины 19 века. "Бородинская панорама" Рубо.

4. Символика русских народных промыслов о войне и мире (преподаватель истории).

5. Заключение: "Нет величия там, где нет простоты, до­бра и правды" (Л.Н. Толстой). Высказывания публицистов и поэтов о войне в сегодняшнем мире.

Общие темы - в том виде, в каком они изложены в данном плане ученики получают за две недели до урока. Они выбирают и сами формулируют конкретные подтемы для выступлений. Форма урока - диалог, в котором на рав­ных участвуют учителя и ученики. В ходе занятия воссоз­дается панорама эпохи и портреты ее мыслителей, худож­ников, происходит постижение связи времен, поколений, культур, формируется способность самостоятельно открывать страницы истории и искусства и постигать их смысл, ценность, актуальность и т.д., приобретать навыки дискус­сионного диалога.

УРОК-ПОРТРЕТ

Виды:«урок-монтаж», «урок-представление».

Цель:Проследить процесс становления основных тем и мотивов творчества в соответствии с насущными про­блемами времени.

Выбранные сборники стихов или книги выступают как определенные вехи жизненного и творческого пути их автора.

УРОК ОТКРЫТОГО ПИСЬМА

Проводится как заключительный урок по теме.

Подготовительный этап.

Вывешивается ящик для вопросов учащихся.

Ученикам предлагается составить 1-2 вопроса по теме иопустить в ящик.

Заранее определяются ученики, желающие отвечать на вопросы.

Используя дополнительную литературу, ученики зара­нее готовят дома отчеты по пройденной теме.

Ходурока.

Ученики зачитывают вопросы и отвечают на них. Отве­ты могут дополняться другими учащимися.

Эксперты дают оценку прозвучавшим ответам, учитель делает обобщения.

УРОК - УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

Урок - устный журнал есть игровая имитация настоящего журнала. Ученики воспроизводят структуру известного им журнала или создают авторский. Как в настоящем журнале в нем должны быть точно определены: адресат, тематика, раз­делы, авторы, рисунки и фотографии, статьи. В журнале при­сутствует информация о жизни школы, класса'

Структуру урокаопределяет структура самого журна­ла и его оформление. Для этого разрабатывается макет и план.

Цель:Развитие речи учащихся, формирование умений работать в группах.

Подготовительный этап.

Учащиеся заранее знакомятся с литературой по теме, находят в ней интересные факты, которые необходимо из­ложить за 1-2 минуты.

Ведущий готовит ряд коротких рассказов по теме уст­ного журнала, по разделам, которые являются дополнени­ем к теме.

Заранее делается оформление (в виде фотомонтажа), выставки книг, поделок, других материалов.

Ход урока.

Чтение журнала, т.е. его просматривание или прослу­шивание могут проводить учащиеся класса, не задейство­ванные в нем, а также можно показывать его учащимся других классов, родителям. В этом случае его ведет кто-то один и «раскрывает» страницу за страницей, предоставляя слово «авторам» и «иллюстраторам». Тот, кто готовит журнал и озвучивает его, и составляет редколлегию.

ФИЛОСОФСКИЙ УРОК

Цель:Знакомство с Библией, формирование абстракт­ного мышления, навыков философского осмысления дей­ствительности.

Вечные истины - основа жизни.

Еще раз о ценностях.1

Философы тысячелетиями рассуждали о нормах чело­веческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она так же стара, как сама история. Заратустра внушал ее ог­непоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим после­дователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за .пятьдесят лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каме­нистых холмов Иудеи девятнадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли - важнейшем принципе на свете: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Приоритетным в современной школе становится личностно ориентированное образование, строящееся на формировании ценностей. Этот вопрос, касающийся цен­ностей, всегда волновал учителей, учеников, обществен­ность. Многие и сегодня особенно остро ставят вопрос: ачто это такое общечеловеческие ценности?Кто их соз­дал? Когда? Нужны ли они сегодня и для чего?

Основные принципы христианской морали сформули­рованы в десяти библейских заповедях, четыре из которых говорят о служении человека Богу, а шесть - об обязанно­стях человека по отношению к ближним.

______________________

1 Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Ч. II. - Ростов н/Д : «Учитель». 2005.

"Почитай отца твоего и матерь твою... Не убивай.

Не прелюбодействуй. Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Наряду с этими заповедями важное место в христиан­ской нравственности занимает Нагорная проповедь Хри­ста, изложенная в Евангелиях.

Как показала практика в памяти учеников по окончании школы остается небольшое количество мероприятий, уро­ков, тех, которые помогают жить, к которым обращен не только разум, но и сердце - еще меньше. Тем не менее, в жизни каждого человека обязательно наступает момент серьезных испытаний и именно в такие моменты, как пра­вило, и происходит обращение к ценностям, к Богу.

Уроки типа: философский, урок жизни могут оказать ог­ромное влияние на учеников, ведь каждому человеку сто­ит хоть единожды повернуться лицом к "НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ ХРИСТА".

>

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.

Однажды, когда собралось много людей, Иисус под­нялся на склон горы, сел, к Нему подошли Его ученики, и Он начал их учить: " Счастливы нищие духом - им принад­лежит небесное царств'о.

Счастливы плачущие - они будут утешены.

Счастливы кроткие, им будет принадлежать весь мир.

Счастливы те, кто жаждет праведности - они будут удовлетворены.

Счастливы милосердные, с ними тоже поступят мило­сердно.

Счастливы чистые сердцем - они увидят Бога.

Счастливы миротворцы - они будут названы сынами Божьими.

Счастливы преследуемые за праведность, им принадлежит небесное царство.

Счастливы вы, когда люди будут оскорблять вас, преследовать, и ложно обвинять во всяком зле из-за меня. Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков прежде вас.

А вот слова Христа:

"Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас.

Благословляйте проклинающих вас и молитесь за оби­жающих вас.

Ударившему тебя по щеке, подставь и другую; и отни­мающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку".

Сохранили ли свое значение принципы христианской морали в наши дни? Можно ли, судя по Нагорной пропове­ди, назвать Христа величайшим гуманистом?

Один из самых уважаемых современников, Д.С. Лиха­чев выразил 10 заповедей человечности в своей книге.1

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ:

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не приписывай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотво­ренное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

____________________________

1 Д. С. Лихачев "Я вспоминаю". М.: Прогресс, 1991.

С. Брант (немецкий писатель-гуманист 15 в).

Клянется часто сын заблудший:

" Уж завтра-то я стану лучше?"

Но это "завтра" никогда

Не наступает, вот беда!

Как снег растаявший, как дым,

Заветный день неуловим.

И, только одряхлев, глупец

В то "завтра" вступит, наконец,

Расслаблен, немощен уже,

С тоской раскаянья в душе.



2015-12-06 507 Обсуждений (0)
Силуэты русских писателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Силуэты русских писателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)