Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности



2015-12-06 2584 Обсуждений (0)
Раздел 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек – это родовое понятие, которое указывает на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. Так, Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида HOMO-SAPIENS. В отличие от других животных этот вид наделен сознанием. Сознание – это высший способ саморегуляции.

Со второй половины Х1Х века стало признанным пониманием человека как «существа одновременно и природного, и социального». Человек – это часть природы, «естественное существо» как и любой другой представитель животного мира. Маркс и Энгельс подчеркивали, что первой предпосылкой человеческой истории является «конечно, существование живых человеческих индивидов». Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, – телесная организация этих индивидов и обусловленное отношение их к остальной природе.

Но человек не может существовать вне своей «телесной организации» без материальных средств коммуникации между людьми. Таким средством выступает язык. В самом широком смысле слова язык – это вся система культуры, так как посредством нее устанавливаются межличностные связи. В более узком смысле – это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. За словесными значениями скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность, в процессе которой и раскрывается человеку объективная реальность.

Итак, человек – это не только природное существо. Сам язык убедительно свидетельствует о том, что человека нельзя рассматривать только в категориях природного мира. Человек является участником жизни человеческого общества, отличающегося от мира животных. Чем же тогда является человеческая природа, если ее нельзя только сводить к естественной, биологической?

Природа человека рассматривается в трех плоскостях, а именно:

- своеобразной биологической организации человека, которая отличает ее от биологической организации животных;

- своеобразия человека как социального существа, активно, сознательно, целенаправленно изменяющего мир при помощи взаимодействия с другими индивидами, а также благодаря влиянию этого «родового свойства» человека на развитие других черт, которые отличают его от животных;

- исторически изменяющейся, динамически развивающейся природы человека.

Каждый индивид обретает свою человеческую сущность только тогда, когда занимает определенное место в истории поколений, присваивая себе, начиная с раннего детства (не через биологическое наследование, а через социальное), то, что достигнуто человечеством. При этом, разумеется, в индивидуальной жизни каждого человека то, что является «биологическим» (например, естественные потребности), преобразовано социально-историческими условиями его существованиями.

Таким образом, есть смысл говорить о комплексной природе человека, т.е. о единстве биологических, социальных и исторических аспектов.

Повторим еще раз: человек без определенной телесной организации – это призрак. Маркс и Энгельс подчеркивали, что для возникновения такой специфической человеческой формы деятельности, как сознательный и целенаправленный труд, а также мышления и культуры должны были сформироваться, «естественные силы человека – руки и ноги, голова и пальцы». Образование в ходе эволюции «своеобразной биологической природы» человека, его определенной телесной организации (рук, мозга) было необходимым условием антропогенеза.

Объяснения только «биологической природы» человека недостаточно для понимания человеческого феномена.

Здесь мы переходим к рассмотрению «второй природы» человека, которая возвышается над «биологической природой» и преобразует ее.

« Вторая человеческая природа» передается из поколения в поколение не биологическим, а социальным путем, посредством обучения. Без включения в специфически человеческие формы действия (целенаправленная манипуляция предметами, трудовая деятельность, язык и связанные с ним формы мышления) ребенок не сможет стать человеком. Известный герой Маугли, воспитанный волком, становится сверхчеловеком – с разумом человека и волчьей коварностью и хваткой. Так и было задумано Киплингом, писавшим вовсе не детскую сказку, а «Книгу джунглей».

Действительность разочаровывает. Подлинные «маугли», проведшие по воле случая свои ранние годы вне человеческого окружения, не зараженные социальной информацией, никогда не становятся полноценными людьми. Емкости мозга – анатомически такого же, как полноценного человека, - остаются

незаполненными. Поэтому важным свойством «второй природы» человека сознательная и целенаправленная материальная деятельность, т.е. производительный труд.

Человеческий труд определил другие специфические свойства человека, которые проявляются на всех этапах его истории, и прежде всего те, благодаря которым человек, будучи частью природы, «естественным индивидом», является одновременно «социальным существом».

Вторая (т.е. социальная) природа человека включает четыре аспекта:

- целесообразную деятельность, рассчитанную на удовлетворение материальных потребностей, т.е. материальное производство. Поскольку люди не получают в готовом виде от природы всего того, что необходимо им для удовлетворения всех их основных потребностей, то они должны сами производить все необходимые орудия труда. Таким образом, они являются индивидами, которые активно, целесообразно и сознательно преобразуют природу для удовлетворения своих потребностей и создают собственную человеческую среду;

- социальную деятельность, связанную с тем, что люди не могут производить в одиночку и, преобразуя природу, они вступают в определенные общественные отношения. Взаимодействуя, люди вынуждены поддерживать между собой связи. Для этого они вырабатывают различные приемы и системы сохранения и передачи своего опыта, и прежде всего языка, способов воспитания новых поколений, вступающих в производство ( отсюда в человеческом обществе результаты обучения передаются из поколения в поколение). Это означает, что каждый человек может унаследовать опыт предшественников, а не только пользоваться собственным опытом.

- интеллект, в основе которого лежит развитие практической деятельности, производственных отношений и языка. Следовательно, люди имеют психическую, духовную жизнь, которая постоянно обогащается с постепенным высвобождением человека из природы. Она является выражением активных отношений между человеком и природой, человеком и обществом.

- человеческую деятельность, носящую общественно-исторический характер, которая объективируется в межличностных отношениях , которая активно влияет на формирование личной жизни людей и благодаря которой они тем самым участвуют в жизни общества (человечества). Содержание психической и умственной жизни передается поэтому как через материальное производство, художественное и научное творчество (объективированные формы деятельности), так и непосредственно через личные контакты. Каждый человек может пользоваться не только собственным опытом, но и опытом других людей, других поколений, которые образуют историю человеческого рода.Только в обществе происходит процесс самореализации человека. « Отсюда, понятно, следует, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении…».

Итак, человеческие индивиды – это не только природные, биологические существа, представители вида homo sapiens. Они являются социальными индивидами, обладающими второй ( социальной) природой, которая есть продукт длительного процесса общественной жизнедеятельности людей. Итак,

Индивид – прежде всего генотипическое образование. Это единичный представитель вида “ Homo-sapiens”. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими признаками (например, ростом, цветом глаз, телесной конституцией), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом).

Анализируя содержание понятия «человек», необходимо кратко описать историю этого понятия, кто из людей в раннеклассовых обществах мог носить звание – Человек.

Углубление противоречий рабовладельческого общества, которое привело к падению престижа материального физического труда и к разделению потребностей, хорошо прослеживается на ограничениях понятия «человек». Так понятие «человек» в античных государствах распространялось только на свободных граждан. Рабы относились к «породе зверей». Великий Платон (др.греч.философ), создавший учение об «идеальном» рабовладельческом государстве, считал рабство естественным и неизменным явлением. И был согласен с тем, что рабы – это особая «порода зверей».

В феодальном обществе доминирующий ручной труд и внеэкономическое принуждение приводило к тому, что потребности населения воспроизводились в одних и тех же (а то и суженных) пределах в течение многих веков. Крепостная зависимость привела к тому, что гуманистические представления, связанные с понятием «человек», не распространялись на значительную часть общества. Крепостные крестьяне также не считались полноправными людьми. Они прежде всего значились как определенная тягловая сила. Ведь крепостное право – это по существу смягченные формы рабства.

С 15 века, т.е. с началом формирования колоний, распространение ограничения понятия «человек» принимает новую форму. Так, к коренному населению вновь открытых стран (земель) слово «человек» не употреблялось. Их называли «туземцами» и рассматривали в отличие от европейца, как неравноценное существо. С началом капитализма, с приходом вольнонаемного труда ( в Европе) были признаны права человека за всеми без исключения людьми. Так, в 1776 году была принята Декларация независимости США. В ней юридически были закреплены права человека. В 1789 году была принята французская Декларация прав человека и гражданина. Мыслители (философы) Нового времени определили человека, как

- Человек – это существо разумное;

- Человек – это существо, обладающее самосознанием;

- Человек – это существо моральное и свободное.

О понятии «личность». Понятие «личность» как и понятие «индивид» выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостность особого рода. Личность не есть целостность генетически обусловленная: личностью не родятся, а становятся. Личность – это относительно поздний продукт общественно-исторического развития человека. Личность – это конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы значимых черт и качеств (конкретного) общества. Главное в личности не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.

Личность имеет довольно сложную структуру, на которую влияют определенные виды деятельности: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественной (творческой). Отметим, что личность определяется, прежде всего, тем, что она знает;



2015-12-06 2584 Обсуждений (0)
Раздел 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)