Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели оценки эффективности управления организацией



2015-12-06 781 Обсуждений (0)
Показатели оценки эффективности управления организацией 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными понятиями эффективности системы управления любого уровня являются:

- эффективность труда работника управления;

- эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;

- эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);

- эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);

- эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов и форм управления).

Соотношение результативности управления и удельных управленческих затрат дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления:

 

(7.1)

 

 

 


Рис 7.1 Схема формирования эффективности управления

 

 

В качестве первой составляющей показателя эффективности управления – результативности – можно рекомендовать два показателя: рост (прирост) производительности труда и соотношение темпов прироста производительности труда и фондовооруженности.

Выбор соотношения прироста производительности труда к приросту фондовооруженности как результата управленческой деятельности обусловлен тем, что эта величина влияет на уровень всех важнейших экономических показателей. В свою очередь, величина этого отношения зависит от результативности управления. Кроме того, именно отношение прироста производительности труда к приросту фондовооруженности позволяет судить о текущей эффективности управления в анализируемом периоде, в то время как отношение абсолютных величин неизбежно отражало бы результаты прошлых лет.

Второй составляющей показателя эффективности управления является величина затрат на управление . Однако в своем абсолютном значении она не может быть использована для сравнительной оценки вследствие различия управляемых объектов. Поэтому необходимо исчислять относительные величины, т.е. удельные затраты на управление.

К удельным показателям относятся: затраты на управление в издержках производства; затраты на управление, приходящиеся на 1 руб. (тыс., млн. руб.) производственных фондов; затраты на управление, приходящиеся на одного работающего.

В качестве базового показателя определения удельных затрат на управление в расчетах принята стоимость производственных фондов . Данный показатель – наиболее устойчивый экономический параметр объекта управления и служит базой для определения рентабельности производства. Формула приобретает следующий вид:

 

(7.2)

При построении синтетического показателя используются динамические характеристики, такие как индексы роста или прироста:

 

(7.3)

где - эффективность производства;

- индекс производительности труда;

- индекс фондоотдачи;

 

, (7.4)

где - прирост фондоотдачи;

- прирост производительности труда;

- прирост материалоотдачи;

- удельный вес оплаченного труда;

- удельный вес овеществленного труда, перенесенного с основных

фондов;

- удельный вес овеществленного труда, воплощенного в

стоимости потребленного сырья и материалов.

Наряду с оценкой эффективности на основе динамического норматива, оценка качества деятельности может быть рассчитана переходом от одного режима функционирования системы к другому. Эта оценка выражает связь между приростом эффективности, порожденным структурными изменениями в системе, и величиной самих структурных изменений:

 

, (7.5)

где - фактический порядок темпов роста показателей в начале

перехода;

- фактический порядок темпов роста показателей на конец

перехода;

- количество инверсий в упорядочении относительно ,

обеспечивающее повышение оценок эффективности;

- общее количество инверсий в упорядочении относительно .

 

Эффективность системы управления можно определить по формуле:

 

, (7.6)

где - эффективность системы управления организацией (комплексом);

- обобщающий показатель результата производства на уровне

организации (комплекса), руб.;

- непосредственно собственная продукция организации, реализуемая на

рынке, руб.;

- текущие затраты (себестоимость продукции) на единицу

непосредственно собственной продукции в базисном и

анализируемом периодах соответственно;

- затраты на производство вещественных оборотных фондов, руб.;

- затраты на производство основных производственных фондов, руб.;

- затраты на производство трудовых ресурсов, включая кадры

управления, руб.;

- уровень кооперирования (доля покупных изделий, полуфабрикатов,

материалов в себестоимости продукции);

- уровень технической оснащенности производства;

- затраты на производство производственных кадров, руб.;

- затраты на производство кадров управления, руб.

 

Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям (этапам) процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.

В теоретическом и методическом плане вопросы оценки эффективности управленческих решений, как и управления в целом, разработаны еще недостаточно. Поэтому чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода показана на схеме (рис 7.2).

 

 


 

Рис. 7.2 Схема расчетов по оценке эффективности управления

 

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели:

 

Эффективность ресурсная Эффективность затратная

 

Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

- степень выполнения заказов потребителей;

- доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

- своевременность выполнения заказа;

- полнота выполнения заказа;

- оказание дополнительных услуг;

- послепродажный сервис и др.

Для оценки экономической эффективности управления организацией в узком смысле целесообразно рассчитать ряд показателей:

- Долю работников аппарата управления в общей численности персонала фирмы, ее можно определить в процентном соотношении к общей численности сотрудников фирмы:

, (7.7)

где - численность аппарата управления, чел.;

- общая численность персонала организации, чел.

- Затраты на управление работой организации можно определить в процентном соотношении к общему объему затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

 

, (7.8)

где: - затраты на управление организацией, тыс. руб.;

- себестоимость продукции, работ, услуг, тыс. руб.

- Эффективность управления. Характеризует экономический эффект работы аппарата управления, т.е. в суммовом выражении показывает средний объем полученной прибыли на одного сотрудника аппарата управления, или другими словами можно сказать: сколько прибыли предприятию принес каждый сотрудник аппарата управления:

 

, (7.9)

где: - прибыль предприятия, тыс. руб.

- Результативность управления. Также как и показатель эффективности управления в суммовом выражении показывает вклад каждого сотрудника аппарата управления, но по отношению к объему реализованной продукции:

 

, (7.10)

где: - объем реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.

- Эффективность использования трудовых ресурсов. Этот показатель лучше всего характеризует эффективность работы аппарата управления и показывает объем полученной предприятием чистой прибыли в расчете на одного сотрудника:

 

, (7.11)

где: - сумма чистой прибыли предприятия, тыс. руб.

- Результативность деятельности. Показывает насколько прибыльна деятельность компании, а с точки зрения менеджмента – насколько верны решения, принимаемые руководством. Этот показатель входит в группу показателей рентабельности и рассчитывается как отношение чистой прибыли к общим затратам, связанным с ее получением. Однако, это единственный в своем роде показатель, четко характеризующий правильность принятия управленческих решений. Для его анализа необходимо произвести сравнение с аналогичным показателем за предыдущий период.

 

(7.12)

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

- доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;

- количество работников, привлеченных к разработке управленческих решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.

 

Библиография к разделу 7: [2, 3, 5, 6, 11, 14, 23, 30, 37, 39].

 

 

Библиография

 

1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Учебник/ под общей редакцией В.П. Федько. Р-Д.: Феникс, 2001г.

2. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей. М.: ИНФРА-М, 2000г.

3. Багиев Б.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник/ под общей редакцией Г.Л. Багиева. М.: Экономика, 2001г.

4. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности инвестиций и бизнеса. М.: ЮНИТИ, 1999г.

5. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом. Минск., ИП «Экоперспектива, 2000г.

6. Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой (современная теория и практика) С-П.: Бизнес пресса, 1999г.

7. Брэддик У. Менеджмент в организации. Перев. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997г.

8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. М.: Юрист. 2001г.

9. Виноградова М.В. Логистика: Курс лекций для студентов специальности 061100 «Менеджмент организаций». М.: МГУс, 2001г.

10. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.

11. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000г.

12. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии М.: 1999г.

13. Доналд Дж. Баузрсокс, Дейвид Дж. Клосс Логистика: Интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2001г.

14. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001г.

15. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. М.: ИНФРА-М, 1997г.

16. Игошин Н.В. Инвестиции. Учебник. М.: ЮНИТИ 1999г.

17. Кибанов В.А., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. М.: Экзамен. 2000г.

18. Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. М.: Финансы и статистика, 1997г.

19. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. Учебное пособие. С-Пб.: Лань, 2002г.

20. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. С-Пб. Изд-во Михайлова В.А., 2000г.

21. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: Дека, 1998г.

22. Мелкоумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2000г.

23. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 2000г.

25. Неруш Ю.М. Логистика. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000г.

26. Одегов ю.Г.. Маусов Н.К.. Куланов М.Н. Эффективность управления персоналом. Социально-экономический аспект. М.: РЭА, 1993г. .

27. Орлова Е.Р. Инвестиции. Курс лекций. М.: Омега-Л. 2003г.

28. Оценка Бизнеса. / под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. М.: Финансы и статистика, 1998г.

29. Практикум по финансовому менеджменту: учебно-деловые ситуации, задачи и решения / Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1997г.

30. Серов В.М. Инвестиционный менеджмент. М.: ИНФРА.М, 2000г.

31. Стешин А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: Филин, 2001г.

32. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М.: 1996г.

33. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ООО, «Новое знание», 1999г.

34. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. М.: Изд-во «Ось-89», 1998г.

35. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 1999.

36. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ, 2000г.

37. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова.

М.: 1997г.

38. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЮНИТИ, 1998г.

39. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.С. М.: Перспектива, 2000.

40. Финансовое управление фирмой / Под ред. Терехина В.И. М.: Экономика, 1998г.

41. Финансовый бизнес-план / Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2000г.

42. Филип Котлер. Основы маркетинга. М.: 2001г.

43. Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Е.С. Стояновой. М.: Издательство Перспектива, 1999.

44. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: 1996.

45. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: НОРМА-ИНФРА- М, 2000г.

46. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1999.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения…………………………………………………… 1. Методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов…………………………………………………………………. 1.1. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов………………………………………………………….. 1.2. Расчет экономической эффективности от внедрения новой техники…………………………………………………………… 2. Методика оценки эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом………………. 2.1 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда, способствующих сокращению внутрисменных потерь рабочего времени……………………………………………….. 2.2 Расчет эффективности мероприятий по улучшению организации труда, направленных на эффективное использование целодневного фонда рабочего времени………………………………………………... 2.3 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала………………………………………… 2.4 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию системы оценки персонала…………………………………………….. 2.5 Расчет эффективности мероприятий по совмещению профессий. 2.6 Расчет эффективности мероприятий по улучшению системы отбора и найма персонала……………………………………………… 3. Оценка эффективности мероприятий в области маркетинговой деятельности предприятия……………………………………………... 3.1 Расчет эффективности мероприятий по изучению спроса потребителей……………………………………………………………. 3.2 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию товарной политики предприятия………………………………………. 3.3 Расчет эффективности от реализации рекламных мероприятий… 3.4 Расчет экономической эффективности мероприятий по совершенствованию ценовой политики………………………………. 3.5 Экономическое обоснование бюджета маркетинга………………. 4. Методика оценки эффективности мероприятий по повышению качества продукции и услуг……………………………………………. 4.1 Расчет эффективности от увеличения удельного веса продукции, услуг, сданных с первого предъявления………………………………. 4.2 Расчет эффективности от реализации услуг повышенной классности……………………………………………………………….. 4.3 Расчет эффективности от ликвидации потерь от брака…………. 4.4 Расчет эффективности мероприятий по использованию прогрессивных форм обслуживания клиентов……………………….. 4.5 Расчет социальной эффективности мероприятий по повышению качества обслуживания населения…………………………………….. 5. Расчет эффективности от применения логистики……………………. 5.1 Расчет эффективности совершенствования систем складирования и распределения……………………………………….. 5.2 Расчет эффективности от совершенствования управления материальными потоками……………………………………………… 5.3 Расчет эффективности от совершенствования систем материально-технического обеспечения и управления запасами…… 5.4 Расчет эффективности от совершенствования работы транспорта………………………………………………………………. 5.5 Расчет эффективности от применения системы маркетинг-логистики…………………………………………….………………….. 6. Расчет эффективности и оптимизация объема производства, прибыли, и издержек……………………………………………………. 6.1 Расчет эффективности от проектируемых мероприятий………… 6.2 Оптимизация объема производства, прибыли и издержек………. 7. Показатели оценки эффективности управления организацией……… Библиография……………………………………………………………                                                        

 


* Источник Багиев Г.А.,Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник / под общей редакцией д.э.н., проф. Багиева Г.Л. М.: Экономика, 2001г.

[1] Источник [24, 269].

[2] Все операции с товарами на складах оптовой торговли с точки зрения полезности для покупателя можно разделить на две группы:

- операции, не влияющие либо слабо влияющие на уровень оказываемого покупателям сервиса (разгрузка прибывшего на склад товара, операции в приемочной экспедиции, входной контроль и др.);

- операции, оказывающие прямое влияние на уровень предоставляемого покупателям сервиса (подбор ассортимента по заказу покупателей, организация централизованной доставки заказа, погрузка транспорта покупателя и др.).



2015-12-06 781 Обсуждений (0)
Показатели оценки эффективности управления организацией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели оценки эффективности управления организацией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)