Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации для подготовки. Целью практического занятия является закрепление представлений о понятии и



2015-12-06 454 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки. Целью практического занятия является закрепление представлений о понятии и 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью практического занятия является закрепление представлений о понятии и содержании правой системы общества, видах правовых систем посредством составления обобщающей таблицы и выполнения творческих заданий.

Изучение первого вопроса следует начинать с характеристики понятия «правовая система общества», ее элементов: системы источников права, системы права, юридической практики и правовой культуры. Здесь же следует ответить на вопрос о соотношении понятий «правовая система» и «система права». Далее следует сформулировать понятия «национальная правовая семья», «правовая семья», выявить их соотношение.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на особенности типологии как процедуры научного познания. Многообразие подходов к типологии правовых систем обусловлено, прежде всего, различием в выборе критериев типологии. Вместе с тем, основными критериями являются юридическая техника и система ведущих источников права. В рамках этого же вопроса необходимо четко представлять себе понятие и соотношение правовой системы и правовой семьи.

Подготовка к третьему-шестому вопросам предполагает использование учебников не только по «Теории государства и права», но и по такой дисциплине, как «Сравнительное правоведение».

Знание третьего вопроса предполагает понимание особенностей развития англо-саксонской правовой семьи. Необходимо знать, почему в этой правовой семье основным источником права стал судебный прецедент, и почему влияние римского права было незначительно. Необходимо знать общие признаки этой правовой системы, а также специфические характерные черты правовой системы Великобритании и США.

Четвертый вопрос требует знать исторические предпосылки и особенности становления и развития Романо-германской правовой семьи. Роль средневековых университетов в формировании правовых систем континентальной Европы. Необходимо также знать общие признаки этой правовой семьи и частные специфические особенности германского (ФРГ) и романского (Франция) круга.

При подготовке к пятому вопросу следует обратить внимание, что на современном этапе характерно сочетание как традиционно-религиозных начал в организации правовой жизни, так и классических (светских) современных источников права. Вместе с тем, основу мусульманского права образуют так называемые первичные (религиозные) источники: Коран, сунна, иджма, кияс. В рамках вопроса необходимо свободно ориентироваться в таких понятиях, как: «фикх», «иджтихад», «мазхаб».

Изучая шестой вопрос, необходимо выявить ареал распространения данной правовой семьи, ее особенности в сравнении с другими правовыми системами. Особе внимание следует уделить особенностям системы источников права, роли идеологии. Здесь же необходимо уяснить особенности правовых систем постсоциалистических государств, в том числе России.

Практические задания

1. Используя учебники и учебные пособия, заполните таблицу «Основные правовые системы»:


Правовая семья Регион/ Страны Источники права Особенности структуры права Особенности юридической практики Особенности правосознания
Романо-германская          
Англо-саксонская          
Религиозная -мусульманское право – индусское право          
Традиционная          
Социалистическая          

2. Задания для размышления и дискуссии

1. Некоторые современные исследователи предлагают выделять в качестве самостоятельной славянскую правовую семью. По мнению, например, В.Н. Синюкова, нельзя бывшие социалистические Россию, Белоруссию, Украину считать вернувшимися в лоно романо-германской семьи. «Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, – считает В.Н. Синюков. – сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов». Выскажите свою позицию по данному поводу, аргументируйте.

2. Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Как вы понимаете содержание данного явления? Свой ответ аргументируйте.

3. По мнению Д.Р. Шафеева «действующая правовая система Российской Федерации начала формироваться в результате рецепции ценностей правового государства и соответствующих изменений принципов правового регулирования, что стало возможным в результате процесса общемировой интеграции». Выскажите свою позицию по данному вопросу, аргументируйте. Оказало ли влияние вхождение в состав социалистической правовой семьи на современную российскую правовую систему?

 

 

Тема 19. Правоотношения

Практическое занятие

 

Целью практического занятия является закрепление знаний о понятии, составе и видах правовых отношений, посредством формирования навыков работы с текстом нормативных правовых актов, умения логично и последовательно излагать материал, формулировать аргументы и анализа конкретных ситуаций.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие и виды правоотношений.

2. Состав и содержание правоотношений.

3. Субъекты и объекты правоотношений.

4. Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

 

Основные понятия: правоотношение, состав правоотношения, субъект правоотношения, объект правоотношения, содержание правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, неполная дееспособность, ограниченная дееспособность, юридический факт, событие, действие, факт-состояние, юридический акт, юридический поступок, сделка, фактический состав.



2015-12-06 454 Обсуждений (0)
Рекомендации для подготовки. Целью практического занятия является закрепление представлений о понятии и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации для подготовки. Целью практического занятия является закрепление представлений о понятии и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)