Инновационные методики в социокультурной сфере
Новация представляет собой начальную стадию процесса получения новшества, как принципиально иного невиданного ранее явления. Этим явлением может быть не только новая форма деятельности, но и методический прием, который способен изменить содержание. Реализация цепочки «новация – новшество» в практической деятельности невозможна без третьего звена инновации – действий, способствующих трансформации новации (новое, небывалое) в явление. Таким образом, три звена новация – инновация – новшество (нововведение как синоним новшества) представляют собой законченный цикл получения новшества, в том числе социокультурного. При этом под социокультурной новацией понимается идея, модель, способная реализоваться в социокультурную технологию, методику, услугу; а также действия по организации, регулированию, стимулированию и реализации новации. Социокультурное новшество представляет собой продукт инновационной деятельности (инновации) в виде социокультурной технологии, методики, услуги. При этом главным условием зарождения и развития инновационных методикв социально-культурной среде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей В силу этого любая из общепринятых социально-культурных методик, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняют или изменяют в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной методики. Суть альтернативных методик, используемых в социально-культурной сфере, во многих случаях составляет отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых принципов и замена их другими, альтернативными. Группа методик, объединенных по уровню и объему социально-культурных нововведений: методики с инновациями глобального характера, направленные на решение общечеловеческих социокультурных проблем, инновационные методики с региональными или локальными нововведениями. Группа методик по масштабу использования нововведенийобъединяет единичные социально-культурные инновации, которые осуществляются на одном объекте, и диффузные, распространяемые на несколько или многие объекты. Группа инновационных методик, объединенных по сферам социально-культурной деятельности: методики с нововведениями в сферах досуга, народной художественной культуры, образования, социальной защиты и реабилитации. Инновационный технологический процесс базируется на деятельности по использованию научных знаний и практического опыта с целью получения нового или совершенствования уже существующего социально-культурного обслуживания населения. Хотя с социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных методик никогда не является легким и для всех долгожданным. Перечисленные этапы работы над нововведениями - от возникновения до внедрения в практику - представляют собой инновационный цикл, на продолжительность которого влияют факторы, вызывающие его торможение. Среди них можно выделить: -группу факторов социально-экономического характера: дефицит финансирования, нехватка высокопрофессиональных кадров, распространение безработицы, низкий уровень жизни населения. -группа факторов психологического характера, обусловленные наличием разнообразных барьеров мировоззренческого или информационного плана. К этой группе можно отнести консерватизм мышления работников социально-культурной сферы, отсутствие у них инициативы и творческого подхода к решению возникающих в ходе профессиональной деятельности проблем С целью преодоления факторов, сдерживающих процесс внедрения инноваций в практику, разрабатываются специальные программы, обеспечивающие позитивное восприятие нововведений. Одним из механизмов, ослабляющих факторы торможения инноваций, является стимулирование творчества работников. Для этого:- создаются условия, поддерживающие творческую атмосферу в организации; - поощряется инновационная деятельность молодых специалистов; - проводятся регулярные конкурсы инноваций; - оказывается материальная и моральная поддержка творческим работникам. [1] Федеральные программы в области культурного развития Российской Федерации · Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ · Федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010 гг.)"(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740) Цели программы: сохранение культурного наследия России, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам, для сохранения и развития культурного потенциала нации, для адаптации сферы культуры применительно к рыночным условиям существования, интеграция в мировой культурный процесс.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1876)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |