Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции



2015-12-06 616 Обсуждений (0)
Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




Себестоимость продукции – один из важнейших показателей функционирования предприятия, отражающий все стороны его хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех видов производственных ресурсов. От его уровня зависят финансово – экономические результаты деятельности предприятий, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Под себестоимостью продукции (работ или услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: амортизируемой части основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, труда используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения доходов и расходов. Себестоимость – один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить ее динамику, тенденции выполнения плана по уровню затрат, влияние факторов на прирост, резервы, а также дать оценку мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

- оценка себестоимости продукции, издержек производства и обращения на основе анализа приведенных затрат;

- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

- анализ себестоимости отдельных видов продукции;

- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются:

- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

- уровень затрат на рубль произведенной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные статьи затрат.

В процессе планирования и анализа экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов:

- повышение технического уровня производства;

- улучшение организации производства и труда;

- изменение объема, структуры и размещения производства;

- улучшение использования природных ресурсов;

- развитие производства.

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться в результате изменения:

- объема продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных затрат на единицу продукции;

- суммы постоянных расходов.

Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос, продавать ли небольшой объем изделий по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или, используя эффект масштаба, продавать большой объем продукции, ориентируясь на массового покупателя, по относительно низкой цене. Второй путь требует снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.

По месту в процессе производства все расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с объемом производства), полупеременные, полупостоянные (остающиеся постоянными до определенных пределов роста объема продукции) и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода). Все группы расходов в бухгалтерском учете подразделяются на условно – переменные и постоянные. Первые составляют технологическую себестоимость продукции и учитывают прямые расходы. Переменные характеризуют хозяйственные расходы, связанные с ростом объема продукции. Постоянные расходы связаны с управленческо – административной деятельностью, то есть показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация), оплата руководства.

При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют точку безубыточности и прибыли или порог рентабельности – это точка, где выручка от продаж такова, что уже нет убытков, но еще нет прибыли. Метод прямого вычисления себестоимости (директ – костинг) основан на вычитании из выручки продаж прямых расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ – костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельного вклада, который отличается от прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности.

Расчет себестоимости по переменным затратам дает возможность избежать сложных вычислений постоянных расходов, сравнить выручку от продаж с предельным вкладом, списать все периодические расходы на реализованные товары и оценить товарные остатки на складах по переменным расходам. Последнее обстоятельство позволяет перенести риск от непродажи товаров на текущий год, уменьшив прибыль и, как следствие, налоги.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амортизационные отчисления, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно – управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Удельные переменные издержки зависят от постоянства выпускаемой продукции: для производства каждого последующего изделия требуется на 21% меньше переменных затрат, чем на предыдущее.

Сокращение переменных затрат происходит за счет приобретения исполнителями опыта и навыков, т.е. происходит сокращение времени – затрат труда.

В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции умножается на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты суммируются.

В процессе анализа необходимо оценить также изменения структуры затрат и выявить ее динамику по элементам. Уменьшение доли заработной платы и увеличение доли амортизационных отчислений свидетельствуют о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня коопераций и специализации предприятия.

Затраты на рубль произведенной продукции – важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Это универсальный показатель, его можно рассчитывать в любой отрасли производства, он наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Данный показатель исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство и реализацию продукции на стоимость произведенной продукции в действующих ценах. Если это отношение окажется меньше единицы, производство продукции является рентабельным, если выше единицы – убыточным. В процессе анализа следует изучить уровень выполнения плана и динамику затрат на рубль продукции, а также провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.



2015-12-06 616 Обсуждений (0)
Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)