Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Первые великие изобретения, их роль в истории человечества



2015-12-06 1383 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Первые великие изобретения, их роль в истории человечества 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерно 100 тысяч лет назад человек научился использовать огонь; огонь служил не только для приготовления пищи или обогрева, но, в первую очередь, был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту: размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где прятались охотники с копьями и дубинами. Данные археологии говорят о чрезвычайной эффективности загонной охоты – на первобытной стоянке были найдены кости 10 тысяч лошадей, которых загоняли к крутому обрыву.

Пытаясь выжить в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты; примерно 13 тысяч лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных. В это время была одомашнена собака - люди «заключили союз» с предками собак, шакалами, и стали помогать друг другу на охоте. Появляется

гарпун и получает распространение рыболовство; охотники создают первые рыбачьи

лодки-долбленки. Наряду с охотой все больше распространяется собирательство;

собирательством съедобных растений обычно занимались женщины, в то время как

охота была занятием мужчин. Смысл всех технических достижений древнего человека, в конечном счете, сводился к попыткам расширения его экологической ниши. Объем экологической ниши определяется размерами существующих пищевых ресурсов; технические достижения, например, освоение рыболовства, приводят к увеличению этих ресурсов, т. е. к расширению экологической ниши.

Усовершенствование методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако оно не шли в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. В это время произошла так называемая неолитическая революция - была освоена технология земледелия, люди научились сеять пшеницу и собирать урожай. Если прежде для прокормления одного охотника требовалось 20 кв. км охотничьих угодий, то теперь на этой территории могли прокормиться десятки и сотни земледельцев – экологическая ниша расширилась в десятки, в сотни раз. К охотникам, вынужденным постоянно сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался «золотой век» в истории человечества. Освоение мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей неолитической революции. Вторым этапом стало освоение ирригационного земледелия. При мотыжной технологии обрабатываемая земля быстро истощалась, и через два-три года земледельцы были вынуждены переходить на новый участок; при наличии ирригации плодородие почвы восстанавливается за счет наносов ила, урожайность остается стабильно высокой и земельные ресурсы используются полностью. Значение ирригационной революции подтверждают следующие цифры. Плотность населения при охотничьем хозяйстве составляет около 0,05 чел/кв. км, при мотыжном земледелии – до 10 чел/кв. км, при ирригационном земледелии она достигает 100-200 чел/кв. км.

Гениальным изобретением человечества стали лук, тетива и стрелы, явившиеся, по сути, первыми техни­чески сложными орудиями. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблю­дательности и большого технического опыта. С помощью лука стало возможным передавать и преобразовывать движение: выпущенная стрела, сверлильное приспособ­ление, музыкальный инструмент. Лук и стрела позволили человеку убивать животных и птиц на рас­стоянии 100—150 м, а в отдельных случаях длина полета стрелы доходила до 900 м. Появившиеся еще в мезолите (12-7 тыс. лет до н.э.), они стали основным видом оружия вплоть до XVII в. Формы лука, как и других составных орудий, под­вергались на протяжении многих тысячелетий много­кратным модернизациям, связанным с открытием новых материалов и технологий, получением новых знаний в области эргономики. При этом принципиальная конст­руктивная схема, функциональная идея их остается по сей день во многих случаях без особых изменений.

Человечество на заре технической цивилизации сде­лало немало великих открытий и изобретений, каждое из которых поднимало его на новую ступень развития, открывало все новые и новые технические возможности. Среди таких ступеней - искусственное добывание огня (ок. 40 000 г. до н.э.), изобретение весла и лодки (ок. 10 000 г. до н.э.), давшее человеку первое транспортное сред­ство; сверление, пиление и шлифовка камня (6 000 г. до н.э.), приведшие к настоящей революции в обществе; мо­тыжное земледелие (ок. 8 000 г. до н.э.)

Колесо и повозка.Считается, что прообразом колеса стали катки, ко­торые подкладывали под тяжелые стволы деревьев, лод­ки и камни при их перетаскивании с места на место. Среднюю часть такого катка обжигали, отчего она стано­вилась тоньше, обеспечивая равномерное передвижение груза. В ходе дальнейших усовершенствований от цель­ного бревна остались только два валика с осью между ними. Позднее их стали изготавливать отдельно и скреп­лять между собой. Таким образом было изобретено коле­со в собственном смысле этого слова (ок. 4000 г. до н.э.) Позже для облегчения общей конструкции колеса в нем выпиливали отверстия, еще позже появился обод и спицы.

Трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники как открытие колеса. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное ко­лесо и блок - вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Каждое из этих изобре­тений составило эпоху в жизни человечества.

 



2015-12-06 1383 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Первые великие изобретения, их роль в истории человечества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Первые великие изобретения, их роль в истории человечества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)