Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 23. Архитектура, производственное искусство и дизайн в Советской России



2015-12-06 1567 Обсуждений (0)
Вопрос 23. Архитектура, производственное искусство и дизайн в Советской России 0.00 из 5.00 0 оценок




Перемены в России, принесенные Октябрьской революцией, также коснулись искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекват­ных замен, отвечающих революционным идеалам. Поиски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений. Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм по­высить конкурентоспособность своих изделий, то в до­революционной России заказ со стороны про­мышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов). В первом десятилетии XX века мировой живописный авангард неуклонно двигался в сторону беспредметности. В 1910-1914 гг. в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного творчества. Первым пред­ставителем его был Василий Кандинский, абстрактные работы ко­торого появились в 1910 году. В 1914 году свои варианты беспредметности создали Владимир Татлин и Казимир Малевич. Худож­ники-авангардисты рассматривали беспредметность как логическое продолжение форм прежнего искусства, сту­пень в лестнице, по которой движется мировое искусство.

Супрематизм.Одним из первых русских авангардных течений в искусстве XX века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем для определения аб­страктных композиций, впервые представленных им в декабре 1915 года на последней футуристической выс­тавке картин "О, 10" (ноль, десять) в Петрограде. Термин "супрематизм" происходит от латинского корня "suprem" образовавшему в родном языке художника, польском, слово "supremacja", что в переводе означало "превосход­ство", "доминирование". Движение супрематизм полностью игнорировало ре­альность изображаемого объекта, что являлось выраже­нием протеста против натурализма в искусстве. Большую роль в выходе супрематизма в объем сыг­рало творчество архитектора и художника Лазаря Лисицкого. В 1919-1921 гг. Лисицкий создает свои "проуны" (проекты утверждения нового) - аксоно­метрические изображения находящихся в равновесии раз­личных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий оказался своеобразным катали­затором, ускорившим бурное формирование объемного супрематизма. В середине 20-х годов Малевич делает новый шаг в процессе "выхода" супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций в реальном простран­стве - архитектон. Одновременно с созданием архитектон Малевич разрабатывает "планиты" - графические чер­тежи жилых домов "землянитов", представляющие со­бой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимно пересекающихся параллелепипедов.

Конструктивизм.Родоначальником конструктивизма считается Вла­димир Татлин с его всемирно известным проектом 400 метрового памятника III Интернационалу. Внутри опоя­санной переплетенными решетчатыми спиралями башни предлагалось подвесить четыре объема, вращающихся с разной скоростью, предназначенные для размещения здесь главных учреждений государства будущего. Осо­бенность проекта Татлина заключается в том, что глав­ную образно-символическую роль он передал ажурной спиральной металлической конструкции. Она оголена и вынесена наружу. Функциональные остекленные объемы подвешены внутри этой конструкции один над другим: куб, пирамида, цилиндр и полусфера. Нижнее помещение (куб), предназначенное для международных съездов, кон­ференций и законодательных собраний делает один обо­рот в год вокруг вертикальной оси. Среднее помещение (пирамида) с размещенными в нем административно-ис­полнительными органами делает один оборот в месяц. Верхнее помещение (цилиндр) - информационный центр вращается со скоростью одного оборота в сутки. Башня Татлина стала одним из символов нового искусства, своеобразной визитной карточкой конструк­тивизма, одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX века. По мнению специалистов, влияние этого проекта на современную архитектуру более значитель­но, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX века. Татлин помог многим архитекторам преодолеть оп­ределенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения.

Производственное искусство.Наряду с различными авангардными художествен­ными течениями в послереволюционной России нарож­дается движение "Производственное искусство", уходя­щее корнями в футуризм начала XX в., проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отри­цали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельнос­ти». Движение это зародилось вне промышленной сфе­ры: с одной стороны, оно опиралось на художников ле­вых течений, которые в процессе формально-эстетичес­ких экспериментов "выходили" в предметный мир, а с другой - на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому производственное искусство носило ярко выра­женный социально-художественный характер. Производ­ственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали соци­альный заказ промышленности. Теория про­изводственного искусства начинала формироваться в условиях, когда еще самого производственного искусст­ва, как сферы творчества не было. Развитие теории опе­режало развитие практики. Производственное искусство принадлежит, в большей степени, к сфере художественной деятельности. С производственным искусством связаны такие имена художников-авангардистов, как Александр Родченко, Лазарь (Эль) Лисицкий, Владимир Татлин, Варвара Степанова и другие.



2015-12-06 1567 Обсуждений (0)
Вопрос 23. Архитектура, производственное искусство и дизайн в Советской России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 23. Архитектура, производственное искусство и дизайн в Советской России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)