Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Вопрос 21. Модерн в культуре и дизайне Европы и России. Формообразование в стиле Модерн




Новый стиль возник на рубеже XIX - XX вв. почти одновременно во многих европейских странах. Его важ­ной чертой стал возврат к функциональности, освобож­дение от излишков декора, обращение к национальным традициям. Результатом такой стилизации было создание со­вершенно новых форм, подчинение единому формообра­зующему началу. Хронологически новый стиль определяют 1887-1914 гг. Утвердившись в большинстве стран Европы, он полу­чил везде разное название. Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" от назва­ния парижского магазина-салона "Maison de l’Art Nouveau" ("Дом нового искусства"). Во Франции также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара (1867-1942), автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль на­зывали также "стилем Орта", по имени архитектора Вик­тора Орта. Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль лилий", "стиль волн" и пр. В Германии это был "Югендстиль", в Италии - "цветочный стиль" или "Ли­берти", от одноименного названия лондонского универма­га Артура Либерти. В Австрии ис­пользовался термин "сецессион", по названию группы Sezession, созданной в 1897 г. в Вене радикально настроенными молодыми художниками, скульпторами, архитек­торами, провозгласившими разрыв с академическим ис­кусством.



Стилистической особенностью ар нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Линии ар нуво часто напоминают динамичные, волнистые арабески, проникну­тые органической энергией и жизненной силой растений. Фирменным знаком линии Арт Нуво стал зна­менитый рисунок Германа Обриста "Удар бича" 1895 года для вышивки на пор­тьерах. Отрицание художни­ками нового стиля господствовавшей в то время эклекти­ки, а вместе с ней тяжеловесных форм, статичных и симметричных композиций привело к асимметричным ком­позициям, элементы которых находились в динамическом равновесии. Другой особенностью модерна стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетичес­кий стиль, в котором все элементы архитектурного объек­та, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. В классических образцах модерна архитекторы при проектировании инте­рьеров решали не только задачи организации простран­ства, но и в едином стилистическом ключе проектирова­ли мебель для этих интерьеров, разрабатывали рисунки обоев и витражей, формы светильников и подсвечников, и даже сервизы посуды и наборы канцелярских прибо­ров. Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту целостность и художественную завершенность.

Стилевые направления в модерне.Природа была неиссякае­мым источником идей для художников ар нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья, благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили материалом для творческих фантазий. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни), раковина, волна, пламя, облако, экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям. Также любая другая необычная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живо­го узора. Яркие и грациозные насекомые и птицы - стре­козы, павлины и ласточки - прекрасно поддавались сти­лизации, подходили для этого и такие представители животного царства, как змеи и борзые собаки. Часто использовались восточные мотивы. В большой моде было изображение женского тела, особенно в сочетании с фан­тастическими завитками и волнами длинных волос, на­поминающими то языки пламени, то океанские волны. Это художественное направление получило назва­ние "флореального". Яркими образцами флореального направления в модерне являются работы бельгийских, французских, не­мецких, испанских мастеров.

На другом принципе строили свой поиск мастера венского «Сецессиона» и "шко­лы Глазго", возглавляемой Чарльзом Ренни Макинтошем. Они создавали "более сдержанную разновид­ность ар нуво". Свободно текущие линии здесь были под строгим контролем. В центре их внимания были чистые геометрические формы, во многом предвосхитив­шие прямоугольную функциональность модернизма двад­цатого века.Чарлз Ренни Макинтош был одной из самых влия­тельных фигур в позднем ар нуво. Вместе с женой Маргарет Макдональд Макинтош он возглавлял объединение шотландских дизайнеров "Груп­па четырех", которая была частью большого союза ре­месленников, работавших в новом стиле. Макинтош раз­работал особый вид "конструктивного орнамента", по­средством которого контур предмета превращался в эле­мент декора. Геометрия чистых форм стиля школы Глазго оказа­ла влияние на развитие ар нуво в Германии и Австрии.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)