Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Вопрос 18. Развитие идей первых теоретиков дизайна. Готфрид Земпер и Франц Рело




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале XIX века закан­чивается длительный период развития ремесленного дизайна (как господствующей формы дизайна) и начн­ется новый этап - этап индустриального, промышленного дизайна. Основой внутреннего изменения дизайна явилось начало массового производства, ибо именно оно позволило впервые увидеть не отдельные вещи, а массу вещей и оценить, какую роль эти отштампованные однотипные изделия и новые машины могут сыграть в истории человеческой культуры, в истории цивилизации.

Следующий шаг в теории дизайна - это постепенное осознание роли техники, пока еще не передовой техники, а производственной технологии. Здесь боль­шую роль в понимании принципов производства краси­вых и технологичных вещей сыграли труды крупного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879). Как и большинство людей, чья деятельность связана с искусством предметного мира, Земпер придерживался революционных убеждений. Его взгляды привели к принци­пиально новой постановке вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного худо­жественного творчества. Г. Земпер показал, что наука, технический прогресс предоставляют в распоря­жение художественной практики такие материалы и спо­собы их обработки, которые еще не освоены эстетически. Временные сроки, необходимые для эстетического осво­ения нововведений в процессе исторического развития постоянно сокращаются. Это происходит благодаря все большим разрешающим возможностям техники и все большему художественному опыту, накапливаемому с раз­витием искусства. Всемирную известность в теории дизайна Земпер завоевал своим фундаментальным трудом "Стиль в тех­нических и тектонических искусствах или практическая эстетика", первые два тома которого вышли в 1860 и 1863 годах. Третий же, трактовавший вопросы влияния на искусство различных социально-политических порядков, был уничтожен автором. Основное, что ввел Земпер в будущую теорию дизай­на - это учение о причинах, определяющих характер формы вещей. По Земперу, форма каждой вещи определя­ется:



· во-первых, целью, которой эта вещь служит, то есть ее функцией,

· во-вторых, материалом, из которого она сделана,

· в-третьих, характером технологии производства этой вещи,

· в-четвертых, господствующи­ми в обществе социально-политическими

порядками.

Мысли Земпера дали возможность иначе взглянуть на вещи и понять, что их форма и декор не произвольно определяются волей художника, а неразрывно связаны с функцией, зависят от материала и от способа производ­ства. Мягкая пластичная глина и вращающийся гончар­ный круг определили появление округлых, гладких, плав­ных форм керамических сосудов - ваз, амфор, чашек, кувшинов, горшков, а от техники переплетения нитей, предопределенной конструкцией ткацкого стана, зависит орнамент ткачества и вышивки, построенный на кресто­образных, лестничных, прямоугольных узорах. Учение Земпера было шагом вперед по сравнению с учением Рескина. Земпер тоже считал, что его время губительно для искусства, но не из-за введения машин, а из-за господства капиталистических отношений. "Все­общий упадок, - писал он, - коренится в глубоких соци­альных причинах". Земпер был не против нового машин­ного способа производства, а за то, чтобы понять его закономерности, специфику, его особую эстетику. Отсю­да был один шаг до признания самой машины красивой.

Этот шаг сделал немецкий инженер и ученый Франц Рело (1829-1905), создатель теории машин, господствовавшей до середины XX века. Рело был ши­роко образованным человеком, он понимал роль техни­ческого прогресса в развитии общества и считал истори­ческой ошибкой резкое разграничение искусства и тех­ники, которые могли бы объединиться в едином гармоническом развитии. Рело делил все народы на две большие группы в зависимости от способности проникновения в тайны сил природы:

к первым, по его терминологии, манганистическим, изменяющим природу (от греческого "менганон" - искусственное устройство, приспособление, механизм) он относил христианские нации;

ко вторым - натуристическим, лишь обороняю­щимся от природы или иногда безотчетно подслушиваю­щим у нее некоторые рецепты - арабский мир.

Переход­ным от натурализма к манганизму считал японцев, соединивших способности обеих групп. Манганистическое отношение к действительности, по Рело, не только создало промышленность, но и содействовало расцвету культуры. Но вместе с тем Рело признавал и негативное влияние машины на природу, в том числе и на человека, причем в последнем случае, не только физическое, но и нравственное. Однако он считал, что "искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только большие усилия, чтобы удов­летворить обоим, большая стойкость и духовное углубле­ние в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины". Общий же вывод, к которому пришел ученый, был следующий: техника, основанная на науке или научная техника, как он выражался, "становится носительницей культуры, сильною, неутомимою работницей в деле ци­вилизации и образования рода человеческого". Процесс конструирования машин Рело воспринимал как творческий, несущий отпечаток личности инженера. А потому этот процесс может быть связан с красотой, с вопросами формообразования как искусства. В 1862 поду Рело опубликовал работу "О стиле в машиностроении", где развивал идеи введения архитектурных форм в ма­шиностроение. Рело утвердил машину как объект приложения творческих, художественных способностей. Он поставил вопрос даже о национальных чертах в машиностроении, наглядно показывая, как по-разному выглядят станки, примерно, одинакового назна­чения, спроектированные в одном случае английскими, а в другом - французскими инженерами. В трудах Рело делается ударение на художе­ственные компоненты дизайна, но теперь уже в прило­жении не к потребительской вещи, а к машине. Это было шагом вперед. Франц Рело оценил роль технического компонента и впервые в истории дизайна связал технику с куль­турой.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3129)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7