Вопрос 22. Европейский авангард начала XX столетия. Новая эстетика в искусстве и дизайне
Рождение абстрактного искусства.Промышленная революция подорвала старый порядок. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, культуры подверглись кардинальному пересмотру. Потребность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917) и Германии (1918). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. В сфере культуры авангардистские движения XIX в. опрокинули веками складывавшиеся каноны и нормы, разрушили прежние традиционные представления. Художники-авангардисты решительно сжигают мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности. В истории искусства девять лет с 1905 по 1914 гг. оказались крайне плодотворными: совершенно невозможно определить одним понятием все разнообразие направлений и стилей этого периода. Сознавая, что они вступают в новый век, художники более всего стремятся быть современными и оригинальными. Изменение становится движущей силой, обновление - основополагающей целью. В поисках новых путей, художники подвергали сомнению традиционные представления о красоте, форме и пространстве, о сюжете и колорите, они все глубже погружались в природу чувства, интеллекта или чистого разума. Кубизм.Зарождение современного абстрактного искусства связывают с именем Пабло Пикассо, а точнее с появившейся в 1907 году его работой "Авиньонские девицы", которая была признана первой кубической картиной. Разбивка изображения человеческого тела на составные части на площади холста в своей грубой наглядности выражала принципиально новый подход к живописному изображению. Решительно изменив традиционное соотношение между трехмерной реальностью и ее изображением на плоскости картины кубисты отказались от иллюзии пространства как необходимого элемента живописного образа. Кубисты не стремились воспроизвести внешность вещей с одной-единственной позиции; они обходят их кругом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пытались расширить пределы оптического видения. Кубисты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон сверху и снизу, изнутри и снаружи. К 1910 году кубизм прочно сформировался в стилевое направление. К Пикассо присоединился ряд художников, одним из которых был Жорж Брак. Они вместе положили начало следующей стадии кубизма, известной под именами "синтетический" или "коллажный" кубизм, от французского слова "соllagе"- техника склеивания. Пикассо и Брак создавали натюрморты, почти полностью составленные из приклеенных кусочков разных материалов, с последующим приданием композиции завершенности всего несколькими линиями. Они создают композиции из веревок, кусков дерева и листов железа, словом из всего, что пробуждало их фантазию. Этот новый стиль изменил сам процесс творчества, еще более сближая сферу чистого искусства и дизайна. Футуризм.Культ машины достигает своей кульминации в произведениях группы итальянских художников, объединившихся под знаменем футуризма. Примкнувшие к этой группе художники бросали вызов образцам и идеалам прошлого. В первом "Манифесте футуризма" (1909) Филиппо Томмазо Маринетти заявляет, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо большее впечатление, чем любая классическая скульптура, вроде Ники Самофракийской. Он провозглашает наступление промышленной эры, эпохи скоростей, приветствует любовь к опасности, безудержную энергию фабрики, стройки, локомотива и аэроплана. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-футуристы воспевали в своих картинах и скульптурах динамику и грохот современного индустриального города. Абстракционизм.Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дошли до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Новации Брака и Пикассо довели до логического завершения другие художники. Художники Фернан Леже и Робер Делоне подошли к самому порогу абстрактного искусства, а в произведениях Василия Кандинского и Казимира Малевича язык живописи становится последовательно беспредметным, безобразным и бесформенным. Одним из самых крайних радикалов среди абстракционистов был Питер Мондриан (1872-1944). Под влиянием кубизма он выработал абсолютно беспредметный стиль, который назвал "неопластицизмом". Согласно концепции неопластицизма трехмерный объем должен быть сведен к новому элементу пластики - к плоскости. Мондриан отказывается от создания иллюзии существования какого-либо объекта на полотне, тем самым исключается сама возможность изображения предметного мира. Основными элементами в его творчестве становятся чистый цвет и плоскости, их равновесие и внутренние соотношения. По его воззрению, все в живописи основано на распределении и противопоставлении плоскостей чистых цветов: голубого, красного, желтого, к которым добавляются черный и различные оттенки белого. Особое влияние творчество Мондриана оказало на специалистов, занимающихся предметными формами - архитекторов, дизайнеров, наиболее остро воспринимающих работы Мондриана. Голландская группа "Де Стейл".Во время Первой мировой войны центр художественного творчества переместился из Франции и Германии в страны, сохранившие нейтралитет. В городе Лейдене (Голландия) Тео ван Дусбургом был основан журнал "Де Стейл" (Стиль), который должен был стать форумом для радикально настроенных художников, графиков, архитекторов. Движение "Де Стейл" не было закрытой группой. 17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала. Здесь публикуют теории и манифесты, основоположники группы Ван Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей "Де Стейл". Журнал, согласно теориям Ван Дусбурга и Мондриана, способствовал развитию нового строго абстрактного стиля, основанного на исключительном использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и другими первичными цветами. Группа "Де Стейл" отказалась от изображения природы и относилась к живописи как автономной системе форм, плоскостей и цвета. Для художников "Де Стейл" чистая абстракция и строгий геометрический порядок были формально эстетическим выражением современного индустриального и технизированного общества. Формообразование в дизайне должно ограничиться простыми постоянно повторяемыми базовыми элементами, а продукт дизайнера призван соединить формально-эстетические идеалы с функциональными и социальными требованиями массового производства. 0н одновременно является продуктом потребления и произведением искусства, и, таким образом, отвечает авангардистским требованиям нового единства искусства и жизни.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |