Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Вопрос 22. Европейский авангард начала XX столетия. Новая эстетика в искусстве и дизайне




Рождение абстрактного искусства.Промышленная революция подорвала старый поря­док. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, куль­туры подверглись кардинальному пересмотру. Потреб­ность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917) и Германии (1918). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. В сфере культуры аван­гардистские движения XIX в. опрокинули веками скла­дывавшиеся каноны и нормы, разрушили прежние тра­диционные представления. Художники-авангардисты ре­шительно сжигают мосты с прошлым в поисках абсолют­но новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности. В истории искусства девять лет с 1905 по 1914 гг. оказались крайне плодотворными: совершенно не­возможно определить одним понятием все разнообразие направлений и стилей этого периода. Сознавая, что они всту­пают в новый век, художники более всего стремятся быть современными и оригинальными. Изменение становится дви­жущей силой, обновление - основополагающей целью. В поисках новых путей, художники подвергали со­мнению традиционные представления о красоте, форме и пространстве, о сюжете и колорите, они все глубже погружались в природу чувства, интеллекта или чистого разума.



Кубизм.Зарождение современного абстрактного искусства связывают с именем Пабло Пикассо, а точнее с появившей­ся в 1907 году его работой "Авиньонские девицы", которая была признана первой кубической картиной. Разбивка изоб­ражения человеческого тела на составные части на площади холста в своей грубой наглядности выражала принципиаль­но новый подход к живописному изображению. Решительно изменив традиционное соотношение между трехмерной реальностью и ее изображением на плоскости картины кубисты отказались от иллюзии про­странства как необходимого элемента живописного обра­за. Кубисты не стремились воспроизвести внешность ве­щей с одной-единственной позиции; они обходят их кру­гом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пы­тались расширить пределы оптического видения. Куби­сты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон сверху и снизу, изнутри и снаружи. К 1910 году кубизм прочно сформировался в стиле­вое направление. К Пикассо присоединился ряд худож­ников, одним из которых был Жорж Брак. Они вместе положили начало следующей стадии кубиз­ма, известной под именами "синтетический" или "коллажный" кубизм, от французского слова "соllagе"- тех­ника склеивания. Пикассо и Брак создавали натюрмор­ты, почти полностью составленные из приклеенных ку­сочков разных материалов, с последующим приданием композиции завершенности всего несколькими линиями. Они создают композиции из веревок, кусков дерева и листов железа, словом из всего, что пробужда­ло их фантазию. Этот новый стиль изменил сам процесс творчества, еще более сближая сферу чистого искусства и дизайна.

Футуризм.Культ машины достигает своей кульминации в про­изведениях группы итальянских художников, объединив­шихся под знаменем футуризма. Примкнувшие к этой группе художники бросали вызов образцам и идеалам прошлого. В первом "Манифесте футуризма" (1909) Филиппо Томмазо Маринетти заявляет, что мчащийся ав­томобиль производит на него гораздо большее впечатле­ние, чем любая классическая скульптура, вроде Ники Самофракийской. Он провозглашает наступление промыш­ленной эры, эпохи скоростей, приветствует любовь к опас­ности, безудержную энергию фабрики, стройки, локомо­тива и аэроплана. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-футуристы воспевали в сво­их картинах и скульптурах динамику и грохот совре­менного индустриального города.

Абстракционизм.Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дошли до полной абстракции, сохранив, хотя и сла­бую, связь между живописным изображением и реаль­ными объектами. Новации Брака и Пикассо довели до логического завершения другие художники. Художники Фернан Леже и Робер Делоне подошли к самому порогу абстрактного искусст­ва, а в произведениях Василия Кандинского и Казими­ра Малевича язык живописи становится последователь­но беспредметным, безобразным и бесформенным. Одним из самых крайних радикалов среди абстрак­ционистов был Питер Мондриан (1872-1944). Под влияни­ем кубизма он выработал абсолютно беспредметный стиль, который назвал "неопластицизмом". Согласно концепции неопластицизма трехмерный объем должен быть сведен к новому элементу пластики - к плоскости. Мондриан отказывается от создания иллюзии существо­вания какого-либо объекта на полотне, тем самым ис­ключается сама возможность изображения предметного мира. Основными элементами в его творчестве становят­ся чистый цвет и плоскости, их равновесие и внутренние соотношения. По его воззрению, все в живописи основано на распределении и противопоставлении плоскостей чис­тых цветов: голубого, красного, желтого, к которым добав­ляются черный и различные оттенки белого. Особое влияние творчество Мондриана оказало на специалистов, занимающихся предметными формами - архитекторов, дизайнеров, наиболее остро воспринимаю­щих работы Мондриана.

Голландская группа "Де Стейл".Во время Первой мировой войны центр художе­ственного творчества переместился из Франции и Гер­мании в страны, сохранившие нейтралитет. В городе Лейдене (Голландия) Тео ван Дусбургом был основан журнал "Де Стейл" (Стиль), который должен был стать форумом для ради­кально настроенных художников, графиков, архитекто­ров. Движение "Де Стейл" не было закрытой группой. 17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала. Здесь публикуют теории и манифесты, основопо­ложники группы Ван Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей "Де Стейл". Журнал, согласно теориям Ван Дусбурга и Мондриана, способствовал развитию нового строго абст­рактного стиля, основанного на исключительном исполь­зовании прямых линий в комбинации с белым, черным и другими первичными цветами. Группа "Де Стейл" отказалась от изображения при­роды и относилась к живописи как автономной системе форм, плоскостей и цвета. Для художников "Де Стейл" чистая абстракция и строгий геометрический порядок были формально эс­тетическим выражением современного индустриально­го и технизированного общества. Формообразование в дизайне должно ограничиться простыми постоянно повторяемыми базовыми элемента­ми, а продукт дизайнера призван соединить формально-эстетические идеалы с функциональными и социальными требованиями массового производства. 0н одновременно является продуктом по­требления и произведением искусства, и, таким обра­зом, отвечает авангардистским требованиям нового единства искусства и жизни.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2007)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)