ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Цели и задачи семинарского занятия: Определить специфику истории как науки, рассмотреть основные категории истории: историческое время и историческое пространство, общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории и цивилизации. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. Определить предмет и задачи дисциплины «История Отечества», рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий. Познакомиться с балльно-рейтинговой системой оценивания работы студентов по данной дисциплине. Выполнить форму входного контроля в виде теста.
План: 1. История как наука: · - предмет, принципы и функции исторической науки. · - основные категории истории: общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. 2. Историческое сознание: сущность, формы, функции . 3. Основные концепции общего исторического процесса. 4. Историческое время. Периодизация Всемирной и Российской истории. 5. Предмет и задачи дисциплины «История Отечества». Организация учебной работы.
Семинар 2 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российские исторические школы. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников.
План.
1. Проблемы методологии истории. Принципы и методы исторической науки. 2. Историография и вспомогательные исторические дисциплины. 3. Виды исторических источников. 4. Российские исторические школы.
Рекомендуемая литература по теме:
1. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000. 2. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 3. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. 4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 5. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории Задания для самостоятельной работы: 1.Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, историческое сознание, вспомогательные исторические дисциплины, исторический источник, исторический факт, артефакт, летописи, мемуары. 2.Сформулируйте предмет и задачи следующих вспомогательных исторических дисциплин: историография, палеография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика,сфрагистика, историческая антропология. 3.Охарактеризуйте вклад в историчекую науку следующих русских историков: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н. Гумилев.
Тестовые задания: 1. Первоначальное значение слова «история»: а: исследование б: событие в: рассказ г: развитие
2. Объектом исторической науки считается: а: частная жизнь б: социальные группы в: человеческое общество в его многообразии г: человек
3. Исторический факт- это: а: интерпретация историка б: реальное событие прошлого в: совокупность сведений г: теория истории
4. Окончание афоризма: «Прошлое важно не само по себе, а как пролог в …»
5. Как самостоятельная наука, история утвердилась в: а: XV в. б: XIX в. в: XVII в. г: XX в.
6. Одним из методов исторического исследования является: а: индуктивный б: хронологический в: дедуктивный г: интеграционный
7. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире: а: религиозная б: идеалистическая в: рационалистическая г: материалистическая
8. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах: а: К. Маркса и Ф. Энгельса б: А. Тойнби и Н. Данилевского в: В. Ленина и Н. Бухарина г: Н. Карамзина и С. Соловьева
9. Основоположником формационной концепции истории является: а: К. Маркс б: В. Ленин в: Г. Плеханов г: И. Кант
10. Познавательная функция исторического познания заключается в: а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств б: выявлении закономерностей исторического развития в: выработке научно обоснованного политического курса г: идентификации и ориентации общества, личности
11. Ретроспективный метод изучения истории заключается в: а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени б: классификации исторических явлений, событий, объектов в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события г: описании исторических событий и явлений
12. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности а: Л. Гумилев; б: Л. Мечников; в: В. Докучаев; г: И. Мичурин.
13. Сравнительный метод в истории: а: позволяет сравнивать разные исторические периоды б: выделять исторические законы в: видеть прошлое и предсказывать будущее г: пересматривать историю
14. Формационный подход к изучению культуры признает: а: уникальность, неповторимость каждой культуры; б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры; в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры; г: выделение географического фактора в качестве основания культуры.
15. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется: а: рационализмом б: субъективизмом в: методологией г: историографией
16. При изучении Отечественной истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип: а: больших чисел б: альтернативности в: равновесия г: попадания
17. Установите соответствие а: Н.И. Карамзин б: С.М. Соловьев в: С.Ф. Платонов г: Л.Н. Гумилев 1.«История государства Российского» 2.«Русь и Россия» 3.«Курс лекций по русской истории» 4.«История России с древнейших времен» Cеминар 3.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |