Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ



2015-12-06 447 Обсуждений (0)
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и задачи семинарского занятия:

Определить специфику истории как науки, рассмотреть основные категории истории: историческое время и историческое пространство, общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории и цивилизации. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. Определить предмет и задачи дисциплины «История Отечества», рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий. Познакомиться с балльно-рейтинговой системой оценивания работы студентов по данной дисциплине. Выполнить форму входного контроля в виде теста.

 

План:

1. История как наука:

· - предмет, принципы и функции исторической науки.

· - основные категории истории: общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина.

2. Историческое сознание: сущность, формы, функции .

3. Основные концепции общего исторического процесса.

4. Историческое время. Периодизация Всемирной и Российской истории.

5. Предмет и задачи дисциплины «История Отечества». Организация учебной работы.

 

 

Семинар 2

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российские исторические школы. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников.

 

План.

 

1. Проблемы методологии истории. Принципы и методы исторической науки.

2. Историография и вспомогательные исторические дисциплины.

3. Виды исторических источников.

4. Российские исторические школы.

 


Рекомендуемая литература по теме:

 

1. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.

2. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

3. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

5. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

Задания для самостоятельной работы:

1.Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, историческое сознание, вспомогательные исторические дисциплины, исторический источник, исторический факт, артефакт, летописи, мемуары.

2.Сформулируйте предмет и задачи следующих вспомогательных исторических дисциплин: историография, палеография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика,сфрагистика, историческая антропология.

3.Охарактеризуйте вклад в историчекую науку следующих русских историков: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н. Гумилев.

 

Тестовые задания:

1. Первоначальное значение слова «история»:

а: исследование

б: событие

в: рассказ

г: развитие

 

2. Объектом исторической науки считается:

а: частная жизнь

б: социальные группы

в: человеческое общество в его многообразии

г: человек

 

3. Исторический факт- это:

а: интерпретация историка

б: реальное событие прошлого

в: совокупность сведений

г: теория истории

 

4. Окончание афоризма: «Прошлое важно не само по себе, а как пролог в …»

 

5. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:

а: XV в.

б: XIX в.

в: XVII в.

г: XX в.

 

6. Одним из методов исторического исследования является:

а: индуктивный

б: хронологический

в: дедуктивный

г: интеграционный

 

7. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:

а: религиозная

б: идеалистическая

в: рационалистическая

г: материалистическая

 

8. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:

а: К. Маркса и Ф. Энгельса

б: А. Тойнби и Н. Данилевского

в: В. Ленина и Н. Бухарина

г: Н. Карамзина и С. Соловьева

 

9. Основоположником формационной концепции истории является:

а: К. Маркс

б: В. Ленин

в: Г. Плеханов

г: И. Кант

 

10. Познавательная функция исторического познания заключается в:

а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

б: выявлении закономерностей исторического развития

в: выработке научно обоснованного политического курса

г: идентификации и ориентации общества, личности

 

11. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:

а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

б: классификации исторических явлений, событий, объектов

в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

г: описании исторических событий и явлений

 

12. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности

а: Л. Гумилев;

б: Л. Мечников;

в: В. Докучаев;

г: И. Мичурин.

 

13. Сравнительный метод в истории:

а: позволяет сравнивать разные исторические периоды

б: выделять исторические законы

в: видеть прошлое и предсказывать будущее

г: пересматривать историю

 

14. Формационный подход к изучению культуры признает:

а: уникальность, неповторимость каждой культуры;

б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры;

в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры;

г: выделение географического фактора в качестве основания культуры.

 

15. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:

а: рационализмом

б: субъективизмом

в: методологией

г: историографией

 

16. При изучении Отечественной истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:

а: больших чисел

б: альтернативности

в: равновесия

г: попадания

 

17. Установите соответствие

а: Н.И. Карамзин

б: С.М. Соловьев

в: С.Ф. Платонов

г: Л.Н. Гумилев

1.«История государства Российского»

2.«Русь и Россия»

3.«Курс лекций по русской истории»

4.«История России с древнейших времен»

Cеминар 3.

 



2015-12-06 447 Обсуждений (0)
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)