Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ XIX – начала XX вв. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель и задачи семинарского занятия:

Дать оценку политическим, социальным, экономическим и духовным процессам происходившим в России в конце XIX — начале XX вв. Дать характеристику Николаю II как политику и личности. Анализировать особенности развития капитализма в России и мире. Выяснить причины поражения в Русско-японской войне и установить её последствия. Выявить причины, охарактеризовать ход и отметить итоги революции 1905 — 1907 гг. Дать оценку деятельности Государственных дум Российской империи. Ответить на вопрос: «Почему в России не состоялась парламентская монархия?». Рассмотреть ход аграрной реформы П. А. Столыпина и её результаты.

План:

1. Исторический портрет Николая II.

2. Развитие капитализма в России: особенности и общие черты с общемировой практикой. Деятельность С. Ю. Витте

3. Русско-японская война как срез экономического и политического состояния Российской империи. Причины, ход, итоги и последствия.

4. Революция 1905 — 1907 гг. Причины, характер и значение.

5. Формирование многопартийной системы в России.

6. Деятельность I – IV Государственных Дум.

7. Третьеиюньский государственный переворот. Государственная деятельность П. А. Столыпина. Сущность третьеиюньской монархии. Характеристика политического курса П. А. Столыпина.



8. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портрет Николая II: железная рука в шёлковой перчатке или политическое безволие и двуличие?

2. Соотношение положения фронта и тыла в Русско-японской война: пир во время чумы.

3. В. М. Пуришкевич как охранитель Российской империи.

4. П. А. Столыпин - последний крупный деятель Российской империи.

Рекомендованные материалы по теме:

1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

2. Царствование Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. М., 1994. № 3.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

4. История России. Курс лекций Екатеринбургского университета. Екатеринбург, 1995. Т. 2.

5. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Т. 1.

6. Зырянов П. Н. Столыпин без легенд. М., 1990.

7. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

8. Мельчунов С. П. Последний самодержец. М., 1990.

9. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

10. Российские самодержцы. 1801 — 1917. М., 1994.

11. http://imperator.spbnews.ru/ - сайт о Николае II.

12. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

13. Российская империя. Том IV. Диск 1, 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

Задания для самостоятельной работы:

1.Дайте краткую характеристику историческим личностям: Николай II, Императрица Александра Фёдоровна, Г. Е. Распутин, В. М. Пуришкевич, Г. А. Гапон, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, М. В. Родзянко, А. И. Гучков, П. А. Кропоткин, В. М. Чернов, П. А. Милюков, П. А. Столыпин, С. О. Макаров, В. В. Верещагин.

2.Дайте определения следующим историческим понятиям: монополистический капитализм, империализм, партия, многопартийная система, парламент, Государственная Дума, революционная ситуация.

3.Заполните таблицы:

 

Партии Российской империи (номера подразумевают минимальное количество партий):

Описание партий Социалистические Либеральные Монархические
1. Название 2. Лидеры 3. Год основания 4. Программа (Вопросы: о власти, земельный, национальный)   1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.
       

 

Деятельность государственных дум Российской империи:

 

Период работы Партийный состав Основные задачи Причины роспуска
I      
II      
III      
IV      

 

Тестовые задания:

1. Годы правления Николая II:

а:1896-1917

б:1894-1917

в: 1881-1917

г: 1899-1918

 

2. Финансовую реформу 1897 г., в результате которой был введен золотой рубль, провел:

а: М.М. Сперанский

б: К.П. Победоносцев

в: М.А. Бакунин

г: С.Ю. Витте

 

3. Партия, принявшая в 1903 г. на II съезде программу, ставившую целью установление диктатуры пролетариата:

а: РСДРП

б: "Союз освобождения"

в: "Союз 17 октября"

г: «Союз благоденствия»

 

4. По завершении русско-японской войны Россия потеряла:

а: Среднюю Азию

б: Финляндию

в: Южный Сахалин

г: Аляску

 

5. Первая русская революция началась с:

а: Обуховской обороны

б: Декабрьского вооруженного восстания

в: Штурма Зимнего дворца

г: "Кровавого воскресенья"

 

6. Шествие крестьян к Зимнему дворцу 9 января 1905 г. вошло в историю под названием:______

 

7. До 1905 г. Россия представляла собой государство по типу:

а: аристократической республики

б: конституционной монархии

в: самодержавной монархии

г: демократической республики

 

8. Первой организационно оформилась партия:

а: «кадеты»

б: РСДРП

в: «Союз русского народа»

г: «эсеры»

 

9. Партия «Союз 17 Октября» (октябристы) была образована в:

а: 1903 г.

б: 1898 г.

в: 1905 г.

г: 1917 г.

 

10. Соотнесите имена лидеров и партий начала XX в.:

Кропоткин П. А. партия большевиков
Милюков П. А. партия кадетов
Чернов В. М. партия эсеров
Ленин В. И. партия анархистов

 

11. Последовательность исторических событий революции 1905-1907 гг.:

а: Созыв I Государственной Думы

б: Манифест Николая II о даровании политических свобод

в: «Кровавое воскресенье»

г: Новый избирательный закон - «третьеиюньская монархия»

 

12. Окончанием первой русской революции считается:

а: «Кровавое воскресенье»

б: опубликование Манифеста 17 октября

в: убийство П.А. Столыпина

г: разгон II Государственной Думы

 

13. Первая русская революция завершилась:

а: победой демократических сил

б:значительными уступками царизма в политической сфере

в: полным поражением правительственных сил

г: принятием «Манифеста 17 октября»

 

14. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

а: Сенат

б: Земский Собор

в: Боярская Дума

г: Государственная Дума

 

15. Соотнесите созывы Государственной Думы и их судьбы:

первая распущена досрочно
вторая   распущена в ходе третьеиюньского монархического переворота
третья проработала полный срок
четвертая распущена в ходе Февральской революции 1917 г.

 

16. Центральное место в деятельности I и II Государственных Дум (1906 – 1907 гг.) занимал:

а: национальный вопрос

б: аграрный вопрос

в: военный вопрос

г: вопрос налоговой политики

 

17. Столыпинская аграрная реформа в России началась в:

а: 1861 г.

б: 1917 г.

в: 1906 г.

г: 1870 г.

 

18. Одним из направлений Столыпинской аграрной реформы было (-а):

а: ликвидация помещичьего землевладения

б : разрушение крестьянской общины

в: расширение помещичьего землевладения

г: укрепление крестьянской общины

 

19. Составной частью аграрной реформы П.А. Столыпина было (-а):

а: безвозмездное отчуждение части помещичьих земель в пользу крестьян

б: ликвидация помещичьего землевладения

в: разрешение крестьянам занимать пустующие земли в Сибири и на Дальнем Востоке

г: организация кооперативных хозяйств

 

20. Министром внутренних дел и председателем Совета министров в 1906-1911 гг. был:

а: М.М. Сперанский

б: П.А.Столыпин

в: П.Н.Милюков

г: Г.В.Плеханов

 

21. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

П. А. Столыпин участник Отечественной войны 1812 г.
М. М. Сперанский   реформатор государственной системы в период правления Александра I
Д. В. Давыдов   автор земельной реформы в период правления Николая II
А. В. Колчак   руководитель Белого движения в Сибири после революции 1917 г.

 

22. Расставьте последовательно реформаторов Российской империи по времени проведения реформ:

а: М. Сперанский

б: А. Меншиков

в: К. Победоносцев

г: П. Столыпин

 

23. Даты 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894 г. относятся к:

а: процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости

б: началу царствований российских императоров

в: реформам государственного управления

г: началу военных кампаний

 

24. Современник Николаю II:

а: А.А. Аракчеев

б: П.А. Столыпин

в: С.С. Уваров

г: М.М. Сперанский

 

25. Объединение русских художников, действовавшее с 1870 по 1928 гг., называлось:

а: «Товарищество передвижных художественных выставок»

б: «Русские сезоны»

в: «Могучая кучка»

г: «Товарищество любителей русской старины»

Семинар 11.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7