Передач с эвольвентным профилем зубьев
Межосевое расстояние при Приняв суммарное число зубьев В прямозубой передаче ширина венца Таблица 4. Значение коэффициента
Таблица 5.Геометрические параметры прямозубой цилиндрической передачи
Определение числа зубьев шестерни и колеса по суммарному числу зубьев передачи и известному передаточному числу. Если известно где
Рис. 32 Рис. 33 Вопрос 10. Расчет зубьев цилиндрической прямозубой передачи на изгиб По международному стандарту ISO / DIS 6336: (Ausgabe 1986) по расчету зубчатых передач предусмотрены четыре метода расчета зубчатых передач. Метод А – экспериментально – исследовательский требует точных измерений, обширного и трудоёмкого математического анализа или обоснования на основе надежного эксплуатационного эксперимента на подобных приводах. При этом предел выносливости и эквивалентное окружное усилие или коэффициент внешней динамики – КА определяется из полученного измерением коллектива нагрузок с использованием гипотез накопления повреждений. Поскольку величина КА может принять весьма большие значения от 1 до 2 и более, то применяемый метод расчета и величина КА должны согласовываться между изготовителем и покупателем редуктора. Как видим, метод очень дорог и применяется крайне редко. Метод В - экспериментально- теоретический и производится на основе исследования предела выносливости зубчатого колеса – представителя, считается целесообразным для зубчатых передач массового производства. Метод С - приближенный, при этом аналитический расчет производится на основе комплексных данных стандарта или справочной технической литературы. Метод D – упрощенный, примерно соответствует приводимому расчету данного раздела. Необходимо заметить, что метод расчета зубчатых передач по ГОСТу 21354-87 занимает промежуточное положение между методами С и D. В методе С коэффициент формы зуба при расчете на изгиб рассматривается как произведение двух переменных Ниже излагается упрощенный метод расчета зуба на изгиб, основанный на положениях сопротивления материалов. На рис. 34 показаны схема зацепления двух зубьев в полюсе и силы, действующие на зубья колес со стороны шестерни; трение не учитывается. Нормальная сила Fnраскладывается на две составляющие: окружную силу Ft и радиальную или распорную — Fr.
При выводе формул принимают следующие упрощения и допущения: зуб рассматривают как консольную балку прямоугольного сечения, работающую на изгиб и сжатие; вся нагрузка, действующая в зацеплении, передается одной парой зубьев и приложена к их вершинам; нагрузка равномерно распределена по длине зуба На рис.35 показан профиль балки равного сопротивления (s — толщина зуба в опасном сечении; l — плечо изгибающей силы;
Рис.35. Схема расчета зубьев на изгиб
Определим силы в опасном сечении корня зуба. Разложим силу Fn в точке А на две составляющие: Ft' и F'r, условно принимаем, что сила Fn приложена только к одному зубу (перекрытием пренебрегаем), а сила Ft равна окружной силе на начальной окружности. Сила Ft' изгибает зуб, а сила F'r сжимает его. Из рис. 35 находим где Исходя из изложенного выше, за расчетное напряжение принимают напряжения на растянутой стороне зуба: Для опасного сечения ВС условие прочности где Выразим I и s в долях модуля зубьев: l= km; s = cm, где к и с — коэффициенты, зависящие от формы зуба, т.е. от угла Тогда изгибающий момент в опасном сечении осевой момент сопротивления прямоугольного сечения зуба Подставим в формулу (2) входящие в него параметры МИ и W, введем коэффициенты расчетной нагрузки В результате получим окончательную формулу проверочного расчета прямозубой передачи на усталость при изгибе где YF — коэффициент учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений (табл. 8). Выведем формулу проверочного расчета прямозубых передач на усталость при изгибе через вращающий момент Т2.. С учетом того, что где Из формул (5) и (6) получаем формулы проектировочного расчета на изгиб где Km = 1,4 для прямозубых колес. В формулу (8) подставляют меньшее из двух отношений
Выбор допускаемых напряжений изгиба. Выше отмечалось, что причиной поломки зубьев, как правило, является усталость материала под действием повторных переменных изгибающих напряжений. Поэтому значения допускаемых напряжений должны быть определены исходя из предела выносливости зубьев. Допускаемое напряжение изгиба определяют по формуле где В зависимости от твердости активных поверхностей зубьев коэффициент долговечности YN определяется по следующим формулам: KFL = KFL = где где где LГ — срок службы передачи, год; С — число смен; tc — продолжительность смены, ч; kГ — коэффициент годового использования привода; kс — коэффициент использования привода в смене. Формула (12) приемлема для определения расчетной циклической долговечности только при постоянном режиме нагрузки. При выборе материала для зубчатой пары с целью сокращения номенклатуры, как правило, назначают одинаковые материалы. Разность значений твердостей для шестерни и колеса достигается их термической обработкой. Получение нужных механических характеристик зависит не только от температурного режима обработки, но и от размеров заготовки. При переменном режиме нагрузки расчетная циклическая долговечность определяется по формуле: где KFE — коэффициент приведения переменного режима нагрузки к постоянному эквивалентному режиму: где Tmax, Тi — максимальные и промежуточные значения моментов; коэффициент mF = 6 — при нормализации и улучшении; mF=9 — при закалке; ti — продолжительность (в часах) действия момента Тi; Вопрос 11-12. Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность Расчет прочности контактирующих поверхностей зубьев основан на ограничении наибольших нормальных напряжений. При выводе формул приняты следующие допущения: зубья рассматривают как два находящихся в контакте цилиндра с параллельными образующими (радиусы этих цилиндров принимают равными радиусам кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления); нагрузку считают равномерно распределенной по длине зуба; контактирующие профили предполагают неразделенными масляной пленкой. На основании этих допущений к расчету зубчатых колес можно применить результаты исследований на контактную прочность цилиндрических роликов. Наибольшие нормальные контактные напряжения возникают в точках, лежащих на очень малой глубине под линией контакта по формуле Герца—Беляева: где где Для учета неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, а также для учета динамических нагрузок вследствие погрешности изготовления и деформации деталей передачи вводят коэффициент нагрузки Отсюда Приведенный модуль упругости Зубья рассматриваются как цилиндры длиной Приведенный радиус кривизны зубьев в полюсе Здесь знак «плюс» для внешнего зацепления, знак «минус» — для внутреннего зацепления. Подставляя значения Обозначим в формуле (19) выражение материалов сопряженных колес ( Получим расчетную формулу, рекомендуемую для проверочного расчета: После подстановки значений Значение После некоторых преобразований формулы (21) получим формулу проектировочного расчета для определения межосевого расстояния прямозубых зубчатых передач: Обозначим Тогда формула проектного расчета для определения межосевого расстояния закрытых цилиндрических передач Допускаемые контактные напряжения (МПа) при расчете рабочих поверхностей на усталостное выкрашивание рассчитываются по формуле где
Таблица 11. Пределы контактной выносливости
Таблица 12. Базовое число циклов
При постоянной нагрузке При переменной нагрузке расчетная циклическая долговечность определяется по формуле: где КНЕ — коэффициент приведения переменного режима нагружения к постоянному эквивалентному В расчетные формулы (21) и (22) входит меньшее из допускаемых напряжений, установленных для шестерни и колеса. Так как материал колеса имеет обычно меньшую твердость, чем материал шестерни, то в большинстве случаев В табл. 11 даны значения предела выносливости Читайте также: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |