Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Экологическое право



2015-12-06 409 Обсуждений (0)
Тема 11. Экологическое право 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Антропогенный объект - (от греч. anthropos - человек и genes - рождающий, рожденный) - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). А.о. не обладают свойствами, типичными и устойчивыми для природных объектов: естественный, эволюционный (не в результате человеческой деятельности) характер происхождения, нахождение в системе естественных связей с другими природными объектами. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" антропогенные объекты наряду с природными объектами включены в понятие "окружающая среда"; отношение в научных кругах к такому факту сложилось двоякое: 1) положительное: "включение антропогенных объектов в понятие окружающей среды может иметь далеко идущие теоретические и практические последствия..." (см.: Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 56-63.); 2) отрицательное: "исторически российское экологическое законодательство регулирует отношения, возникающие в процессе взаимодействия общества и окружающей природной среды" (см.: Васильева М.И. Модельный закон субъекта Российской Федерации "Об охране окружающей среды". 2006. N 1), а антропогенные объекты не являются объектами природы, и взаимодействие человека с антропогенными объектами не является предметом экологического права.

 

Атмосферный воздух (от греч. atmos - пар и spharia - воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). "Основными газами а.в. являются: азот - 78,09%, кислород - 20,95%, аргон - 0,93%, углекислый газ - 0,3%. Содержание остальных газов - неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода - незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км" (см.: Габитов Р.X. Правовая охрана атмосферы: учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 10-11).

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство". Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении - пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. - это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

 

Аудит экологический - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"). Э.а. - это предпринимательская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды; это осуществление независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработка рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Задачами э.а. являются: обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Э.а. осуществляется на основе принципов: объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита; профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности; достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности; планирования работ по проведению экологического аудита; комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду); конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита; ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

 

Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (Водный кодекс РФ). Некоторые ученые отмечают некорректность и противоречивость такого определения: "причина противоречий, по их мнению, заключается в том, что определение бассейнового округа в ст. 1 Водного кодекса РФ дается через понятие "речной бассейн", который представляет собой совокупность связанных друг с другом водоемов, водотоков и морей и озер, в которые осуществляется сток через данные водоемы и водотоки. При этом озера являются поверхностными водоемами, а реки - поверхностными водотоками. Поэтому более дальновидным решением было бы определение б.о. как совокупности поверхностных, а также связанных с ними подземных водоемов, водотоков и морей (см.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный). ЗАО "Юстицинформ", 2007).

В Российской Федерации насчитывается двадцать бассейновых округов: Балтийский; Баренцево-Беломорский; Двинско-Печорский; Днепровский; Донской; Кубанский; Западно-Каспийский; Верхневолжский; Окский; Камский; Нижневолжский; Уральский; Верхнеобский; Иртышский; Нижнеобский; Ангаро-Байкальский; Енисейский; Ленский; Анадыро-Колымский; Амурский. Границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Бассейновые советы создаются в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов. Б.с. осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа: по порядку установления и определения целевых показателей качества воды в водных объектах; формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; определению лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности; определению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов в отношении каждого субъекта РФ; обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем; определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей; финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий; осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов. Рекомендации б.с. учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Рекомендации направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области использования и охраны водных объектов.

Б.с. создается решением Федерального агентства водных ресурсов на пять лет; в состав б.с. входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; при этом качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). По мнению ученых-экологов, законодательное понятие б.о.с. не является оптимальным, научные определения являются более аргументированными. По мнению М.М. Бринчука, благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику не качества, а состояния.

Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы, а состояние - понятие более широкое, так как оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды (см.: Бринчук М.М. Теоретические основы экологических прав граждан // Государство и право. 2004. N 5). Поэтому наиболее обоснованным является следующее определение б.о.с. - это окружающая среда, состояние которой соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечивающая нормальную жизнь, здоровье и другие интересы человека. Понятие б.о.с. следует отличать от понятий "здоровая окружающая среда" и "чистая окружающая среда". Здоровая или чистая окружающая среда - это такая окружающая среда, незагрязненность которой установлена нормативами качества окружающей среды, исходя из физических, химических, биологических и иных показателей. Б.о.с. понятие более широкое, помимо того что это здоровая и чистая окружающая среда, она еще и отвечает требованиям неистощимости, устойчивости естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

 

Вред окружающей среде (экологический вред) - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"). Вред причиняется окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, где деградация (от франц. degradation gradus - ступень) - постепенное ухудшение, вырождение, снижение уровня развитости, свойств и природно-хозяйственной значимости природной среды. В уголовном законодательстве существует понятие "существенный экологический вред", который характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Экологический вред охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред.

 

Водные объекты - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; где под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (Водный кодекс РФ). Водный кодекс РФ 2006 г. изменил определение в.о. по сравнению с Водным кодексом 1995 г. Ранее под водным объектом понималось "сосредоточение вод на поверхности суши в форме ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима". С одной стороны, по признакам, содержащимся в новом определении, можно отличать в.о. от плавательного бассейна или от сезонного снежного покрова, а с другой стороны, понятие в.о. имеет широкое содержание и теоретически позволяет признать водным объектом любое скопление воды, в том числе мелкое и кратковременное (см.: Мазуров А.В. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (постатейный) // Частное право. М., 2006).

Классифицируются в.о. в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. Несмотря на то что основания для классификации в.о. естественно-научные, сама классификация имеет важное правовое значение, поскольку именно от понятия и вида в.о. зависит его юридическая судьба, кроме того, одним из принципов водного законодательства является регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей. В.о. подразделяются на поверхностные и подземные. К поверхностным в.о. относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.). Согласно общепринятому определению море - часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим режимом. В Водном кодексе РФ под "морем" законодатель понимает внутренние морские воды и территориальное море РФ, и только этим в.о. дано легальное толкование. Внутренние морские воды РФ - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. Территориальное море РФ - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"); 2) водотоки характеризуются постоянным или временным движением воды в русле в направлении общего уклона - реки, ручьи, каналы; 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) характеризуются состоянием замедленного водообмена; 4) болота - избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

 

Водопользование представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Совместное в. осуществляется на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если эти водные объекты не предоставлены для обособленного водопользования. Обособленное в. может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов в. подразделяется: на в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; в. без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В зависимости от целей водные объекты используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, лечебных и оздоровительных, рекреационных целей, для целей рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Государственные кадастры природных ресурсов (от франц. cadastre - лист, реестр) в общем виде представляют собой систематизированные своды сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов. Кадастры являются одной из форм государственного учета природных ресурсов, их основной целью является информационное обеспечение планирования использования природных ресурсов с учетом принципов их комплексного освоения, рационального использования и охраны. Законодательством Российской Федерации предусматривается ведение следующих кадастров: Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 ЗК РФ). Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" г.з.к. содержит сведения: о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий муниципальных образований; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой свод систематизированных сведений, характеризующих количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых по каждому месторождению, содержащиеся в полезных ископаемых компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах"). Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий представляет собой свод систематизированных сведений о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"). Государственный кадастр объектов животного мира представляет собой свод систематизированных сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"). Государственный кадастр отходов представляет собой свод систематизированных сведений о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания. Г.к.о. включает в себя: федеральный классификационный каталог отходов; государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Федеральный классификационный каталог отходов - перечень образующихся отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, выделены, в частности, следующие группы отходов: отходы производства пищевых и вкусовых продуктов; твердые коммунальные отходы; отходы органические природного происхождения (животного и растительного).

 

Государственные природные биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Биосферный заповедник - признанная в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" территория с нетронутой либо слегка измененной хозяйственной деятельностью природой, на которой местные общины активно участвуют в управлении, исследованиях, образовании, профессиональной подготовке и контроле за окружающей средой, а также работают в интересах экономического развития и сохранения биологического разнообразия. В 2007 г. в мире на считывалось 529 заповедников в 105 странах мира, в том числе 39 на территории РФ: Кавказский б.з., Окский б.з., Сихотэ-Алинский б.з., Центральночерноземный б.з., Астраханский б.з., Кроноцкий б.з., Лапландский природный б.з., Печоро-Илычский б.з., Саяно-Шушенский б.з., Сохондинский б.з., Воронежский б.з., Центральнолесной б.з., Байкальский б.з., Центральносибирский б.з., б.з. "Черные земли", Таймырский б.з., б.з. "Убсунурская котловина", Даурский б.з., Тебердинский б.з., Катунский б.з., Приокско-террасный б.з., Баргузинский б.з., биосферный резерват "Неруссо-Деснянское Полесье", Висимский б.з., Водлозерский б.з., Командорский б.з., Дарвинский б.з., биосферный резерват "Нижегородское Заволжье", Дальневосточный б.з., Биосферный заповедник "Кедровая Падь", б.з. Кенозерский, б.з. "Валдайский", Приморский б.з., Ханкайский б.з., б.з. Раифа и Серали.

 

Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории г.п.з. допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Г.п.з. могут быть федерального или регионального значения. Г.п.з. могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. На территориях г.п.з. постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На 31 декабря 2006 г. В Российской Федерации существовало 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,7 млн га, или 0,73% площади России, площадь суши - 9,9 млн га, морская акватория - 2,8 млн га) и 2439 государственных природных заказников регионального значения общей площадью 43,8 млн га (2,6% территории России).

 

Государственные природные заповедники - природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Первый общегосударственный российский заповедник "Баргузинский" был создан на Байкале 11 января 1917 г. На 31 декабря 2006 г. в России насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн га, из них площадь суши (с внутренними водоемами) - 26,3 млн га, что составляет 1,5% территории России, морская акватория - 6,1 млн га, и один, учрежденный в 2006 г. Заповедники расположены на территории 19 республик, пяти краев, 36 областей, одной автономной области, семи автономных округов. На территории г.п.з. полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологопросветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира и запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На г.п.з. возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. На территориях г.п.з. допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г) осуществление экологического мониторинга; д) выполнение научно-исследовательских задач; е) ведение эколого-просветительской работы; ж) осуществление контрольно-надзорных функций.

 

Государственные реестры природных ресурсов (от польск. rejestr, позднелат. regestrum, registrum - список, перечень, опись) - своеобразная база данных, свод сведений о природных ресурсах, содержащий информацию о конкретных природных ресурсах, природопользователях, документах, на основании которых осуществляется конкретное природопользование. Реестры природных ресурсов в некоторых случаях заменяют государственные кадастры природных ресурсов (Государственный водный реестр вместо Государственного водного кадастра), а в других случаях являются составной частью государственных кадастров, например Единый государственный реестр земель, относятся к основным документам государственного земельного кадастра. В Российской Федерации ведутся следующие реестры: Государственный лесной реестр - систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках (ст. 91 Лесного кодекса РФ). В Государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах (ст. 31 Водного кодекса РФ). В Государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В Государственный водный реестр включаются следующие документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами. Государственный реестр земель содержит следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности, добыче, потерях запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении и степени промышленного освоения, обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит сведения о назначении, виде, состоянии объекта размещения отходов, фактическом месте нахождения объекта размещения отходов, если объект расположен вне территории, принадлежащей хозяйствующему субъекту (например, арендуемой); при наличии и возможности - географические координаты места расположения объекта; площадь, занимаемая объектом размещения отходов, ширина санитарно-защитной зоны, количество накопленных отходов; в случае нахождения объекта размещения отходов на расстоянии менее 10 км до водного объекта (река, озеро и т.д., а также скважина питьевого водоснабжения) указывается наименование водного объекта и расстояние до него; наименование ближайшего к объекту населенного пункта и расстояние до него с указанием наименования района субъекта Федерации, в котором расположен населенный пункт; категория потенциальной экологической опасности объекта размещения отходов.

 

Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации - официальный документ, подготавливаемый в целях обеспечения государственных органов управления, научных, общественных организаций и населения России объективной систематизированной информацией о качестве окружающей среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменений, а также о мерах, осуществляемых по их охране и рациональному использованию.

В г.д. представляется аналитическая информация о качестве атмосферного воздуха городов и промышленных центров, состоянии поверхностных, подземных и морских вод, почв и земель, растительного и животного мира, использовании полезных ископаемых, а также о характере и темпах их изменения во времени, под влиянием наращиваемой в последние годы хозяйственной и иной деятельности. Т.д., как правило, состоит из нескольких разделов: 1) качество природной среды и состояние природных ресурсов; 2) состояние растительного и животного мира, особо охраняемые природные территории; 3) влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия; 4) воздействие основных видов экономической и другой деятельности на окружающую среду; 5) экологическая обстановка в регионах; 6) государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования. Важной частью г.д. являются разделы, посвященные государственному регулированию в области охраны окружающей среды и природопользования. В этих разделах приведена информация о государственной экологической политике, мерах по совершенствованию законодательства и государственном контроле за его соблюдением, ходе реализации экологических программ, проведении экологической экспертизы и мониторинга, об экономическом регулировании и финансировании природоохранной деятельности, о международном сотрудничестве, достижениях науки и техники в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопаснос<



2015-12-06 409 Обсуждений (0)
Тема 11. Экологическое право 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Экологическое право

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)