Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность
3.43. Расчет прочности контактирующих поверхностей зубьев основан на ограничении наибольших нормальных напряжений. При выводе формул приняты следующие допущения: зубья рассматривают как два находящихся в контакте цилиндра с параллельными образующими (радиусы этих цилиндров принимают равными радиусам кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления); нагрузку считают равномерно распределенной по длине зуба; контактирующие профили предполагают неразделенными масляной пленкой. На основании этих допущений к расчету зубчатых колес можно применить результаты исследований на контактную прочность цилиндрических роликов. Наибольшие нормальные контактные напряжения возникают в точках, лежащих на очень малой глубине под линией контакта по формуле Герца—Беляева: (3.16) где q — расчетная удельная нормальная нагрузка; Епр — приведенный модуль упругости материалов зубьев; ρпр — приведенный радиус кривизны профилей зубьев шестерни и колеса; ц — коэффициент Пуассона. Для прямозубых колес без учета коэффициентов нагрузки q = Fт /l∑, (3.17) где Fn = F,/cosaω — нормальная сила, действующая на зуб (см. рис. 3.35); Ft — окружная сила; l∑ = bωKεεa — суммарная длина контактной линии (для прямозубых передач 1∑ = Ьω — ширина венца, так как Kεεa ≈1,0; здесь Кε = 0,95 — коэффициент, учитывающий непостоянство суммарной длины контактной линии); εa — коэффициент перекрытия. Для учета неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, а также для учета динамических нагрузок вследствие погрешности изготовления и деформации деталей передачи вводят коэффициент нагрузки К= КНβКНV (см. табл. 3.4—3.5). Отсюда (3.18) Приведенный модуль упругости Епр = 2Е1Е2/(Е1 + Е2), где Ех и Е2 — модули упругости материалов шестерни и колеса. Зубья рассматриваются как цилиндры длиной Ьа (ширина зубчатого колеса) и радиусов ρ1 и ρ2, где
Приведенный радиус кривизны зубьев в полюсе Здесь знак «плюс» для внешнего зацепления, знак «минус» — для внутреннего зацепления. Подставляя значения ρпр и q в формулу (3.17), после преобразований получим (3.19) Обозначим в формуле (3.19) выражение через ZH — коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев; = Zм — коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес (ZM = 275 МПа1/2 — для стальных колес); = Zz — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линии для прямозубых передач. Получим расчетную формулу, рекомендуемую для проверочного расчета: (3.20) После подстановки значений Ft= 2T2/d1u; d1 = 2aω/(u 1) и bω =Ψibaaw в формулу (3.20) и некоторых преобразований получим удобную для расчета формулу (3.21) Значение ΨЬа определяют по формуле ΨЬа = 2Ψba/(u+ 1) (Ψbd — см. табл. 3.7). Расшифруйте формулу (3.21) и подставьте единицы измерения параметров, входящих в эту формулу.
3.44.После некоторых преобразований формулы (3.21) получим формулу проектировочного расчета для определения межосевого расстояния прямозубых зубчатых передач:
Обозначим через вспомогательный коэффициент Ка (для прямозубых передач при KHv = 1,25, Ка = 49,5 МПа1/3). Тогда формула проектного расчета для определения межосевого расстояния закрытых цилиндрических передач (3.22) Проанализируйте формулы (3.17), (3.21), (3.22). В каких зубьях {шестерни или колеса) возникает большее нормальное контактное напряжение?
3.45.Допускаемые контактные напряжения (МПа) при расчете рабочих поверхностей на усталостное выкрашивание рассчитываются по формуле [σ]н = (σHlimb /SH)ZRKHL, где σHlimb — предел выносливости рабочих поверхностей зубьев (табл. 3.9). соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений NHlim, МПа (база испытаний NH0 определяется по табл. 3.10); SH — коэффициент безопасности {SH= 1,1 при нормализации, улучшении или объемной закалке; при поверхностной закалке и цементации SH=1,2); ZR — коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев (ZR = 1 ÷ 0,9); KHL — коэффициент долговечности, который учитывает влияние срока службы, режима нагрузки передачи и возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач.
Таблица 3.9. Пределы контактной выносливости σHlimb
При постоянной нагрузке КHL = (или NH= 573ωct∑) — циклическая долговечность (см. шаг 3.40). При переменной нагрузке расчетная циклическая долговечность определяется по формуле: NHE = 60 · п · с · t∑ · KHE, где КНЕ — коэффициент приведения переменного режима нагружения к постоянному эквивалентному
В расчетные формулы (3.21) и (3.22) входит меньшее из допускаемых напряжений, установленных для шестерни и колеса. Так как материал колеса имеет обычно меньшую твердость, чем материал шестерни, то в большинстве случаев [σ]н для колеса меньше. В табл. 3.9 даны значения предела выносливости σHlimb (база испытаний) для различных материалов зубчатых колес. По данным примера (шаг 3.40) определить допускаемые контактные напряжения для шестерни колеса прямозубой передачи.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |