Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип общественно-государственного управления



2015-12-06 569 Обсуждений (0)
Принцип общественно-государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Пожалуй, в области управления народным образованием мы сегодня оказались в ситуации еще менее демократичной, чем были до 1985 года.

Быстро отошли в прошлое выборы руководителей учебных заведений (за исключением ректоров ВУЗов). Выборы якобы «не оправдали себя», поскольку педагогические коллективы выбирали директоров не по деловым качествам, а «поклади­стых», нетребовательных. Советы учебных заведений с самого начала оказались безгласными, поскольку во главе их в по­давляющем большинстве случаев стали директора, а членами советов — подчиненные, зависящие от них учителя, препода­ватели. Парткомов, профкомов всех уровней, народного кон­троля, т.е. органов, которым были хоть как-то подконтрольны первые руководители учреждений, не стало. Органы управле­ния образованием стремятся не вмешиваться в деятельность руководителей внутри учебного заведения, чтобы их, «не дай Бог», не заподозрили в диктате.

В итоге руководство учебных заведений получило в свои руки огромнуювласть. Директор, ректор может совершенно безнаказанно избавиться от неугодного работника — не пре­доставить ему учебной нагрузки в следующем учебном году (в школе, ПТУ, ССУЗе), или реорганизовать кафедру или другое подразделение (в ВУЗе, ИПК). В этом же направлении «сра-


ботала» контрактная система найма учителей и преподавате­лей — контракты, в соответствии с Законом РФ об образова­нии, стали заключаться. Но заключаться в основном только с одной целью — ограничить срок действия трудового договора как правило 1—2 годами: если учитель, преподаватель или другой работник «взбрыкнет», то директору, ректору долго ждать не придется, — контракт можно не продлять. В области хозяйственной деятельности стали нередкими случаи, когда, сдавая помещения в аренду или организуя «предприятия» при учебных заведениях, руководители стали сами себе вы­писывать заработную плату (или получать доходы иными путями), подчас в десятки раз превышающую заработную плату учителей, педагогов, устраивать себе и своим близким заграничные поездки и т.д. Автор далек от того, чтобы ут­верждать, что так происходит повсюду, но тем не менее эти факты имеют место.

В деятельности органов управления образованием произво­ла стало не меньше, чем было раньше. Так, они всячески бло­кируют заключение учредительных договоров с подведомст­венными учебными заведениями, что предусмотрено тем же Законом об образовании, поскольку договор влечет за собой не только права (которые у чиновников и так есть в избытке), но и обязанности перед учебным заведением, которых никогда не было и нет сейчас.

Более того, чиновный аппарат разрастается и все больше блокирует развитие образования. Так, если в былые, так на: зываемые «застойные», годы бывшие профтехучилища долж­ны были согласовывать набор подготавливаемых профессий и специальностей только с двумя инстанциями — областным управлением образования и базовым предприятием, то теперь во многих регионах таких инстанций для учреждений началь­ного профессионального образования стало по 6—7. Таким об­разом, как бы считается, что ни учебное заведение, ни учащи­еся, ни их родители ничего не понимают в выборе профессий, молодежь лишают права выбора. Зато во всем разбираются господа чиновники-бюрократы, которых с каждым годом ста­новится все больше и больше.

Примеров можно перечислять много. Но все пороки управ­ления образованием можно обобщить в одной короткой, но страшной фразе: вся нынешняя организация системы народ-


 




ного образования создает самдле благоприятные условия для коррупции.

Как?! — спросит читатель. Неужели автор утверждает, что большинство учителей, преподавателей, руководителей, работ­ников органов управления образованием берут взятки?!

Вовсе нет! Автор этого не утверждает. Подавляющее боль­шинство работников народного образования — порядочные, добросовестные, искренне преданные делу люди. Но корруп­ция — это не только взятки. Коррупция— Читатель может заглянуть в любой словарь — это использованиеслужебного положения.Вот с этих позиций автор и приглашает Читателя разобраться:

— учитель, преподаватель учит ученика или студента. Кто
оценивает качество обучения? Он же. В том числе принимает
выпускные экзамены. Руководители учебного заведения, пред­
ставители органов управления образованием, участвующие в
экзаменационной комиссии, будут в этом случае солидарны с
учителем, преподавателем — чтобы учебное заведение не дало
«плохих показателей». Где еще, в какой сфере может быть
ситуация, когда качество продукции оценивает ее производи­
тель, а не потребитель?! Кроме того, учащийся, студент нахо­
дится в личной зависимости от педагога: последний может
завысить или занизить оценку;

— о сложившейся бесконтрольности руководителей образо­
вательных учреждений по отношению к преподавателям было
сказано выше. То же самое и в отношении обучаемых — ди­
ректор, ректор могут принять ученика, студента — «на кон­
курсной основе», могут не принять. И отчислить по своему
усмотрению — Закон теперь и это позволяет;

— работник аппарата управления — вовсе не обязательно
за взятки или подношения может дать деньги на ремонт зда­
ния школы, ПТУ и т.д., может не дать — хотя бы из личных
симпатий или антипатий к тому или иному директору. Или
по каким-либо иным соображениям может разрешить какой-
либо «эксперимент», а может не разрешить и т.д.

Таким образом, получается, что каким бы хорошим ни был учитель, преподаватель, руководитель или работник аппарата управления, он всей существующей системой поставлен в по­ложение, когда он может, а подчас и должен, вынужден ис­пользовать служебное положение. Причем делается это нередко


даже непроизвольно, просто исходя из своих личных взглядов или симпатий. А мы по традиционной российской привычке уповаем на хорошего руководителя — вот у нас плохой, а в соседней школе — хороший. Плохой, может, когда-нибудь уйдет или его «уберут» — придет «хороший».

А надо создавать и включать в действие демократические механизмы управления.Такие механизмы, которые позволяли бы хорошему, сильному руководителю делать все лучше, чем положено, а слабого, плохого заставляли делать то, что поло­жено и не позволяли бы делать то, что не положено.

Такие механизмы есть. Они давно отработаны в странах с развитой демократией. Часть из них к тому же применялась еще в дореволюционной России. Некоторые из них были за­ложены в проект Закона РФ об образовании, но затем при его принятии они были старательно заблокированы. Основная суть действия этих механизмов заключается в гласности и пе­редаче функций управления общественности или под контроль общественности.Рассмотрим эти механизмы управления об­разованием.

Финансирование.Финансирование образования осуществ­ляется из государственного, регионального, муниципального бюджетов, которые образуются из налогов, заплаченных граж­данами и предприятиями. Но в России мы пока что платим налоги вообще, обезличенно, а государство может потратить собранные средства бесконтрольно на что угодно. Необходимо заимствовать опыт демократических стран, где налоги приня­то платить по совершенно конкретным статьям. Так, в Дании за каждый проработанный час каждый работник и его рабо­тодатель (предприятие) платят по 2 кроны (датская крона — 1/6 американского доллара) налога на профессиональное об­разование. И эти деньги государством могут быть потрачены только на профессиональное образование населения и ни на что другое. Причем в условиях открытой статистики эти суммы могут быть легко просчитаны любым жителем страны. Допол­нительным источником финансирования являются пожертво­вания фирм, различных фондов и т.п. на образование, а также обучение персонала предприятий за их счет. И на то и на другое устанавливаются такие налоговые льготы, что фирмы, предприятия заинтересованы вкладывать свои деньги в обра­зование.


 




Распределение средств.Демократизм механизмов бюджет­ного финансирования образовательных учреждений заключа­ется в том, что: во-первых, в целях объективности средства бюджетов должны выделятся по разным статьям: федеральный бюджет начального профессионального образования, федераль­ный бюджет среднего профессионального образования, феде­ральный бюджет высшего образования, муниципальный бюд­жет дошкольного образования, муниципальный бюджет обще­го среднего образования и т.д.

Во-вторых, средства учебным заведениям должны распре­деляться не работниками административного аппарата, чтобы органы государственной и местной власти не могли быть за­подозрены в коррупции, а общественными советами по обра­зованию: федеральными, региональными, местными. В состав таких советов должны, очевидно, входить видные деятели про­изводства, науки, культуры. Работа в советах их членам может оплачиваться, на что могут быть затрачены доли процента суммарного финансирования.

В-третьих — средства бюджетов по каждому источнику дол­жны распределяться на конкурсной основе по обоснованным заявкам учебных заведений: кого и сколько они собираются учить, чему учить, у каких отраслей и предприятий будет потребность в таких специалистах на перспективу срока за­вершения обучения и т.д.

Возможно, есть смысл позаимствовать и некоторые зару­бежные модели финансирования высшего образования. За «железным занавесом» нам долго рассказывали сказки о том, что высшее образование в западных странах платное. Оно дей­ствительно платное — студент должен платить университету деньги за обучение. Но как только юноша, девушка поступают в университет, государство во многих странах выделяет им грант — стипендию для оплаты обучения (если доходы роди­телей не превышают определенного уровня). Средства выделя­ются либо полностью (например, в Англии), либо на 80—90% (США) — остальную, пусть небольшую сумму, студент должен заплатить сам — исходя из того соображения, что совсем бес­платное никогда не ценится. Такой механизм бесплатного платного образования ведет к тому, что, с одной стороны, у студента воспитывается гражданская ответственность — он ре­ально осознает, что учится на деньги налогоплательщиков. С


другой стороны — университет относится к студенту как к «клиенту», который, если ему в этом учебном заведении не понравилось, может забрать свой грант и передать в другой университет, а не как у нас до сих пор: «ходят тут всякие и только мешают...»

Бюджетные средства на научные исследования также дол­жны выделяться не обезличенно ВУЗам вообще, как у нас при­нято, а на конкурсной основе руководителям проектов или направлений исследований — как правило, признанным уче­ным, которые своими предыдущими работами могут доказать, что возглавляемые ими коллективы могут эффективно спра­виться в установленные сроки с поставленными задачами.

Сегодня же у нас бюджетными средствами на образование распоряжается даже не Министерство образования РФ, не ре­гиональные и муниципальные органы управления образова­нием, а всемогущий Минфин и финансовые управления адми­нистраций регионов и муниципалитетов. Считается, что Ми­нистерство финансов пользуется при распределении бюджет­ных ассигнований регионам и ВУЗам определенными методиками. Но их природа и способы разработки и исполь­зования до сих пор остаются секретом для всех. В том числе и для Минобразования РФ. А как известно, «кто заказывает музыку...» По сути дела, у нас до сих пор действует формула бывшего министра финансов СССР В.Ф. Гарбузова: «все ми­нистры могут только запрещать. Разрешать могу только я».

Управление учебным заведением.Органом общественного управления образовательным учреждением может являться, например, попечительский совет— российская модель управ­ления учебными заведениями до 1917 года, когда в наших школах, гимназиях, училищах, ВУЗах и т.д. были попечи­тельские советы, являвшиеся подлинно демократическими об­щественными органами управления образовательными учреж­дениями. Ныне такого рода советы распространены во многих странах мира. Они могут называться по-разному: «корпора­цией», «правительством», «ассоциацией» учебного заведения и т.д. В них входят на добровольной основе местные предпри­ниматели, другие уважаемые граждане города, региона. При­чем во многих странах обязательным требованием является то, что в состав совета не должны входить профессионалы, т.е. работники образования.


 




Быть членом совета любого учебного заведения — это по­четная общественная должность. Совет заседает в среднем 1 раз в два месяца и принимает все ответственные, принципиальные решения по деятельности учебного заведения, его развитию. Но члены совета несут финансовую ответственность за деятель­ность учебного заведения и в случае понесенных убытков, пре­вышения расходов над бюджетными и другими ассигновани­ями, возмещают убытки из собственных средств или средств возглавляемых ими предприятий. Каждые 5 лет происходит обновление состава совета, причем новый состав утверждается прежним составом совета.

Совет, в частности, на конкурсной основе по контракту при­нимает на работу директора, который в состав совета в боль­шинстве стран не входит, а является лицом, непосредственно исполняющим решения совета. Совет принимает на работу также и всех других руководящих работников учебного заве­дения, а по представлению директора — учителей, преподава­телей (в высших учебных заведениях порядок несколько иной).

Сейчас во многих российских образовательных учреждени­ях попечительские советы стали создаваться. Но, к сожалению, в большинстве случаев не как органы общественного управле­ния, а в целях куда более прозаических — для получения дополнительной материальной поддержки от спонсоров — чле­нов советов.

Учителя школ, преподаватели профессиональных учебных заведений за рубежом набираются по конкурсу или без кон­курса, но обязательно по контракту, который подписывается директором от имени совета, и в случае возникновения спор­ных вопросов они решаются советом и профсоюзами. Сроки контрактов могут быть разные, как правило — несколько лет, но обычно первые 12 месяцев считаются испытательным сро­ком.

В отличие от «контрактов», которые стали вводиться в на­ших отечественных образовательных учреждениях в соответ­ствии с Законом Российской Федерации об образовании, и, как правило, в которых ничего не говорится ни о правах и обязан­ностях работника, ни о правах и, главное, обязанностях ад­министрации, и занимают в большинстве случаев не более по­ловины страницы текста, нормальный академический контр-


акт, к примеру, Европейский — очень детальный документ. Он занимает более 50 страниц машинописного текста, не счи­тая приложений примерно такого же объема.

В нем подробно оговариваются: гарантированная полная или неполная учебная нагрузка на весь срок работы учителя, преподавателя, детально расписанные должностные обязанно­сти, дисциплинарные правила, дни и часы работы, порядок оплаты за сверхурочную работу или работу в выходные дни и праздники, сроки отпусков и время их предоставления, тер­риториальное расположение рабочего места, количество и сро­ки возможных командировок и порядок их оплаты, размер заработной платы, сроки и порядок ее получения, порядок ее повышения по стажу работы и т.д., возможности получения и размеры предоставляемых авансов и кредитов, размер и по­рядок отчислений в фонды пенсионного обеспечения и меди­цинского страхования, порядок и размер выплат по болезни, меры, которые может принимать администрация в отношении работника, не выполняющего установленные требования, со­став сведений, которые являются конфиденциальными в дан­ном учебном заведении и не подлежащие разглашению как в процессе работы, так и после ухода работника из данного учеб­ного заведения, авторские права работника и учебного заведе­ния на созданные научные разработки, методики, компьютер­ные программы и т.п., порядок обращения с жалобами в ад­министрацию, профсоюз и другие инстанции, порядок уволь­нения до истечения срока контракта как по инициативе работника, так и по инициативе администрации, порядок и сроки информирования работника о продлении или непродле­нии контракта и т.д.

Столь подробное изложение прав и обязанностей каждой стороны — и работника, и администрации четко определяет взаимную ответственность сторон в правовом государстве. И если представим себе, к примеру, что администрация всего на несколько часов задержала выплату заработной платы, то ра­ботник через суд может потребовать значительную компенса­цию за нанесенный ущерб, и он ее получит безо всяких про­волочек.

Существенную роль в регулировании трудовых отношений работников образования должны играть профсоюзы. Пока что у нас в России профсоюзы до сих пор — это «школа ...» неиз-


 




вестно чего. Но во всех демократических странах профсою­зы — это мощный рычаг преодоления разногласий между на­емными работниками и работодателями. Дело, в частности, в том, что отстаивает права работника представитель профсоюза, не работающий в учебном заведении,а потому полностью не­зависимый от администрации. У нас все члены профсоюза од­ной данной отрасли — от уборщицы до министра — числятся в одном профсоюзе, а в других странах они строятся именно по профессиональному признаку — профсоюз учителей, проф­союз уборщиков, профсоюз преподавателей, профсоюз менед­жеров и т.д.

Причем, как это для нас ни парадоксально, профсоюзы, именно потому, что они профессиональныесоюзы, крайне не заинтересованы, чтобы в их ряды попадали непрофессионалы. И поэтому, когда в многих странах представители того или иного профсоюза принимают на паритетных началах с ассо­циациями работодателей выпускные квалификационные эк­замены у студентов профессиональных учебных заведений, то они предъявляют к выпускникам не менее жесткие требова­ния, чем представители работодателей. А, например, Амери­канская федерация учителей (профсоюз) сама требует предо­ставления ей права увольнять учителей, чьи ученики плохо усваивают учебный материал.

Контроль качества.Контроль качества образования, каче­ства учебно-воспитательного процесса должен стать объектом самого пристального внимания как внутри учебного заведе­ния, так и со стороны общественности, государства.

Внутренний контроль в учебном заведении, используя за­рубежный опыт, может осуществляться через системы само­оценки, регулярной аттестации учительского, преподаватель­ского, профессорского-преподавательского состава, взаимокон­троля научно-педагогических и административных кадров, тщательного изучения и учета мнения учащихся и студентов. Необходимость объективного и беспристрастного внутреннего контроля объясняется тем, что в.условиях жесткой конкурен­ции все сотрудники учебного заведения должны сознавать, что его престиж, общее и личное финансовое благополучие зависят от качества работы каждого учителя, преподавателя, админи­стратора и т.д., и поэтому все должны быть заинтересованы в том, чтобы случаи некомпетентности отдельных работников


немедленно выявлялись и от таких сотрудников немедленно избавлялись.

С этими целями, например, регулярно, 2—3 раза в полуго­дие, семестр, может проводиться анкетирование среди учащих­ся, студентов. Анкета может содержать десятки вопросов, ка­сающихся всех сторон жизни учебного заведения — качества преподавания каждого предмета, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных поме­щений, работы библиотеки, мастерских, столовой, спортивных сооружений и т.д. и т.п.

Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каж­дого учителя, преподавателя, других работников и служб и своевременно принимать соответствующие меры.

Внешний контроль.Создание в России независимых от ор­ганов управления образованием аттестационных организа­ций — государственной аттестационной службы (опять-таки государственной) предусмотрено действующим Законом Рос­сийской Федерации об образовании. Однако, к сожалению, дальше соответствующих формулировок в тексте Закона дело не пошло — в этом демократическом механизме регулирования качества образования не заинтересованы ни административ­ные органы, которые не хотят отдавать свое монопольное право распоряжаться учебными заведениями, ни педагогические коллективы образовательных учреждений, которые также не хотят отдавать свое монопольное право аттестации выпускни­ков.

За рубежом же деятельность независимых самофинансиру­ющихся аттестационных организаций охватывает все учебные заведения, кроме университетов. Эти организации, во-первых, задают стандарты образования (а не государственные образо­вательные ведомства, как это началось делаться у нас). Во-вто­рых, учебные заведения на каждую образовательную програм­му получают в этих организациях разрешение — либо в виде лицензии, либо в форме утверждения подготовленной учебным заведением учебно-программной документации, либо в каких-либо иных формах.

В-третьих, школьники и студенты сдают выпускные и ква­лификационные экзамены не у себя в учебном заведении, а в этих организациях. Вступительные экзамены в профессио­нальные учебные заведения, в том числе в высшие, во многих


 




странах не проводятся — абитуриент лишь предъявляет итоги сданных в независимой аттестационной организации экзаме­нов за курс общеобразовательной школы (важнейший рычаг «перекрытия крана» для коррупции).Причем экзамены в этих организациях проводятся только в форме тестов, сочинений и только в письменной форме — чтобы остались «следы», чтобы можно было всегда проконтролировать их объективность.

Причем студент имеет право выбора — где, в какой аттеста­ционной организации ему сдавать экзамены (а они конкурируют между собой) и в каком ее территориальном отделении — у себя дома или поехать в другой округ, графство, департамент и т.п. Проведение экзаменов аттестационным организациям оплачи­вают учебные заведения — соответствующие средства заложены в их бюджетное финансирование.

Аттестационные организации сами подлежат контролю, но не со стороны государства, а, как правило, со стороны ассоци­аций работодателей и профсоюзов, обязательно на паритетных началах (принцип равного участия).

Дополнительными формами общественного контроля ка­чества функционирования учебных заведений могут являть­ся системы добровольной аккредитации их общественными организациями — ассоциациями учебных заведений, про­фессиональными общественными объединениями специали­стов по профессиональным интересам и др. Причем профес­сиональные общества, ассоциации, академии и т.д. также могут играть весьма существенную роль в контроле качества профессиональной подготовки выпускников всех образова­тельных учреждений, в первую очередь — выпускников ВУЗов. Так, в США, например, выпускники педагогических ВУЗов после 1—2 лет работы в школе должны пройти в одном из местных филиалов профессиональной ассоциации процедуру сдачи официального экзамена, дающего право дальнейшего преподавания в школе.

А выпускники ВУЗов по профессиям, когда некомпетен­тная деятельность может нанести вред здоровью и благосо­стоянию людей — врачи, юристы, строители и т.д. — не ранее чем через два года после выпуска должны в своих профессиональных обществах сдать экзамен для получения лицензии на частную практику или на право быть руково­дителями проектов.


Создание в России предусмотренных Законом независимых аттестационных служб, в которых экзамены и результаты этих экзаменов были бы обязательными для приема абитуриентов на слудующую ступень образования, позволило бы сразу ре­шить две актуальнейшие задачи:

— во-первых, заткнуть огромные коррупционные бреши,
которые у нас сегодня зияют «на стыках» образовательных
программ, особенно в звене «школа—ВУЗ»;

— во-вторых, сразу снять давление высшей школы на все
образовательные ступени более низких уровней, и, в первую
очередь, сделать общеобразовательную школу самоценной,
освободить бы ее от функций подготовительных курсов для
ВУЗов (см. выше).

Таким образом, исходя из сказанного, у Читателя может сложиться впечатление, что вроде бы, по мнению автора, го­сударство должно все функции управления образованием пе­редать общественности, и государственным органам управле­ния как бы и делать нечего. Наверное, это не так — как раз в этих условиях на государственные ведомства должна лечь содержательная сторона работы.

Здесь уместно будет привести пример с деятельностью Ми­нистерства сельского хозяйства Нидерландов, с которой автору довелось когда-то детально ознакомиться. Голландия — ма­ленькая страна — население всего 14 млн человек с фермерским сельским хозяйством. Каждый фермер — сам себе хозяин, он в «ценных указаниях» сверху не нуждается. А аппарат Ми­нистерства огромный — несколько сот человек! Зачем? Ока­зывается, работники министерства выполняют всего 3 функ­ции. Это:

— разработка рекомендаций для фермеров: со всего
мира собираются и анализируются книги и журналы, про­
рабатываются климатические, погодные и другие прогнозы
и т.д., чтобы дать фермерам научно обоснованные рекомен­
дации;

— консультирование фермеров. По любому вопросу любой
фермер может позвонить в Министерство и к нему бесплатно
приедет квалифицированный специалист для консультаций
именно по интересующему его вопросу;

— развитие сельскохозяйственного образования в стране.
Министерство самым тщательным образом заботится об обес-


 



11-1045



печении сельских школ, сельскохозяйственных профессио­нальных учебных заведений всеми новшествами науки и прак­тики, консультирует, финансирует создание тренажеров, ви­деофильмов и т.п.

Как видим, управленческие функции могут быть не «ди­рективными», а иными — содержательными. Сегодня у нас стало модным ругать работников аппарата управления за бю­рократизм, за старые методы работы. Но в их защиту можно поставить вопрос и по-другому: а кто-нибудь разработал новые небюрократические механизмы управления, и, главное, кто на­учил их новым методам работы?

Кроме того, не лишним было бы, наверное, рассмотреть воп­рос о выборности и периодической сменяемости состава управ­ленческих органов и руководителей системы народного обра­зования на всех ее уровнях: федеральном, региональном, му­ниципальном.

Автор далек от того, чтобы всячески восхвалять зарубежное или дореволюционное российское образование. В них было и есть много своих недостатков. Но столь длинное описание при­ведено здесь для того, чтобы показать, что в мире есть разра­ботанные и апробированные десятилетиями механизмы обще­ственно-государственного управления образованием, которые можно и давно пора внедрять в России. Всякие ссылки на то, что демократию надо внедрять постепенно, что у России здесь своя специфика и т.д. — это все те же попытки бюрократии удержать свои права и не обременять себя никакими обязан­ностями. Демократии, как и правды, слишком много не бы­вает, так же как женщина не может быть «слегка беременной». Демократия либо есть, либо ее нет.

Конечно, деятельность таких общественных институтов, как региональные советы ректоров ВУЗов, директоров средних профессиональных учебных заведений, когда, например, в Свердловской области они распределяют по образовательным учреждениям средства, поступающие от дополнительного ре­гионального налога на образование, или региональные объе­динения учреждений начального профессионального образова­ния (Читинская и другие области) следует рассматривать как положительный опыт. Но эти институты не меняют принци­пиальных позиций командно-административной системы уп­равления образованием.


Вводить общественно-государственное управление образо­ванием в России будет, очевидно, чрезвычайно сложно. Во-первых, по причине отсутствия традиций общественного уп­равления. Во-вторых, из-за других, негативных наших тра­диций — в России чаще всего общественные структуры, если они создаются и не распадаются, тут же становятся удобными местами для чиновников. Еще И.А. Крылов в басне «Вельможа и философ» писал, что с общественными организациями в России происходит то же, что с новыми домами: «Хозяева в него еще не вобрались, а уж сверчки давно в нем завелись». Но проблема общественно-государственного управления образованием акту­альнейшая, и решать ее надо безотлагательно.

Принцип самоорганизации учебной деятельности обучаемых

Принципиально иной подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы, вопрос: учащегося, студента, слушателя учат или он учится?

Как сказал У. Черчиль: «Я всегда любил учиться, но не любил, когда меня учили». Ведь вся отечественная и общеоб­разовательная и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела, — обра­зование в обществе того времени было фактически невостре­бованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспи­тательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. Он сначала должен его уговорить, чтобы тот его слушал, затем все подробно объяснить и растолковать, а уча­щийся, студент, если соизволит, дома этот материал заучит. И вот, из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал, их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в об­щеобразовательной школе, и в профессиональных учебных за­ведениях всех уровней до 40—50 часов в неделю. А оптималь­ный формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется как «обучение в ко-


 




робке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что учеб­ный материал подается малыми дозами. И учащиеся, студенты все время находятся под контролем учителя, преподавателя (а педагог, добавим, под контролем руководителя учебного заве­дения и инспектора). Черты классно-урочной системы про­сматривались даже в ВУЗах, однако полному внедрению ее туда препятствовали, конечно, традиции высшей школы.

В новых социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, ква­лификация становятся капиталом специалиста. Исчезают про­блемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к уче­нию — они сами хотят учиться. Во главу угла ставится само­стоятельная работа обучаемых, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным об­разом преображается: позиция «учитель впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик впереди», кроме, ко­нечно, начальной школы. Учитель, преподаватель должен со­риентировать, направить учащегося, студента — вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятель­ном движении от незнания к знанию — посредством индиви­дуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в малых группах и командах, игровых форм и т.д. Кстати, во многих странах учебная нагрузка студентов уни­верситетов снижена до 12—15 учебных часов в неделю, сту­дентов колледжей — не более 20 часов.

Очевидно, эта же тенденция будет развиваться и у нас в весьма недалекой перспективе. Причем уменьшение аудитор­ной учебной нагрузки обучаемых позволит (если при этом наше государство не уменьшит выделяемые фонды заработной пла­ты) либо снизить учебную нагрузку учителям и преподавате­лям, сняв тем самым с них стрессовую перегрузку, и высвобо­дить время для творческого саморазвития, занятия научной работой, либо уменьшить наполняемость учебных классов, групп, которые сегодня недопустимо велики для нормальной учебной работы, либо и то и другое вместе.

Направление, специфическое для общеобразовательных учебных заведений, профтехучилищ, техникумов, лицеев и колледжей — это переход с, в основном, урочной формы орга­низации учебных занятий на лекционно-семинарские формы.


Проблема, которая, по мнению автора, давно назрела, но ко­торая почти не решается из-за традиционной привычки педа­гогического корпуса этих учебных заведений к так называе­мому «комбинированному уроку», а также особой привязан­ности к нему инспекторов всех категорий. Причем тот поли-атив, компромисс, который получил довольно-таки широкое распространение в виде так называемых «уроков-лекций», «уроков-семинаров» и т.п., по мнению автора, — это нон­сенс — урок строится по своим правилам и по своей логике, лекция, семинар — по своей. И совместить их невозможно.

Таким образом, очевидно, основная тенденция реализации принципа самоорганизации заключается в смещении акцентов учебно-воспитательного процесса на самостоятельную работу обучаемых. Помимо всего прочего, это необходимо и для вос­питания у молодежи привычки самостоятельной учебной ра­боты в связи с задачами построения системы непрерывного (пожизненного) образования (см. ниже).

Как видим, демократизация образования — это огромное поле проблем. К решению большинства из них мы еще не приступали, а многие работники образования, к сожалению, над ними даже не задумывались. Но решать эти проблемы надо безотлагательно — ведь демократизация общества по глу­бинной сути дела начинается с демократизации школьной скамьи.



ИДЕЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соединив безумие с умоли

Среди пустынных смыслов

Мы построим дом —

Училище миров, неведомых доселе.

Н.А. Заболоцкий

Рассмотрим теперь проблемы развития образования в ас­пекте отношений «образование — производство» (еще раз по­зволим себе напомнить читателю, что производство мы рас­сматриваем в самом широком смысле, включая и материаль­ное, и духовное производство).

В последнее время в связи с социальным и гуманитарным прогрессом, происходящим в стране, и, в частности, в связи с разработкой концепций развития как общего, так и профес­сионального образования, появилось новое понятие — «опере­жающее образование». Его содержание пока еще очень размы­то. Во многих публикациях речь идет о том, что образование должно что-то опережать. Причем это что-то связывается, как правило, с производством.

Между тем при более глубоком выяснении сути проблемы оказывается, что «опережающее образование» является важ­нейшей идеей дальнейшего развития как общего, так и про­фессионального образования, требующей существенного пере­смотра многих сложившихся стереотипов.

Рассмотрим соотношение категорий (понятий) «образова­ние» и «производство». Категория «образование» относится к личности, к человеку — и только к нему. Слово «образование» происходит от корня исходного понятия — «образ». То есть образование — это создание у человека образа окружающего мира и самого человека, своего «я» в этом мире. Профессио­нальное образование в этом смысле можно трактовать как фор­мирование образа мира производства (в широком смысле) и


образа своего положения, своей роли, своей профессиональной деятельности в мире производства.

2015-12-06 569 Обсуждений (0)
Принцип общественно-государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип общественно-государственного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)