Принцип общественно-государственного управления
Пожалуй, в области управления народным образованием мы сегодня оказались в ситуации еще менее демократичной, чем были до 1985 года. Быстро отошли в прошлое выборы руководителей учебных заведений (за исключением ректоров ВУЗов). Выборы якобы «не оправдали себя», поскольку педагогические коллективы выбирали директоров не по деловым качествам, а «покладистых», нетребовательных. Советы учебных заведений с самого начала оказались безгласными, поскольку во главе их в подавляющем большинстве случаев стали директора, а членами советов — подчиненные, зависящие от них учителя, преподаватели. Парткомов, профкомов всех уровней, народного контроля, т.е. органов, которым были хоть как-то подконтрольны первые руководители учреждений, не стало. Органы управления образованием стремятся не вмешиваться в деятельность руководителей внутри учебного заведения, чтобы их, «не дай Бог», не заподозрили в диктате. В итоге руководство учебных заведений получило в свои руки огромнуювласть. Директор, ректор может совершенно безнаказанно избавиться от неугодного работника — не предоставить ему учебной нагрузки в следующем учебном году (в школе, ПТУ, ССУЗе), или реорганизовать кафедру или другое подразделение (в ВУЗе, ИПК). В этом же направлении «сра- ботала» контрактная система найма учителей и преподавателей — контракты, в соответствии с Законом РФ об образовании, стали заключаться. Но заключаться в основном только с одной целью — ограничить срок действия трудового договора как правило 1—2 годами: если учитель, преподаватель или другой работник «взбрыкнет», то директору, ректору долго ждать не придется, — контракт можно не продлять. В области хозяйственной деятельности стали нередкими случаи, когда, сдавая помещения в аренду или организуя «предприятия» при учебных заведениях, руководители стали сами себе выписывать заработную плату (или получать доходы иными путями), подчас в десятки раз превышающую заработную плату учителей, педагогов, устраивать себе и своим близким заграничные поездки и т.д. Автор далек от того, чтобы утверждать, что так происходит повсюду, но тем не менее эти факты имеют место. В деятельности органов управления образованием произвола стало не меньше, чем было раньше. Так, они всячески блокируют заключение учредительных договоров с подведомственными учебными заведениями, что предусмотрено тем же Законом об образовании, поскольку договор влечет за собой не только права (которые у чиновников и так есть в избытке), но и обязанности перед учебным заведением, которых никогда не было и нет сейчас. Более того, чиновный аппарат разрастается и все больше блокирует развитие образования. Так, если в былые, так на: зываемые «застойные», годы бывшие профтехучилища должны были согласовывать набор подготавливаемых профессий и специальностей только с двумя инстанциями — областным управлением образования и базовым предприятием, то теперь во многих регионах таких инстанций для учреждений начального профессионального образования стало по 6—7. Таким образом, как бы считается, что ни учебное заведение, ни учащиеся, ни их родители ничего не понимают в выборе профессий, молодежь лишают права выбора. Зато во всем разбираются господа чиновники-бюрократы, которых с каждым годом становится все больше и больше. Примеров можно перечислять много. Но все пороки управления образованием можно обобщить в одной короткой, но страшной фразе: вся нынешняя организация системы народ-
ного образования создает самдле благоприятные условия для коррупции. Как?! — спросит читатель. Неужели автор утверждает, что большинство учителей, преподавателей, руководителей, работников органов управления образованием берут взятки?! Вовсе нет! Автор этого не утверждает. Подавляющее большинство работников народного образования — порядочные, добросовестные, искренне преданные делу люди. Но коррупция — это не только взятки. Коррупция— Читатель может заглянуть в любой словарь — это использованиеслужебного положения.Вот с этих позиций автор и приглашает Читателя разобраться: — учитель, преподаватель учит ученика или студента. Кто — о сложившейся бесконтрольности руководителей образо — работник аппарата управления — вовсе не обязательно Таким образом, получается, что каким бы хорошим ни был учитель, преподаватель, руководитель или работник аппарата управления, он всей существующей системой поставлен в положение, когда он может, а подчас и должен, вынужден использовать служебное положение. Причем делается это нередко даже непроизвольно, просто исходя из своих личных взглядов или симпатий. А мы по традиционной российской привычке уповаем на хорошего руководителя — вот у нас плохой, а в соседней школе — хороший. Плохой, может, когда-нибудь уйдет или его «уберут» — придет «хороший». А надо создавать и включать в действие демократические механизмы управления.Такие механизмы, которые позволяли бы хорошему, сильному руководителю делать все лучше, чем положено, а слабого, плохого заставляли делать то, что положено и не позволяли бы делать то, что не положено. Такие механизмы есть. Они давно отработаны в странах с развитой демократией. Часть из них к тому же применялась еще в дореволюционной России. Некоторые из них были заложены в проект Закона РФ об образовании, но затем при его принятии они были старательно заблокированы. Основная суть действия этих механизмов заключается в гласности и передаче функций управления общественности или под контроль общественности.Рассмотрим эти механизмы управления образованием. Финансирование.Финансирование образования осуществляется из государственного, регионального, муниципального бюджетов, которые образуются из налогов, заплаченных гражданами и предприятиями. Но в России мы пока что платим налоги вообще, обезличенно, а государство может потратить собранные средства бесконтрольно на что угодно. Необходимо заимствовать опыт демократических стран, где налоги принято платить по совершенно конкретным статьям. Так, в Дании за каждый проработанный час каждый работник и его работодатель (предприятие) платят по 2 кроны (датская крона — 1/6 американского доллара) налога на профессиональное образование. И эти деньги государством могут быть потрачены только на профессиональное образование населения и ни на что другое. Причем в условиях открытой статистики эти суммы могут быть легко просчитаны любым жителем страны. Дополнительным источником финансирования являются пожертвования фирм, различных фондов и т.п. на образование, а также обучение персонала предприятий за их счет. И на то и на другое устанавливаются такие налоговые льготы, что фирмы, предприятия заинтересованы вкладывать свои деньги в образование.
Распределение средств.Демократизм механизмов бюджетного финансирования образовательных учреждений заключается в том, что: во-первых, в целях объективности средства бюджетов должны выделятся по разным статьям: федеральный бюджет начального профессионального образования, федеральный бюджет среднего профессионального образования, федеральный бюджет высшего образования, муниципальный бюджет дошкольного образования, муниципальный бюджет общего среднего образования и т.д. Во-вторых, средства учебным заведениям должны распределяться не работниками административного аппарата, чтобы органы государственной и местной власти не могли быть заподозрены в коррупции, а общественными советами по образованию: федеральными, региональными, местными. В состав таких советов должны, очевидно, входить видные деятели производства, науки, культуры. Работа в советах их членам может оплачиваться, на что могут быть затрачены доли процента суммарного финансирования. В-третьих — средства бюджетов по каждому источнику должны распределяться на конкурсной основе по обоснованным заявкам учебных заведений: кого и сколько они собираются учить, чему учить, у каких отраслей и предприятий будет потребность в таких специалистах на перспективу срока завершения обучения и т.д. Возможно, есть смысл позаимствовать и некоторые зарубежные модели финансирования высшего образования. За «железным занавесом» нам долго рассказывали сказки о том, что высшее образование в западных странах платное. Оно действительно платное — студент должен платить университету деньги за обучение. Но как только юноша, девушка поступают в университет, государство во многих странах выделяет им грант — стипендию для оплаты обучения (если доходы родителей не превышают определенного уровня). Средства выделяются либо полностью (например, в Англии), либо на 80—90% (США) — остальную, пусть небольшую сумму, студент должен заплатить сам — исходя из того соображения, что совсем бесплатное никогда не ценится. Такой механизм бесплатного платного образования ведет к тому, что, с одной стороны, у студента воспитывается гражданская ответственность — он реально осознает, что учится на деньги налогоплательщиков. С другой стороны — университет относится к студенту как к «клиенту», который, если ему в этом учебном заведении не понравилось, может забрать свой грант и передать в другой университет, а не как у нас до сих пор: «ходят тут всякие и только мешают...» Бюджетные средства на научные исследования также должны выделяться не обезличенно ВУЗам вообще, как у нас принято, а на конкурсной основе руководителям проектов или направлений исследований — как правило, признанным ученым, которые своими предыдущими работами могут доказать, что возглавляемые ими коллективы могут эффективно справиться в установленные сроки с поставленными задачами. Сегодня же у нас бюджетными средствами на образование распоряжается даже не Министерство образования РФ, не региональные и муниципальные органы управления образованием, а всемогущий Минфин и финансовые управления администраций регионов и муниципалитетов. Считается, что Министерство финансов пользуется при распределении бюджетных ассигнований регионам и ВУЗам определенными методиками. Но их природа и способы разработки и использования до сих пор остаются секретом для всех. В том числе и для Минобразования РФ. А как известно, «кто заказывает музыку...» По сути дела, у нас до сих пор действует формула бывшего министра финансов СССР В.Ф. Гарбузова: «все министры могут только запрещать. Разрешать могу только я». Управление учебным заведением.Органом общественного управления образовательным учреждением может являться, например, попечительский совет— российская модель управления учебными заведениями до 1917 года, когда в наших школах, гимназиях, училищах, ВУЗах и т.д. были попечительские советы, являвшиеся подлинно демократическими общественными органами управления образовательными учреждениями. Ныне такого рода советы распространены во многих странах мира. Они могут называться по-разному: «корпорацией», «правительством», «ассоциацией» учебного заведения и т.д. В них входят на добровольной основе местные предприниматели, другие уважаемые граждане города, региона. Причем во многих странах обязательным требованием является то, что в состав совета не должны входить профессионалы, т.е. работники образования.
Быть членом совета любого учебного заведения — это почетная общественная должность. Совет заседает в среднем 1 раз в два месяца и принимает все ответственные, принципиальные решения по деятельности учебного заведения, его развитию. Но члены совета несут финансовую ответственность за деятельность учебного заведения и в случае понесенных убытков, превышения расходов над бюджетными и другими ассигнованиями, возмещают убытки из собственных средств или средств возглавляемых ими предприятий. Каждые 5 лет происходит обновление состава совета, причем новый состав утверждается прежним составом совета. Совет, в частности, на конкурсной основе по контракту принимает на работу директора, который в состав совета в большинстве стран не входит, а является лицом, непосредственно исполняющим решения совета. Совет принимает на работу также и всех других руководящих работников учебного заведения, а по представлению директора — учителей, преподавателей (в высших учебных заведениях порядок несколько иной). Сейчас во многих российских образовательных учреждениях попечительские советы стали создаваться. Но, к сожалению, в большинстве случаев не как органы общественного управления, а в целях куда более прозаических — для получения дополнительной материальной поддержки от спонсоров — членов советов. Учителя школ, преподаватели профессиональных учебных заведений за рубежом набираются по конкурсу или без конкурса, но обязательно по контракту, который подписывается директором от имени совета, и в случае возникновения спорных вопросов они решаются советом и профсоюзами. Сроки контрактов могут быть разные, как правило — несколько лет, но обычно первые 12 месяцев считаются испытательным сроком. В отличие от «контрактов», которые стали вводиться в наших отечественных образовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации об образовании, и, как правило, в которых ничего не говорится ни о правах и обязанностях работника, ни о правах и, главное, обязанностях администрации, и занимают в большинстве случаев не более половины страницы текста, нормальный академический контр- акт, к примеру, Европейский — очень детальный документ. Он занимает более 50 страниц машинописного текста, не считая приложений примерно такого же объема. В нем подробно оговариваются: гарантированная полная или неполная учебная нагрузка на весь срок работы учителя, преподавателя, детально расписанные должностные обязанности, дисциплинарные правила, дни и часы работы, порядок оплаты за сверхурочную работу или работу в выходные дни и праздники, сроки отпусков и время их предоставления, территориальное расположение рабочего места, количество и сроки возможных командировок и порядок их оплаты, размер заработной платы, сроки и порядок ее получения, порядок ее повышения по стажу работы и т.д., возможности получения и размеры предоставляемых авансов и кредитов, размер и порядок отчислений в фонды пенсионного обеспечения и медицинского страхования, порядок и размер выплат по болезни, меры, которые может принимать администрация в отношении работника, не выполняющего установленные требования, состав сведений, которые являются конфиденциальными в данном учебном заведении и не подлежащие разглашению как в процессе работы, так и после ухода работника из данного учебного заведения, авторские права работника и учебного заведения на созданные научные разработки, методики, компьютерные программы и т.п., порядок обращения с жалобами в администрацию, профсоюз и другие инстанции, порядок увольнения до истечения срока контракта как по инициативе работника, так и по инициативе администрации, порядок и сроки информирования работника о продлении или непродлении контракта и т.д. Столь подробное изложение прав и обязанностей каждой стороны — и работника, и администрации четко определяет взаимную ответственность сторон в правовом государстве. И если представим себе, к примеру, что администрация всего на несколько часов задержала выплату заработной платы, то работник через суд может потребовать значительную компенсацию за нанесенный ущерб, и он ее получит безо всяких проволочек. Существенную роль в регулировании трудовых отношений работников образования должны играть профсоюзы. Пока что у нас в России профсоюзы до сих пор — это «школа ...» неиз-
вестно чего. Но во всех демократических странах профсоюзы — это мощный рычаг преодоления разногласий между наемными работниками и работодателями. Дело, в частности, в том, что отстаивает права работника представитель профсоюза, не работающий в учебном заведении,а потому полностью независимый от администрации. У нас все члены профсоюза одной данной отрасли — от уборщицы до министра — числятся в одном профсоюзе, а в других странах они строятся именно по профессиональному признаку — профсоюз учителей, профсоюз уборщиков, профсоюз преподавателей, профсоюз менеджеров и т.д. Причем, как это для нас ни парадоксально, профсоюзы, именно потому, что они профессиональныесоюзы, крайне не заинтересованы, чтобы в их ряды попадали непрофессионалы. И поэтому, когда в многих странах представители того или иного профсоюза принимают на паритетных началах с ассоциациями работодателей выпускные квалификационные экзамены у студентов профессиональных учебных заведений, то они предъявляют к выпускникам не менее жесткие требования, чем представители работодателей. А, например, Американская федерация учителей (профсоюз) сама требует предоставления ей права увольнять учителей, чьи ученики плохо усваивают учебный материал. Контроль качества.Контроль качества образования, качества учебно-воспитательного процесса должен стать объектом самого пристального внимания как внутри учебного заведения, так и со стороны общественности, государства. Внутренний контроль в учебном заведении, используя зарубежный опыт, может осуществляться через системы самооценки, регулярной аттестации учительского, преподавательского, профессорского-преподавательского состава, взаимоконтроля научно-педагогических и административных кадров, тщательного изучения и учета мнения учащихся и студентов. Необходимость объективного и беспристрастного внутреннего контроля объясняется тем, что в.условиях жесткой конкуренции все сотрудники учебного заведения должны сознавать, что его престиж, общее и личное финансовое благополучие зависят от качества работы каждого учителя, преподавателя, администратора и т.д., и поэтому все должны быть заинтересованы в том, чтобы случаи некомпетентности отдельных работников немедленно выявлялись и от таких сотрудников немедленно избавлялись. С этими целями, например, регулярно, 2—3 раза в полугодие, семестр, может проводиться анкетирование среди учащихся, студентов. Анкета может содержать десятки вопросов, касающихся всех сторон жизни учебного заведения — качества преподавания каждого предмета, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки, мастерских, столовой, спортивных сооружений и т.д. и т.п. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого учителя, преподавателя, других работников и служб и своевременно принимать соответствующие меры. Внешний контроль.Создание в России независимых от органов управления образованием аттестационных организаций — государственной аттестационной службы (опять-таки государственной) предусмотрено действующим Законом Российской Федерации об образовании. Однако, к сожалению, дальше соответствующих формулировок в тексте Закона дело не пошло — в этом демократическом механизме регулирования качества образования не заинтересованы ни административные органы, которые не хотят отдавать свое монопольное право распоряжаться учебными заведениями, ни педагогические коллективы образовательных учреждений, которые также не хотят отдавать свое монопольное право аттестации выпускников. За рубежом же деятельность независимых самофинансирующихся аттестационных организаций охватывает все учебные заведения, кроме университетов. Эти организации, во-первых, задают стандарты образования (а не государственные образовательные ведомства, как это началось делаться у нас). Во-вторых, учебные заведения на каждую образовательную программу получают в этих организациях разрешение — либо в виде лицензии, либо в форме утверждения подготовленной учебным заведением учебно-программной документации, либо в каких-либо иных формах. В-третьих, школьники и студенты сдают выпускные и квалификационные экзамены не у себя в учебном заведении, а в этих организациях. Вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения, в том числе в высшие, во многих
странах не проводятся — абитуриент лишь предъявляет итоги сданных в независимой аттестационной организации экзаменов за курс общеобразовательной школы (важнейший рычаг «перекрытия крана» для коррупции).Причем экзамены в этих организациях проводятся только в форме тестов, сочинений и только в письменной форме — чтобы остались «следы», чтобы можно было всегда проконтролировать их объективность. Причем студент имеет право выбора — где, в какой аттестационной организации ему сдавать экзамены (а они конкурируют между собой) и в каком ее территориальном отделении — у себя дома или поехать в другой округ, графство, департамент и т.п. Проведение экзаменов аттестационным организациям оплачивают учебные заведения — соответствующие средства заложены в их бюджетное финансирование. Аттестационные организации сами подлежат контролю, но не со стороны государства, а, как правило, со стороны ассоциаций работодателей и профсоюзов, обязательно на паритетных началах (принцип равного участия). Дополнительными формами общественного контроля качества функционирования учебных заведений могут являться системы добровольной аккредитации их общественными организациями — ассоциациями учебных заведений, профессиональными общественными объединениями специалистов по профессиональным интересам и др. Причем профессиональные общества, ассоциации, академии и т.д. также могут играть весьма существенную роль в контроле качества профессиональной подготовки выпускников всех образовательных учреждений, в первую очередь — выпускников ВУЗов. Так, в США, например, выпускники педагогических ВУЗов после 1—2 лет работы в школе должны пройти в одном из местных филиалов профессиональной ассоциации процедуру сдачи официального экзамена, дающего право дальнейшего преподавания в школе. А выпускники ВУЗов по профессиям, когда некомпетентная деятельность может нанести вред здоровью и благосостоянию людей — врачи, юристы, строители и т.д. — не ранее чем через два года после выпуска должны в своих профессиональных обществах сдать экзамен для получения лицензии на частную практику или на право быть руководителями проектов. Создание в России предусмотренных Законом независимых аттестационных служб, в которых экзамены и результаты этих экзаменов были бы обязательными для приема абитуриентов на слудующую ступень образования, позволило бы сразу решить две актуальнейшие задачи: — во-первых, заткнуть огромные коррупционные бреши, — во-вторых, сразу снять давление высшей школы на все Таким образом, исходя из сказанного, у Читателя может сложиться впечатление, что вроде бы, по мнению автора, государство должно все функции управления образованием передать общественности, и государственным органам управления как бы и делать нечего. Наверное, это не так — как раз в этих условиях на государственные ведомства должна лечь содержательная сторона работы. Здесь уместно будет привести пример с деятельностью Министерства сельского хозяйства Нидерландов, с которой автору довелось когда-то детально ознакомиться. Голландия — маленькая страна — население всего 14 млн человек с фермерским сельским хозяйством. Каждый фермер — сам себе хозяин, он в «ценных указаниях» сверху не нуждается. А аппарат Министерства огромный — несколько сот человек! Зачем? Оказывается, работники министерства выполняют всего 3 функции. Это: — разработка рекомендаций для фермеров: со всего — консультирование фермеров. По любому вопросу любой — развитие сельскохозяйственного образования в стране.
11-1045 печении сельских школ, сельскохозяйственных профессиональных учебных заведений всеми новшествами науки и практики, консультирует, финансирует создание тренажеров, видеофильмов и т.п. Как видим, управленческие функции могут быть не «директивными», а иными — содержательными. Сегодня у нас стало модным ругать работников аппарата управления за бюрократизм, за старые методы работы. Но в их защиту можно поставить вопрос и по-другому: а кто-нибудь разработал новые небюрократические механизмы управления, и, главное, кто научил их новым методам работы? Кроме того, не лишним было бы, наверное, рассмотреть вопрос о выборности и периодической сменяемости состава управленческих органов и руководителей системы народного образования на всех ее уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Автор далек от того, чтобы всячески восхвалять зарубежное или дореволюционное российское образование. В них было и есть много своих недостатков. Но столь длинное описание приведено здесь для того, чтобы показать, что в мире есть разработанные и апробированные десятилетиями механизмы общественно-государственного управления образованием, которые можно и давно пора внедрять в России. Всякие ссылки на то, что демократию надо внедрять постепенно, что у России здесь своя специфика и т.д. — это все те же попытки бюрократии удержать свои права и не обременять себя никакими обязанностями. Демократии, как и правды, слишком много не бывает, так же как женщина не может быть «слегка беременной». Демократия либо есть, либо ее нет. Конечно, деятельность таких общественных институтов, как региональные советы ректоров ВУЗов, директоров средних профессиональных учебных заведений, когда, например, в Свердловской области они распределяют по образовательным учреждениям средства, поступающие от дополнительного регионального налога на образование, или региональные объединения учреждений начального профессионального образования (Читинская и другие области) следует рассматривать как положительный опыт. Но эти институты не меняют принципиальных позиций командно-административной системы управления образованием. Вводить общественно-государственное управление образованием в России будет, очевидно, чрезвычайно сложно. Во-первых, по причине отсутствия традиций общественного управления. Во-вторых, из-за других, негативных наших традиций — в России чаще всего общественные структуры, если они создаются и не распадаются, тут же становятся удобными местами для чиновников. Еще И.А. Крылов в басне «Вельможа и философ» писал, что с общественными организациями в России происходит то же, что с новыми домами: «Хозяева в него еще не вобрались, а уж сверчки давно в нем завелись». Но проблема общественно-государственного управления образованием актуальнейшая, и решать ее надо безотлагательно. Принцип самоорганизации учебной деятельности обучаемых Принципиально иной подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы, вопрос: учащегося, студента, слушателя учат или он учится? Как сказал У. Черчиль: «Я всегда любил учиться, но не любил, когда меня учили». Ведь вся отечественная и общеобразовательная и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела, — образование в обществе того времени было фактически невостребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. Он сначала должен его уговорить, чтобы тот его слушал, затем все подробно объяснить и растолковать, а учащийся, студент, если соизволит, дома этот материал заучит. И вот, из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал, их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40—50 часов в неделю. А оптимальный формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется как «обучение в ко-
робке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что учебный материал подается малыми дозами. И учащиеся, студенты все время находятся под контролем учителя, преподавателя (а педагог, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора). Черты классно-урочной системы просматривались даже в ВУЗах, однако полному внедрению ее туда препятствовали, конечно, традиции высшей школы. В новых социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению — они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучаемых, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «учитель впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик впереди», кроме, конечно, начальной школы. Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента — вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию — посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в малых группах и командах, игровых форм и т.д. Кстати, во многих странах учебная нагрузка студентов университетов снижена до 12—15 учебных часов в неделю, студентов колледжей — не более 20 часов. Очевидно, эта же тенденция будет развиваться и у нас в весьма недалекой перспективе. Причем уменьшение аудиторной учебной нагрузки обучаемых позволит (если при этом наше государство не уменьшит выделяемые фонды заработной платы) либо снизить учебную нагрузку учителям и преподавателям, сняв тем самым с них стрессовую перегрузку, и высвободить время для творческого саморазвития, занятия научной работой, либо уменьшить наполняемость учебных классов, групп, которые сегодня недопустимо велики для нормальной учебной работы, либо и то и другое вместе. Направление, специфическое для общеобразовательных учебных заведений, профтехучилищ, техникумов, лицеев и колледжей — это переход с, в основном, урочной формы организации учебных занятий на лекционно-семинарские формы. Проблема, которая, по мнению автора, давно назрела, но которая почти не решается из-за традиционной привычки педагогического корпуса этих учебных заведений к так называемому «комбинированному уроку», а также особой привязанности к нему инспекторов всех категорий. Причем тот поли-атив, компромисс, который получил довольно-таки широкое распространение в виде так называемых «уроков-лекций», «уроков-семинаров» и т.п., по мнению автора, — это нонсенс — урок строится по своим правилам и по своей логике, лекция, семинар — по своей. И совместить их невозможно. Таким образом, очевидно, основная тенденция реализации принципа самоорганизации заключается в смещении акцентов учебно-воспитательного процесса на самостоятельную работу обучаемых. Помимо всего прочего, это необходимо и для воспитания у молодежи привычки самостоятельной учебной работы в связи с задачами построения системы непрерывного (пожизненного) образования (см. ниже). Как видим, демократизация образования — это огромное поле проблем. К решению большинства из них мы еще не приступали, а многие работники образования, к сожалению, над ними даже не задумывались. Но решать эти проблемы надо безотлагательно — ведь демократизация общества по глубинной сути дела начинается с демократизации школьной скамьи. ИДЕЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Соединив безумие с умоли Среди пустынных смыслов Мы построим дом — Училище миров, неведомых доселе. Н.А. Заболоцкий Рассмотрим теперь проблемы развития образования в аспекте отношений «образование — производство» (еще раз позволим себе напомнить читателю, что производство мы рассматриваем в самом широком смысле, включая и материальное, и духовное производство). В последнее время в связи с социальным и гуманитарным прогрессом, происходящим в стране, и, в частности, в связи с разработкой концепций развития как общего, так и профессионального образования, появилось новое понятие — «опережающее образование». Его содержание пока еще очень размыто. Во многих публикациях речь идет о том, что образование должно что-то опережать. Причем это что-то связывается, как правило, с производством. Между тем при более глубоком выяснении сути проблемы оказывается, что «опережающее образование» является важнейшей идеей дальнейшего развития как общего, так и профессионального образования, требующей существенного пересмотра многих сложившихся стереотипов. Рассмотрим соотношение категорий (понятий) «образование» и «производство». Категория «образование» относится к личности, к человеку — и только к нему. Слово «образование» происходит от корня исходного понятия — «образ». То есть образование — это создание у человека образа окружающего мира и самого человека, своего «я» в этом мире. Профессиональное образование в этом смысле можно трактовать как формирование образа мира производства (в широком смысле) и образа своего положения, своей роли, своей профессиональной деятельности в мире производства.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |