Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дополнительные технологии работы с замещающей семьей



2015-12-06 2182 Обсуждений (0)
Дополнительные технологии работы с замещающей семьей 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе жизнедеятельности семьи, взаимодействия друг с другом у них возникают трудности, проблемы, вопросы, сомнения, а значит, необходимость получения новых знаний, формирования необходимых навыков.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные виды консультирования. Так, Б.Д. Карвасарский описывает следующие его виды:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль (32).

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы (32).

Кроме этого, выделять виды консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, социальное и семейное консультирование.

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т. п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Технология семейного консультирования — это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении трудной жизненной ситуации. Это позволяет клиенту комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.

Важно занять правильную позицию по отношению к клиенту. Оптимальной является ориентация на позитивные оценочные отношения и эмоциональную теплоту к клиенту. Искренность и уравновешенность консультанта, вербализация эмоциональных переживаний позволяют клиенту чувствовать себя комфортно, продуктивно работать вместе с консультантом над решением проблемы.

В процессе семейного консультирования выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы.

Подготовительный этап консультирования.Устанавливается график и очередность консультаций. Специалист по возможности собирает информацию о будущих клиентах, на основе которой составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и определяет стиль общения с клиентом.

Основной этап консультирования.Беседа с клиентом представляет собой непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. Консультирование включает в себя несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.

Первая стадия — психологическая подготовка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Консультант освежает в памяти сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования (57).

Вторая стадия — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия, предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной-трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический климат.

Третья стадия — заключение «договора-контракта» между консультантом и клиентом. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо о ее проведении, либо об отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его права и обязанности. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон.

Четвертая стадия — «исповедь». Консультант задает клиенту прямой вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне?» Собеседник получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации. На стадии «исповеди» консультант поддерживает клиента, выражая ему свой интерес средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы.

Пятая стадия — активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В результате у него формируется обоснованное мнение о причинах затруднений клиента, он намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает своего мнения клиенту.

Шестая стадия консультирования решающая, она требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. На этой стадии вырабатывается совместная интерпретация проблемы клиента. Консультант не должен в безапелляционной форме выражать свое понимание ситуации. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается — выдвинутая версия принимается за основу. Но если предположение консультанта оставляет клиента равнодушным, приходится искать другое решение. Эту стадию разговора можно считать успешной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента.

Седьмая стадия направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения.

Восьмая стадия — завершение общения с клиентом, оценка эффективности консультации ее участниками. Клиенту предлагают высказать свое мнение о проделанной работе. Специалист по социальной работе дает окончательную оценку. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа.

После того как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо обратить внимание на свое психологическое состояние.

Эту стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Консультанту на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.

Заключительный этап консультированиянаступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

Соблюдение технологических этапов социального консультирования еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.

Консультации целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультаций в помещение не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц.

Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Дизайн кабинета должен располагать к доверительному общению. Желательно иметь компьютер и необходимое программное обеспечение. При проведении беседы специалист и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Продолжительность одной консультации варьирует от 0,5 до 1,5 часа. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации.

Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Специалист может вести рабочие записи во время консультаций, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. В протоколе содержатся паспортные данные, информация о семье и состоянии здоровья клиента, указано, кем направлен на консультацию, в чем состоит проблема, перечислены формы и методы консультации, проработанные вопросы, отмечены результаты консультации, поведение человека во время беседы и его отношение к работе, направления дальнейшей работы с клиентом и др.

Наряду с семейным консультированием в работе с замещающей семьей можно использовать биографический метод.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути человека, с помощью написания биографий и др., метод изучения индивидуального жизненного пути человека.

Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к «анализу случая». Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека В центре внимания специалиста здесь оказывается документальное или устное описание событий с точки зрения «самой истории жизни»,то есть те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом.

Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биографического метода: «...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний» (100).

Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники -- мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.

В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные.

Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта - от колыбели до могилы (что само по себе не требует большого объема и степени детализации).

Тематическая «история жизни» отличается от полной тем, что она относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта.

Отредактированная «история жизни» может, вообще говоря, быть и полной, и тематической. Ее основная особенность - ведущая роль специалиста-интерпретатора, явно организующего биографический материал в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных «историй жизни» становятся иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом по сути исследовании.

Основными источниками биографических данных, как уже говорилось, служат, помимо опросов и интервью, публичные и частные архивные материалы.

Процедуры интервьюирования и опросники, используемые в этом случае, по сути, отличаются от традиционных лишь тем, что они отчетливо структурированы временной перспективой человеческой жизни как целого. Опросник, или «биографический путеводитель», используемый при интервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т. п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т. п.), которые значимы для него и (или) интересуют специалиста. Помимо того, что биографический опросник или краткий тематический путеводитель позволяют не позабыть или не пропустить существенные сведения, они полезны и самому исследователю как средство отчетливой и явной операционализации тех понятий, которые он собирается использовать в теоретическом анализе.

Кроме того, в работе с замещающей семьей можно использовать технологию управления случаем (casework) (85).

Работа с индивидуальным случаем является одним из основных методов, в котором множество ее различных концепций и подходов направляются на помощь в решении психологических, межличностных, социальных, экономических и других проблем путем установления непосредственного прямого взаимодействия между специалистом и ребенком. От групповой работы и работы в сообществе работу со случаем отличает то, что в качестве объекта воздействия выступает конкретный человек, группа или семья, поэтому она приобретает характер работы с конкретной проблемой.

Основная идея этой технологии состоит в оказании содействия членам замещающей семьи в получении доступа к реабилитационным, медицинским, психологическим программам, программам поддержки, координации услуг. Кроме того, важная роль отводится посредничеству между различными службами и профессионалами. «Управление случаем» предполагает практическую деятельность предоставления услуг, при которой специалист изучает потребности, организует. Ведет мониторинг, оценку, а также выступает в защиту предоставляемого пакета услуг. Данная технология ориентирована на индивидуальные потребности семьи. «Управление случаем» возможно на макро и микро уровнях: вмешательство как на индивидуальном уровне, так и на уровне системы (семьи) (85).

Информация, полученная в результате наблюдения за приемным ребенком, изучения его работ, результаты проведения стандартизированных тестов позволяет вводить обучающие ситуации. Все это дает возможность составить портрет ребенка и замещающей семьи в целях исключения дискриминации в последующей работе и стимулирования ребенка к развитию и обучению при позитивном родительском участии.

Помимо получения фактической информации, процесс оценки ситуации, их анализ, состоящий из 5 стадий:

1) анализ ситуации;

2) анализ возможностей участия соответствующих специалистов в ее разрешении;

3) анализ проблемы и задач;

4) анализ альтернатив;

5) планирование деятельности.

Анализ ситуации предполагает описание проблемы, требующей вмешательства. Обычно источником информации является независимый отчет, созданный по материалам форм для сбора данных. Это может быть и отчет о проделанной работе, и предварительный оценочный отчет или их сочетание, используемое при определенном подходе к оказанию услуг. Осуществление анализа ситуаций является функцией социального педагога.

Анализ возможностей участия соответствующих специалистов – более детальное рассмотрение людей, групп, организаций, которые могут повлиять на проблемную ситуацию или на ее возможное решение. Цель данного этапа состоит в выявлении и обсуждении интересов и ожиданий личности или семьи в целом, которые являются значимыми для достижения успеха социальной поддержки. Проведение такого анализа входит в задачи, решаемые специалистом ведущего конкретный случай (26; 85).

Анализ проблемы и задач предусматривает, обмен мнениями, определение и уточнение основной или «центральной» сложности проблему, которую необходимо преодолеть. Иногда возникает необходимость пересмотра поставленных задач и взаимосвязи между ними для того, чтобы гарантировать из завершение в срок и исключить те из них, которые являются нереальными для выполнения, или же создающими дополнительные трудности. Анализ проблемы и задач обычно происходит в форме семинара-встречи.

Анализ альтернатив, как правило, позволяет выделить несколько возможных стратегических направлений деятельности, которые предполагают решение каждой подпроблемы и основной проблемы. Принимая во внимание постоянный дефицит ресурсов, которые возможно использовать в процессе воздействия, необходимо тщательно изучить все альтернативные варианты и выбирать наилучший. Для этого при принятии решений, в первую очередь, необходимо выработать критерии, используемые в ходе анализа альтернатив.

Планирование деятельности – здесь учитывается конкретное состояние ребенка, «управление случаем» начинается с кризисного вмешательства. Ребенку и его семье оказывается поддержка с целью сосредоточения на факторах, которые оказывают влияние на текущую ситуацию. План «управления случаем» основывается на тщательной диагностике, принимая во внимание как сильные, так и слабые стороны клиента. Диагностика каждого клиента осуществляется строго индивидуально. План разрабатывается с учетом поставленных целей. Специалист работает с конкретным клиентом, оказывая ему поддержку для предупреждения кризисных ситуаций и усиления собственных его ресурсов.

Наряду с «Управлением случая» используется технология «Скульптура семьи», которая представляет собой метафорическое отражение позиций членов семьи по отношению друг к другу, а так же дистанции между ними и динамики их взаимоотношений. Применяя эту технологию необходимо физически поместить каждого из членов семьи на подобающее ему место в живой скульптуре, так чтобы другие могли его видеть. Место каждого соответствует выполняемой им в семье роли. Пространство служит метафорой близости или отдаленности, символически отображая границы системы. Для ее проведения вполне достаточно трех-четырех человек. Если на консультации присутствуют не все члены семьи, то для «замены» отсутствующих вполне можно использовать любые подручные средства (от мебели в кабинете до игрушек). «Расстановку» членов семьи может делать сам специалист, но более эффективен вариант, когда в активной позиции «скульптора» выступают сами члены семьи. Важно, чтобы каждый побывал в роли скульптора.

Инструктируя скульптора, специалист предлагает ему создать свой вариант семейной скульптуры, обращаясь с членами семьи так, как будто они сделаны из глины или пластилина. В процессе работы скульптор «выводит изнутри наружу» свой взгляд на семью, материализует свои представления о каждом из родственников и об отношениях с ним (близость или отдаленность по горизонтали и вертикали). Для этого он ставит каждого в такую позицию, которая, по мнению создателя скульптуры, лучше всего характеризует роль этого человека в семье и типичную для него модель поведения. Когда каждый создаст свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую семейную ситуацию «здесь и сейчас», можно предложить создать скульптуру «своей идеальной семьи» (семьи, какой мы хотим, чтобы она была). Как правило, специалист активно участвует в этом процессе: он может предлагать свои варианты «измененной семьи» и инструктировать участников по ходу дела, может задавать вопросы или комментировать происходящее (но не слишком жестко). И конечно, именно он организует обсуждение каждой из скульптур.

Технология «Семейная скульптура» может быть использована в работе с практически любой малой социальной группой и любым индивидом - с супружеской парой, с родительско-детскими субсистемами, с субсистемами "братья-сестры", с полной семьей и т.п. Данная технология может использоваться как средство оценки системы и как средство интервенции в нее. Как показывает опыт использования данной технологии, подростки обычно становятся отличными "скульпторами" из-за их чувствительности к тому, что в действительности происходит в семье и из-за своего естественного пристрастия к манипуляции своими ближайшими родственниками. Более того, приемные дети могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность. Трудно по разным причинам сподвигнуть к ваянию маленьких детей и родителей, первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых - из-за тревожности по-поводу угрозы их собственному достоинству. Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя очень талантливыми скульпторами и тогда между членами семьи может возникнуть очень интересное живое соревнование, в котором индивидуальные точки зрения выражаются свободно и открыто. В ходе выполнения технологии начинают проявляться семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие вопросы как борьба за власть, близость, дистанция, границы.

«Скульптура семьи» должна включать в себя три основных шага.



2015-12-06 2182 Обсуждений (0)
Дополнительные технологии работы с замещающей семьей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дополнительные технологии работы с замещающей семьей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)