Контингент детских домов в значительной мере составляют дети, в чем-то очень обделенные, так как с раннего детства, когда закладываются основы личности, они находились в условиях депривации. Отсутствие полноценных взаимоотношений с родителями на ранних стадиях развития ребенка порождают проблемы психической неустойчивости, внутренней нестабильности, агрессивности. Дети чаще всего имеют отрицательный опыт поведения в семье, смутно представляют, какой должна быть настоящая семья. Организация жизни детей в учреждении является далекой от той модели, которой живут все люди: она не дает опыта жизни как в семье, тем более далека от модели организации самостоятельной индивидуальной жизни. Даже при условии желания самого ребенка жить и воспитываться в новой семье, ожидания и представления его о жизнеустройстве далеки от реальности. Обычно после первой стадии, когда каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой, наступает кризис: привязанность ребенка к старой сохраняется, а к новой пока не сформировалась, приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий – в результате возникают конфликты. Именно на этом этапе возникает напряжение, чувство вины.
Таким образом , одним из необходимых условий успешной адаптации ребенка- сироты к новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей, знание и понимание изменений в условиях проживания, прав и обязанностей каждой из сторон.
Цель: расширение знания детей, представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека, формирование образа будущей семьи.
Задачи:
· Развить навыки конструктивного взаимодействия.
· Познакомить с правами и обязанностями членов семьи.
· Выстраивание представления ребенка о своем прошлом, причинах перемещения и перспективах на будущее.
· Сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства (проигрывание ситуаций, возникающих в семье)
· Отработать актуальные проблемы и особенности эмоционального реагирования, направленные на самопринятие (формирование навыков рефлексии и самоконтроля )
Перспективный план.
Раздел
| Тематика занятий
| Количество чесов
|
4-7 лет
| 8-10 лет
| 11-15 лет
|
1.Нравственные основы семьи.
| 1. Этап групповой работы , в процессе которого происходит формирование умений и навыков общения, развитие самосознания, расширение представлений о функции и задачах семьи. Включает следующие темы:
Тема 1. Что такое «семья», её функции: Нравственные основы в семье.
Тема 2. Роль отца и матери в семье. Семейный долг. Поло-ролевая идентификация
Тема 3. Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье членов семьи.
|
|
|
|
2. Экономические знания.
| Тема 1. Бюджет и хозяйство семьи: а) деньги и их функции; б) экономика семейного бюджета; в) планирование бюджета. Доходы и расходы. рациональные способы ведения домашнего хозяйства (экономическая игра)
|
|
|
|
3. Навыки ведения домашнего хозяйства.
| Тема 1. Роль домашней работы в жизни семьи. Домашний труд, распределение обязанностей в семье
Тема 2. Эстетика быта: создание уюта в семье, красота и самобытность дома.
Тема 3 . Роль вещей в жизни человека:
|
|
|
|
4. Основы конструктивного общения.
| Тема 1. Основы конструктивного общения: а) общение (виды) ;
б) умение говорить и принимать комплименты; в) выражение просьбы и отказа несогласие;
г) правила активного слушания.
(тренинг)
Тема 2. Саморегуляция и рефлексия. (аутогенная тренировка)
Тема 3.«Я- высказывания». Вербализация чувств.
Тема 3. Конфликты: конструктивные и деструктивные. Способы разрешения конфликтов. (тренинг)
|
|
|
|
5. Самодиагностика
| Тема 1. Я о себе, другие обо мне.
(самодиагностика).
Тема 2. Мое прошлое и настоящее. Проектирование будущего.
Тема 3. Есть проблема. Где ресурс.
(заключительное занятие).
2.Индивидуальные консультации воспитанников.
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
Тематический план.
Тема
| Программное содержание
|
Нравственные основы семьи.
|
Что такое «семья», её функции: Нравственные основы в семье.
| · введение участников в контекст работы;
· расширение представлений детей о роли и месте семьи в жизни человека;
· знакомство с нормативно-правовой основой создания и функционирования семьи.
|
Роль отца и матери в семье. Семейный долг.
| · формирование представлений о стереотипах поведения мужчины и женщины:
· создание условий для поло-ролевой примерки;
· формирование позитивного образа «Я»;
· знакомство с этическими и нравственными составляющими семейных отношений;
· осознание и принятие своего семейного опыта.
|
Психологический климат в семье, совместимость.
| · расширение представлений о здоровом образе жизни;
· формирование понимания значимости здоровья для семьи, продолжения рода;
· овладение социально-психологическими знаниями;
· развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей
|
Экономические знания
|
Бюджет и хозяйство семьи:
| · формирование рачительного отношения к результатам чужого и собственного труда;
· знакомство с составляющими доходной и расходной части бюджета семьи;
· Закрепить навык планирования своих доходов и расходов
· Формирование умения рационального ведения хозяйства
|
Навыки ведения домашнего хозяйства.
|
Роль домашней работы в жизни семьи.
| · Формирование навыка ведения домашнего хозяйства
· Осознание необходимости домашнего труда – как средства для достижения семейного благополучия, создания благоприятного климата в семье
· Уход от иждивенческих настроений и позиций в обыденной жизни
|
Эстетика быта: создание уюта в семье, красота и самобытность дома
| · Расширение представлений о быте и уюте домашнего очага.
· Формирование навыка содержания жилых комнат
· Закрепление навыков ухода за вещами
· Знакомство с особенностями оформления дома.
|
Роль вещей в жизни человека.
| · расширение кругозора и словарного запаса воспитанников
· Формирование адекватного и бережного отношения к миру вещей
· Закрепления навыка планирования приобретения личных вещей и предметов домашнего хозяйства.
|
Основы конструктивного общения.
|
Основы конструктивного общения
| · формирование навыков конструктивного общения;
· отработка навыков активного слушания;
· развитие психологической наблюдательности.
|
Саморегуляция и рефлексия.
| · знакомство с методами и приемами релаксации;
· овладение навыками регуляции своего психического состояния;
· освобождение от излишнего психического и физического напряжения;
· психическое и физическое оздоровление организма с помощью самовнушения в состоянии релаксации.
|
«Я - высказывания». Вербализация чувств.
| · Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации)
· Формирование у детей навыка распознавания эмоций другого человека
· Создание условий для закрепления навыков формулирования
«Я - высказываний».
|
Конфликты: конструктивные и деструктивные.
| · Формирование представлений о конфликтах;
· Выработка навыков конструктивного общения;
· Закрепление умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию;
· Формирование навыка конструктивного решения конфликта путем принятия коллективного решения.
|
Самодиагностика
|
Я о себе, другие обо мне.
| · стимулирование осознания собственных сильных сторон и своей уникальности
|
Мое прошлое и настоящее.
| · Формирование навыка построения будущей взрослой жизни
· Профессиональное и жизненное самоопределение
|
Есть проблема. Где ресурс.
(заключительное занятие).
| · Анализ и интеграция полученного в ходе занятий опыта
|
Индивидуальные консультации воспитанников.
| · Расширение, уточнения представлений , знаний, полученных на занятиях.
|
Раздел 3.
Гостевой.