О Богородичных каноне и молебном пении
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА Предлагая благосклонному вниманию русского читателя перевод святогорского устава, считаем небесполезным предварить его некоторыми замечаниями. 1. Настоящая книга не является литургическим исследованием. Она представяет собой описание ныне существующей святогорской богослужебной практики и почти не содержит богословских, исторических, научных и прочих выводов, сравнений и анализа. Практический характер книги определял во многом работу над переводом текста и составлением примечаний и приложений к нему. 2. Как сказано во введении, эта книга является скорее «прикосновением» к святогорскому уставу, то есть она не раскрывает всех афонских богослужебных особенностей, а только основные. Изначально книга предназначалась для греческого читателя, и поэтому часто текст фиксирует те особенности святогорского богослужения, которые нехарактерны для современной греческой богослужебной практики вне Святой Афонской Горы. 3. Многие аспекты современного греческого и русского богослужения имеют отличия, иногда значительные. Поэтому при работе над русским переводом возникла необходимость пояснений и комментариев к некоторым местам, могущим вызвать затруднение у русского читателя, незнакомого с греческой богослужебной практикой. Эти пояснения и комментарии предлагаются в настоящем издании в
виде подстрочных примечаний. Кроме этого, в подстрочные примечания внесены объяснения некоторых богослужебных особенностей, отсутствующие в тексте, но являющиеся, на наш взгляд, важными, особенно для русского читателя. Характер этих пояснений и комментариев соответствует общему содержанию книги, то есть является практическим с учетом русской богослужебной традиции. 4. Помимо подстрочных примечаний, в конце настоящего перевода имеется Приложение, в котором кратко описываются различные стороны жизни в современных общежительных монастырях Святой Афонской Горы, то есть «фон» или основание, на котором развивается ее богослужебная жизнь. Схемы (за исключением первой) и рисунки, помещенные в Приложении, взяты из греческого издания и принадлежат составителям «Устава». 5. Основным источником для составления подстрочных примечаний и приложений послужила богослужебная практика святой афонской обители преподобного Павла. Переводчик выражает сердечную благодарность игумену монастыря, его высокопреподобию старцу архимандриту Парфению, благословившему настоящий труд, их преподобиям уставщикам монастыря святого Павла монахам Герасиму, Никодиму и Феодосию и его преподобию монаху Паисию Капсалиотису, без помощи которых перевод не смог бы осуществиться, и просит у читателя благосклонности и снисхождения к недостаткам своей работы. Святая Гора Афон. 12/25 февраля 2000г. Иеромонах Доримедонт ВВЕДЕНИЕ В стремлении свободно, без ограничений неистовых римских императоров, поклоняться Богу многие из первых христиан по одиночке и группами удалялись в глубокие пустыни. В последующие века эти единицы и группы стали сплачиваться и организовываться, образуя первые монашеские общежития. Не угасал, конечно, и другой образ монашеского жития — отшельничество. Общежительное монашество было утверждено преподобным Пахомием Великим в Египте и преподобным Саввой Освященным в Палестине. А канонически оно было упорядочено правилами святителя Василия Великого на Востоке и святого Венедикта Нурсийского на Западе. Древнейший монастырь святого Саввы (V век) выработал особый тип литургической жизни, постепенно обогащавшийся новыми элементами, такими как каноны и Октоих савваитского монаха преподобного Иоанна Дамаскина. В Константинополе, столице Византии, тоже появились значительные монашеские центры, знаменитые прекрасной уставной традицией, например монастыри Пандократор, Одигон, Студийский (где была введена Триодь) и, конечно, «великий монастырь» — Святая София. Вырабатывается также и другой вид устава, так называемый песненный (Άσματικόν). Великая Христова Церковь (Константинопольская Патриархия) и провинциальные приходы использовали его до тех пор, пока византийские епархии не были захвачены мусульманами. Впоследствии христианское население захваченных территорий обратилось для духовного укрепления к монастырям. Таким образом монастырский устав стал преобладать, а песненный отступил на второй план и в конце концов исчез. В средневизантийскую эпоху число крупных монашеских центров пополняют Олимп Вифинский, Латрос и Га-
лисион на Малоазиатском побережье и другие обители. В X веке, с основанием Великой Лавры преподобного Афанасия, официальный статус «места жительства монахов» получает Афон. Император Никифор Фока предоставляет средства для постройки Великой Лавры и дает ей ктиторский устав. В последующие века устраиваются остальные монастыри и скиты Святой Горы, как стали называть Афонский полуостров. Гонимые арабами египетские и палестинские подвижники, нашедшие убежище на Святой Горе, приносят сюда уставы из своих областей. После падения Константинополя на Святую Гору удаляются многие монахи из Студийского монастыря и других обителей со своими особыми уставами. Таким образом, в сложившемся и действующем сегодня святогорском уставе соединяются савваитский и студийский уставы с особыми местными элементами, воспринятыми от святых ктиторов афонских монастырей или появившимися в силу местных условий жизни. Поэтому и каждый отдельный монастырь, по сравнению с прочими, имеет отличительные особенности в совершении службы, не уклоняясь, конечно, в целом от общего типа и правила. Очевидно, что описание всех сформировавшихся в каждой обители уставных особенностей потребовало бы огромного количества бумаги и, может быть, труда всей жизни авторов. Настоящая книга представляет собою «конспект», «прикосновение» к святогорским уставам. Она не имеет тщеславной цели стать «каноном», но может служить помощницей, содействием для монастырей, находящихся на Святой Горе и вне ее, для священнослужителей и всех любознательных братии. Она пытается представить скромное изображение огромного богатства монастырского святогорского богослужения. Чтобы получить общие понятия об афонском уставе, пытливому читателю вначале надо будет потрудиться прочесть первую часть книги, где говорится о вседневном, субботнем, воскресном и полиелейном богослужении, всенощном бдении и, наконец, о престольном празднике монастыря. Поскольку в первой части происходит знакомство читателя со святогорской терминологией, примечания и комментарии к ней расширены. Во второй части книги описываются чины некоторых частных богослужебных последований и подчеркивается своеобразие их совершения в святогорских монастырях. В конце этой главы предлагается статья о панкиниях, то есть совместных работах в киновиях, и о том, как они совершаются с точки зрения литургической жизни. Третья часть посвящена годичному кругу неподвижных и подвижных праздников. Достойны внимания примечания к чинопоследованиям Страстной седмицы, которые совершаются по особым и древнейшим уставам (что весьма заметно на фоне современной приходской практики), и описание крестного хода с иконой хранительницы нашего святого места Владычицы Богородицы «Достойно Есть» во второй день Пасхи в окрестностях Кариес. В приложении к книге находятся изображения церковной утвари, имеющей богослужебное употребление, и приводятся подробные планы святогорского храма с указанием его основных частей, а также наиболее важных деталей храмового убранства. В данной книге говорится не столько о тропарях, стихирах и прочем, что поется и читается на службах, сколько о действиях участвующих в богослужении. Однако упоминаемому порядку пения и используемым здесь певческим книгам, в помощь поющей братии святых обителей и приходских храмов, уделяется должное внимание. Святая Гора, будучи живой реальностью, более тысячи лет хранит живой устав и литургическое предание. Гармонию и глубокую радость святогорского богослужения мы и хотим передать. При составлении настоящей книги приложены все возможные старания, чтобы читатель мог с чувством любви представить способ и место, посредством которых святогорский монах, несмотря на то, что носит еще этот телесный хитон, «радуяся вкупе и трепеща», причащается божественного и непостижимого Огня в вечную радость и веселие в бесчисленном лике преподобных своих отцов и братии во Христе и ангельских чинов своего Небесного Отца. ЧАСТЬ І
Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь... (Пс. 91, 3)
ГЛАВА 1 Полунощница а час до начала полунощницы1 пономарь поднимается в игуменскую, берет благословение игумена и получает у него ключи от собора [I]2. Затем он звонит в будильный колокол [2] и стучит в двери келлий отцов, произнося: «Молитвами...» [3]. В 7.303 пономарь первый раз знаменает в било4 [4], обходя вокруг соборного храма, и возжигает в храме лампады, люцерны [5], фанарии [6] и светильники [7]. В 7.45 он знаменает в било во второй раз, в 8.00 — в третий раз, и сразу же священник снимает куколь5, наде- 1 См. в Приложении статью «О келейной молитве», с. 194. 2 Здесь и далее цифра в квадратных скобках указывает номер примечания в конце соответствующей главы. 3 В святогорских монастырях живут по византийскому времени: новые сутки начинаются с заходом солнца, которому соответствует полночь (24.00). Таким образом, разница между византийским и европейским временем составляет от 6 ч. 40 мин. (конец декабря по юлианскому календарю) до 3 ч. 10 мин. (середина июня по юлианскому календарю, с учетом так называемого летнего европейского времени). В большинстве святогорских обителей часы переводят 1 раз в неделю (обычно в субботу или воскресенье вечером). Здесь и далее время указано византийское. 4 Имеется в виду ручное било. 5 Куколем в Греции называется наметка, надеваемая сверху скуфьи, которая может свободно сниматься с нее. Поэтому здесь и далее выражение «снимает куколь» значит снимает наметку и остается в скуфье (камилавке), а выражение «в куколе» значит — в камилавке и куколе. вает епитрахиль1, висящую в Господском проскинитарии2 в притворе, и возглашает «Благословен Бог наш...» перед задернутой завесой царских дверей притвора [8], поскольку полунощница читается в притворе [9]. Молитва «Царю Небесный...»3 читается игуменом. В начале Непорочных пономарь творит поклон игумену и знаменает в будничное било [10] и железное било [11]. Молитва святого Мардария «Владыко Боже...» читается игуменом [12], а молитвы «Господи Вседержителю...», «Тя благословим...» и «Помяни, Господи...» — чтецом полунощницы, а не священником, как указывает Часослов4 [13]. На третьем умилительном тропаре «Милосердия двери...» пономарь творит поклон игумену и отверзает завесу царских дверей [14]. Затем пономарь разжигает священническую кацию [15] для двупсалмия. Священник произносит «Помилуй нас, Боже...»5 лицом к востоку. На отпусте он поворачивается к находя- 1 Все богослужения суточного круга, кроме божественной литургии, совершаются священником, облаченным в епитрахиль или в фелонь и епитрахиль. Поручи надеваются только при служении божественной литургии. 2 Проскинитарии (προσκυνητάριον) — особо устроенные места для икон Господа, Пресвятой Богородицы и святых, распологающиеся в средней части храма и справа и слева от царских дверей притвора. Возле одного из проскинитариев, находящихся в средней части храма, обычно ставится аналой для иконы храма и дня. См. схемы нас. 219, 220. 3 На Святой Горе Афон и вообще в Элладской Церкви молитвы «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» после священнического возгласа «Благословен Бог наш...» читаются священником или старцем обители, но не чтецом. Чтец после «Царю Небесный...» произносит «Аминь», «Трисвятое» и т. д. 4 Согласно греческому Великому Часослову, молитву «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости...» читает священник, воздевши руки вверх. На Святой Горе этот обычай не распространен (см.: Ωρολόγιο» το Меуа, Αθήναι Ι994· σ· Ι9)· 5 То есть первое прошение ектений «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...» (хор поет «Господи, помилуй» трижды) и литийное прошение «Еще молимся о святей обители сей...» вместе с возгласом «Услыши ны, Боже...» (во время произнесения второго прошения чтец полунощницы и игумен антифонно поют «Господи, помилуй» 3—10—10— 10-10-3 раза).
щимся в притворе и на «Помолимся...»1 — снова на восток. Произнеся «Молитвами святых отец наших...»2 и сняв епитрахиль, священник вешает ее на прежнее место, надевает куколь и, войдя в среднюю часть храма, творит поклон игумену3, уже занявшему место в своей стасидии. Утреня. 1-й час4 Священник снимает куколь, открывает завесу Царских врат и надевает епитрахиль, висящую возле иконы Христа справа от Царских врат. Затем он возглашает «Благословен Бог наш...» вне алтаря, перед Царскими вратами. Чтец медленно читает двупсалмие [16], а священник кадит храм, рассчитывая каждение так, чтобы возглас «Яко Твое есть царство...» был произнесен под большим паникадилом. Покадив, он входит в алтарь, ве- 1 См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, Άθήναι 1994. σ. 21· 2 Священнический возглас «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» произносится сразу после отпуста каждой службы суточного круга и любого другого отдельного чинопоследования, начинающегося с возгласа «Благословен Бог наш...». Если же, например, к вечерне присоединяется молебный канон Божией Матери, то сразу после отпуста вечерни, без возгласов «Молитвами святых отец...» и «Благословен Бог наш...», читается псалом 142 «Господи, услыши молитву мою...». После отпуста молебного канона — возглас «Молитвами святых отец наших...». 3 В греческих обителях Святой Горы Афон иеромонахи берут благословение у игумена, как у архиерея, целуя его руку. После седмичного к игумену под благословение подходят по старшинству иеромонахи, иеродиаконы, прочие братия и паломники. Этот же чин соблюдается перед вечерней. 4 Следует заметить, что обычно в греческих святогорских монастырях диакон служит только в воскресные дни, в праздники, когда совершается бдение или полиелей, а также в некоторых других, исключительных, случаях (например, в первые семь дней после диаконской хиротонии, при служении литургии в главном алтаре соборного храма в будни и т. п.). При этом обычно мирную ектению на утрене произносит священник. На простых службах, а также в дни памяти святых, имеющих славословие и звон (см. сноску 1 на с. 123), все богослужения суточного круга и божественная литургия совершаются одним седмичным священником. шает кадило и перед святым престолом произносит первое прошение ектений «Помилуй нас, Боже...» и сразу же возглас «Яко милостив...», без прошения за архиерея (кроме тех случаев, когда на богослужении присутствует архиерей)1. Шестопсалмие читается игуменом. Священник до «Славы» шестопсалмия тайно читает утренние молитвы перед святым престолом, затем выходит через северную дверь и продолжает их читать перед местной иконой Спасителя. Перед этим пономарь в начале 62-го псалма «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю...» возжигает свечу шестопсалмия [17]. Священник, прочитав молитвы, сам тушит свечу и после окончания шестопсалмия произносит мирную ектению вне алтаря, лицом к востоку, перед Царскими вратами (все прочие ектений на утрене произносятся с этого же места).
--------- 1 Если на службах суточного круга присутствует архиерей, то он читает все «старческие» псалмы и молитвы (читаемые обычно игуменом или старцем), стоя в своей стасидии, произносит «Мир всем» и благословляет народ, а также благословляет малый вход на вечерне. Служащий священник в этом случае после всех отпустов произносит «Молитвами святаго владыки нашего...», и архиерей сразу — «Молитвами святых отец наших...». Имя присутствующего на богослужении архиерея поминается на ектениях вместо имени Святейшего Вселенского Патриарха. Во время поминовения имени присутствующего архиерея хор поет «Ис полла эти, дэспота». Если архиерей присутствует на божественной литургии (не служа), то, находясь в своей стасидии, он: 1) благословляет малый вход; 2) произносит «Мир ти» и «Мир всем», благословляя при этом народ; 3) в ответ на слова священника «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» произносит: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»; 4) произносит слова «... буди со всеми вами» на священническом возгласе «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...» и слова «... со всеми вами» на священническом возгласе «И да будут милости...», благословляя при этом народ; 5) читает Символ веры и «Отче наш...»; 6) в конце литургии произносит возглас «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием...»; 7) раздает антидор. Пономарь с началом мирной ектений возжигает масленки [18] перед местными иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы. В начале первой кафизмы они тушатся. Во время чтения кафизм пономарь поправляет лампады. Зимой [19] после второй кафизмы полагается чтение1 [20]. 50-й псалом читается игуменом. Пономарь возжигает все масленки и тушит их после седальна по 3-й песни канона [21]. По окончании 6-й песни читается синаксарий [22]. На словах «В сей месяц...» [23] пономарь творит поклон игумену [24] и ударяет в будничное железное било [25]. Возвратясь, он разжигает священническую кацию для каждения на 9-й песни [26]. В конце 8-й песни пономарь снова возжигает масленки. С началом «Честнейшую...» все снимают куколи2 и выходят из своих стасидий. «Честнейшую...», 9-я песнь с катавасией или ирмосом по ней и эксапостиларий поются всегда игуменом на правом клиросе и старейшим монахом на левом, то есть эти песнопения являются «старческими» (γεροντικά). Стихиры на «Хвалитех» читаются «читком» (χύμα). «Тебе слава подобает...» и «Благо есть...» («старческие» молитвы) читает игумен. На «Благо есть...» пономарь тушит масленки, а на «Исполним...» проверяет лампады. После тропарей священник произносит ектению «Помилуй нас, Боже...», творит отпуст и без возгласа 1Чтение одного зачала из творений святых отцов продолжительностью 10—15 минут. В обители святого Павла на утрене в зимний период обычно читаются творения преп. Ефрема Сирина, преп. аввы Дорофея, «Подвижнические наставления» св. Василия Великого и «Лавсаик», Великим постом — «Лествица». 2 Послушники, не имеющие куколей, снимают в этом и подобных случаях скуфьи. Следует заметить, что святогорские послушники во время богослужения и трапезы одевают рясу. Появление в храме и на трапезе послушника (а тем более монаха или клирика) без рясы, в одном подряснике, считается неприличным.
«Молитвами святых отец наших...» начинается (в средней части храма) 1-й час [27]. На «Славе» 1-го часа пономарь звонит в будильный колокол и знаменает в било, обходя вокруг соборного храма, на три статии1. Молитва 1-го часа «Христе, Свете истинный...» — «старческая». После этой молитвы, по обычаю, читком произносится «Взбранной Воеводе...» и совершается конечный отпуст. Часы 3-й и 6-й [28] Священник в приделе, где должна совершаться божественная литургия, возглашает «Благословен Бог наш...», и начинаются часы. Молитвы «Царю Небесный...» и «Владыко Боже...» в конце 3-го часа — «старческие». На «Славе» 6-го часа пономарь творит поклон игумену и знаменает в большое будничное било и железное било (к божественной литургии). Когда священник звонит в колокольчик жертвенника, братия поминают имена живых и усопших [29]. Затем священник покрывает святое предложение на жертвеннике и кадит алтарь и храм из Царских врат. Молитва 6-го часа «Боже и Господи...» — «старческая». После этой молитвы, по обычаю, читком произносится «Достойно есть...» и совершается отпуст. Перед божественной литургией пономарь возжигает драконтии [30] иконостаса. Все выходят из стасидий и на возгласе «Благословено царство...» снимают с головы куколи и скуфьи. ---------- 1 Одна статия звона в било — одно обхождение вокруг собора с ударением в ручное било. Одна статия звона колоколов — один временной промежуток звона (обычно трезвона).
Божественная литургия в приделе соборного храма [31] После «Благословено царство...» все поднимаются в свои стасидии и надевают скуфьи и куколи. Пономарь закрывает Царские врата [32]. Поются антифоны изобразительны и блаженны или вседневные антифоны («Молитвами Богородицы...» и «Молитвами святых Твоих .») [33]. На «И ныне» блаженн совершается малый вход следующим образом. Пономарь подносит возжженную выносную свечу к северной алтарной двери, открывает Царские врата [34] и, возвратясь к северной двери1, творит великий поклон до земли. Затем он открывает дверь и выходит с непокрытой головой перед священником, несущим Евангелие, держа в левой руке выносную свечу [35], проходит под большим паникадилом (придела) и встает перед местной Господской иконой. Когда священник возглашает «Премудрость, прости», пономарь поднимает свечу. После входа священника в алтарь пономарь возвращает выносную свечу на ее прежнее место, тушит ее и закрывает Царские врата. Апостол читается чтецом нараспев и никогда поскору (читком). В начале чтения Апостола отцы, сняв куколи, складывают их и накидывают себе на плечи. Чтение Апостола совершается в следующем порядке. Чтец: «Прокимен Апостола». Священник, открыв Царские врата: «Вонмем». Чтец произносит прокимен со стихом, например: «Во всю землю изыде вещание их...», «Небеса поведают славу Божию...» или «Величит душа Моя Господа...», «Яко призре на смирение Рабы Своея...». Священник: «Премудрость».
------- 1 Обычно в приделах устраивается только одна (северная) диакон-
Чтец: «Ко... Послания Павлова чтение». Священник: «Вонмем». Чтец: «Братие...» Во время чтения Апостола священник кадит храм из Царских врат. Пономарь, если темно, возжигает свечу Царских врат [36]. После чтения Апостола и возгласа «Мир ти, чтущему» пономарь ставит возжженную выносную свечу перед Царскими вратами и возвращается в свою стасидию. Евангелие, так же как и Апостол, читается всегда нараспев [37]. По окончании Евангелия пономарь тушит свечу Царских врат и выносную свечу и ставит последнюю на обычное место. Далее следуют ектений об оглашенных и прочие и Херувимская песнь, которая поется на глас недели. С началом каждения священника на Херувимской пономарь открывает Царские врата. Когда священник творит «схиму»1 [38] из Царских врат, пономарь возжигает выносную свечу и подносит ее к северной двери ради великого входа. На словах «...Царя всех подымем...» [39] совершается великий вход [40]. На будничной божественной литургии священник не поминает на великом входе архиерея и прочих, но, возгласив: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков», входит в алтарь, говоря: «И священство наше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» [41]. Пономарь закрывает Царские врата, задергивает завесу, тушит выносную свечу и возвращает ее на обычное место. Евхаристический канон произносится чтецом нараспев (почти читком) [42].
---------- 1 Слово «схима» в подразумеваемом здесь значении передается по-славянски как «образ поклона».
На «Достойно есть...» [43] священник благословляет антидор1. Пономарь подогревает теплоту, доводя ее до полного кипения, и ставит блюдо с благословленным антидором на левый аналой, где для причастников уже приготовлены сосуд с теплотой и несколько ковшиков [44]. После «Вонмем» чтец возглашает: «В помощь всем благочестивым и православным христианом»2 — и сразу за этим священник: «Святая святым». Чтец продолжает: «Един свят, един Господь...», и певчий поет причастен ДНЯ3. Пономарь тушит драконтии, возжигает выносную свечу и ставит ее перед Царскими вратами. Отцы прикладываются к иконам [45]. Священник, подготовив все, звонит в колокольчик жертвенника. Пономарь открывает завесу, отверзает Царские врата и, стоя перед местной иконой Пресвятой Богородицы, дер- 1 Литургисающий священник по прочтении тайных молитв «О святем Иоанне..» и «Помяни, Господи...» блюдом с антидором изображает знамение креста перед Святыми Дарами, произнося: «Велико имя Святыя Троицы», и затем благословляет антидор рукой, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Если есть необходимость, То, кроме остатков агничной просфоры, как антидор могут благословляться любые порезанные просфоры. 2 Это возглашение произносится не во всех обителях. 3 После «Един свят...» может читаться Богородичный канон (с «Достойно есть...» в конце) (см. сноску 1 на с. 27). В этом случае после отпуста божественной литургии читаются псалмы 33 и 144 полностью. После 144 псалма — «Молитвами святых отец наших...». Если после «Един свят...» нет Богородичного канона, то при простой и славословной службе вместо него без возгласа священника чтец читает изобразительны в следующем порядке: «Помяни нас, Господи, егда при-идеши...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик небесный...», «Приступите к Нему...», «Лик небесный...», «Слава», «Лик святых ангел и архангел...», «И ныне», (без «Верую...») «Ослаби, остави, прости, Боже...», «На горе преобразился еси...», тропарь дня, «Слава», «Со святыми упокой...», «И ныне», «Предстательство христиан непостыдное...» (в субботу: кондак Преображения, «Со святыми упокой...», «Слава», «Яко начатки естества...», «И ныне», «Предстательство христиан непостыдное...»), «Господи, помилуй» (12 раз), «Всесвятая Троице, единосущная державо...», «Слава, и ныне», псалмы 33 и 144. После 144 псалма — причастный стих. Если после «Един свят...» нет Богородичного канона при службе со звоном, то вместо него читаются псалмы 33 и 144. См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, Άθήναι 1994. σ.103-106. 21 жит выносную свечу близ священника, освещая амвон, потому что в это время в храме, кроме тусклых лампад, нет другого освещения [46]. Когда священник возгласит «Всегда, ныне и присно...», пономарь уходит с этого места и ставит зажженную свечу перед местной Господской иконой [47]. После заамвонной молитвы пономарь убирает и тушит выносную свечу. В то время как священник творит отпуст, пономарь закрывает Царские врата и завесу и, взяв блюдо с анти-дором, становится по правую руку от священника1. Пономарь всегда принимает антидор последним. Во время произнесения отпуста отцы стоят вне стасидий. После раздачи антидора священник входит в алтарь через северную дверь. После вкушения антидора отцы пьют святую воду [48]. Незадолго перед отпустом святой литургии трапезник звонит в будильный колокол, и после литургии все исходят в трапезную [49]. Этот порядок соблюдается всегда, за исключением дней Святой четыредесятницы и постных дней (понедельника, среды и пятницы) в течение всего года, когда бывает одна трапеза в день — после вечерни. Й час. Вечерня В 8.30 вечера пономарь поднимается в игуменскую, творит поклон игумену и затем знаменает (в мантии) в будильный колокол и в ручное било в первый раз. Войдя в храм, пономарь возжигает лампады и все остальные светильники, как и утром [50]. В 8.45 он знаменает в било во второй раз и в 9.00 — в третий раз. Священник возглашает «Благословен Бог наш...», как и утром, в притворе, перед задернутой завесой. Чтец начинает 9-й час в притворе. ---------- 1 Произнеся отпуст, священник дает каждому в руку кусочек антидора со словами: «Благословение Господне и милость Его прииде на тя».
На «Славе» 9-го часа пономарь творит поклон игумену, открывает завесу, исходит из храма и знаменает в будничное било и в железное било. Затем, возвратившись в храм, пономарь разжигает священническую кацию для каждения на «Господи, воззвах...». Молитва 9-го часа «Владыко Боже...» – «старческая». После молитвы – отпуст. Священник вешает епитрахиль возле Господской иконы притвора, надевает куколь и творит поклон игумену, уже занявшему место в своей стасидии в средней части храма. Затем священник снимает куколь, открывает завесу Царских врат, берет епитрахиль, висящую возле местной Господской иконы, надевает ее и перед Царскими вратами возглашает «Благословен Бог наш...». Предначинательный псалом — «старческий». На второй «Славе» кафизмы пономарь возжигает все масленки. «Господи, воззвах...» поется по-обиходному1 [51]. Три стихиры Октоиха (две из первых трех и одна из вторых трех) и три Минеи, «Слава, и ныне» — Минеи [52]. ----------- 1 Музыкальные (певческие) термины греческого текста переведены следующим образом: σύντομον, συντόμως здесь и далее переведено как «обиходное», «по-обиходному» или «поскору». По-обиходному поются, например, стихиры, тропари, каноны и пр. на будничных службах. Термин άργοσύντομον (дословно «медленноскоро») оставлен без перевода. «Аргосинтомо» (т. е. музыкальнее и медленнее, чем обиход, но не так музыкально, как медленные нотные песнопения) могут петься, например, песнопения в воскресные дни и полиелейные праздники. Термин άργόν переведен как «медленное», «медленно», термины μουσικόν, μουσικά и μετά μέλου — как «музыкальное», «музыкально». «Медленно» и «музыкально» в настоящем тексте во всех случаях означает медленное нотное пение, например песнопения всенощных бдений. Слово χύμα обычно переводится «читком» или «поскору», а слово έμμελώς — «нараспев». Этими определениями в настоящем тексте характеризуются различные манеры чтения и пения, например, нараспев произносятся в будни песнопения евхаристического канона, нараспев же читается Апостол и пр. При переводе более специальных музыкальных терминов мы ограничивались их дословным переводом на русский язык или оставляли их без перевода, например «Положи, Господи...» – τρίσημα и др. Названия певческих книг даны в греческом написании (см. перечень музыкальных сборников византийских песнопений в Приложении 3), а имена сочинителей песнопений — в русском написании. На будничной вечерне после «Свете тихий» священник не произносит слова «Вечерний прокимен», но прокимен поется сразу же после окончания «Свете тихий». «Сподоби, Господи...» и «Ныне отпущаеши...» — «старческие». На «Ныне отпущаеши...» пономарь тушит масленки. «Утверди, Господи Боже...» — «старческое». На нем все выходят из своих стасидий ради отпуста. Перед «Молитвами святых отец наших...» певчий на правом клиросе читком произносит: «Приими, Господи Иисусе Христе, моление нас, грешных, и помилуй нас». Певчий на левом клиросе произносит: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Певчий на правом клиросе: «Вечная ваша память, достоблаженнии и приснопамятнии ктитори». Чтец: «Вечная их память». И сразу священник: «Молитвами святых отец наших...» [53]. Трапезник же незадолго перед отпустом ударяет в будильный колокол, и после «Молитвами святых отец наших...» все исходят в трапезную [54]. Повечерие В 11.45 ночи пономарь возжигает в притворе лампады, светильник и фанарии и задергивает завесу царских дверей притвора. В 12.00 ночи он творит поклон игумену и знаменает в будничное железное било. Священник возглашает «Благословен Бог наш...» так же, как и на полунощнице. Малое повечерие читается в притворе. После Символа веры пономарь возжигает масленку перед иконой Пресвятой Богородицы, находящейся в притворе, и один из монахов (назначенный уставщиком), став с непокрытой головой перед этой иконой, начинает читать акафист Божией Матери. Пономарь раз-
жигает будничную кацию [55]. После окончания акафиста он подносит ее находящемуся в левой стасидии (см. схему в Приложении, с. 220) священнику для благословения каждения и на «Достойно есть...» (поемого поскору) начинает кадить святые иконы и отцов в притворе, а затем в нартексе [56]. Монах, чтец акафиста, гасит масленку. После антифонно читаемых «Нескверная, неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Все упование мое...» читается «О Тебе радуется...», «Святый Ангеле...», затем трижды «Богородице Дево, радуйся...» и творится отпуст, как и на полунощнице. Во время отпуста отцы прикладываются к иконам, и после «Молитвами святых отец наших...» все, испрашивая друг у друга прощение, творят земной поклон на том месте, где каждый находится. Исходя, все берут благословение игумена, стоящего справа от дверей притвора [57]. Пономарь гасит все свечи и лампады, кроме неугасимых [58], закрывает храм, передает ключи игумену и уходит [59]. О Богородичных каноне и молебном пении В святогорских монастырях на вечерне (кроме вечерни со входом) после «Ныне отпущаеши...» поется Богородичный канон гласа текущей недели из сборника канонов в честь Божией Матери под названием «Феотокарион», составленного преподобным Никодимом Святогорцем1. В честь Пресвятой Богородицы все отцы стоят без куколей [60].
-------- 1 Богородичный канон на повечерии поется без ирмосов на 4. Припевы к тропарям: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава», «И ныне». В конце — «Достойно есть...».
Пономарь разжигает будничную кацию и возжигает масленку на большом подсвечнике перед иконой Пресвятой Богородицы. Певчие поют 1-ю и 3-ю песни, а последующие песни поют отцы, назначаемые уставщиком. На 7-й песни пономарь кадит кацией с ручным платом [61]. По завершении Богородичного канона масленка перед Богородичной иконой гасится. Окончание вечерни обычное — «Трисвятое», тропари и прочее. На молебном пении (при пении молебного канона) Божией Матери следуют этому же чину: куколи снимаются, перед Богородичной иконой возжигается масленка, на 7-й песни разжигается кация [62]. Священник читает Евангелие из Царских врат1. Действия пономаря такие же, как и при чтении Евангелия за литургией. Нечетные песни канона поются на правом клиросе, четные — на левом. Окончания четных песен2 допеваются на правом клиросе. «Достойно есть...» и Богородичны по «Достойно...»3 всегда поются хором. После «Трисвятого» — умилительные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» и прочее. Молебное пение может совершаться на вечерне вместо Богородичного канона гласа недели, а также перед литургией (после 6-го часа) и на литургии. В последнем случае порядок пения следующий. После «Вонмем» и «Един свят, един Господь...» сразу — 142-й псалом «Господи, услыши молитву мою...» и прочее до 6-й песни (без ектений). Затем
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |