Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественно-политическое движение в Индии в 1914-1918 гг



2015-12-04 781 Обсуждений (0)
Общественно-политическое движение в Индии в 1914-1918 гг 0.00 из 5.00 0 оценок




Период войны был временем экономического подъема, но рост цен на продовольствие больно ударил по рабочим и другим лицам наемного труда. Ре­альная заработная плата, чрезвычайно низкая и раньше, стала просто нищенской. Это вызвало возникновение после войны организованного рабочего движения. Правда, тот же рост цен на про­довольствие привел к улучшению положения в сельском хозяйстве. Многие крестьянские хозяйст­ва сумели освободиться от ростовщической задолженности.

Революционные организации внутри страны, были в значительной степени подавлены. Репрессии со стороны колониальных властей вынудили многих революцио­неров эмигрировать. Но это имело и позитивные последствия. Укрепились связи индийских рево­люционеров с революционньми элементами в Европе и Америке, в их идеологии появились со­циалистические идеи, наметился известный отход от религиозного обоснования своей деятельно­сти. От тактики индивидуального террора они стали переходить к подготовке всеиндийского ан­тиколониального восстания. Казалось, условия войны - недовольство широких слоев населения и ослабление военного присутствия колонизаторов - предоставляли для этого возможности. Но это оказалось иллюзией. Попытки завести в Индию оружие, создать законспирированную организа­цию окончились неудачей. В феврале 1915 г. был разгромлен центр заговорщиков в Лахоре. Со­стоялся процесс над 175 участниками организации, 20 человек по приговору суда бьши казнены, 58 приговорены к пожизненному заключению. Был издан «Закон об обороне Индии», который вводил трибуналы для рассмотрения дел о заговорах. Приговоры этих трибуналов не подлежали обжалованию. К концу 1918 г. был обезврежен еще один центр, состоявший из мусульман, груп­пировавшихся вокруг учебного заведения (Дар-уль-ислам) в Деобанде.

Но набирало силу умеренное направление национального движения, представленное На­циональным конгрессом и Мусульманской лигой. Уже в 1915 г. Национальный конгресс, приняв в очередной раз резолюции о своей лояльности к британскому правительству, потребовал передачи «власти народу».

В 1916г. бьши основаны две «Лиги гомруля», одна - Тилаком в Бомбее, другая - Энни Без-ант, главой Теософского общества, в Мадрасе. Лозунг «гомруля» был заимствован из практики борьбы ирландцев за независимость против Британии, но оказался кстати в Индии как перевод уже выдвигавшегося лозунга сварадж («самоуправление»). Лиги гомруля стали искать возможно­сти объединиться с Конгрессом. Эти возможности повысились в связи с тем, что в 1915 г. умерли Гопал Кришна Гокхале и Фирузшах Мехта. В том, что Тилак порвал отношения с Конгрессом в 1907 г., сыграли свою роль и его неприязненные личные отношения с тогдашними лидерами пар­тии.

В 1916 г. в Лакхнау состоялся объединительный съезд. Тилакисты, которых когда-то назы­вали «экстремистами», торжественно воссоединились с основной частью Конгресса, которую раньше называли «умеренными». Из Бомбея и Мадраса в Лакхнау отправились «Поезда гомруля». Они проследовали через всю страну. На каждой станции устраивались митинги. Подъем нацио­нальных чувств был необычайным. Прием поездов в Лакхнау вылился в широкое торжество.

Одновременно с Конгрессом в том же городе заседала Мусульманская лига. Делегаты хо­дили на заседания обеих партий, царила атмосфера единения. На обоих съездах были приняты од­нотипные резолюции, которые впоследствии были названы «Лакхнаусскими соглашениями». Смысл их заключался в том, что обе партии потребовали самоуправления «в качестве равноправ­ного партнера в Британской империи наряду с самоуправляющимися доминионами». Подобные права имели в то время только Канада (с 1868 г.), Австралия (с 1904 г.) и Южно-Африканский Союз (с 1910 г.). Правда, это требование было в тех же соглашениях смягчено до предложения сделать выборными большинство состава центрального Законодательного собрания и установить подотчетность этому собранию половины состава правительства. В провинциях предлагалось проводить прямые выборы и создать правительства, ответственные перед Законодательными соб­раниями. Предлагалось ввести избирательное право «такое широкое, какое только возможно». В качестве уступки своим мусульманским союзникам Конгресс согласился на сохранение куриаль­ной системы (против которой он до этого решительно возражал), предложив выделить для му­сульман процент мест в законодательных собраниях, значительно превышавший их долю в насе­лении провинций.

Акты, затрагивающие интересы религиозных общин, могли быть заблокированы любой из курий.

Лакхнаусские соглашения воспринимались тогда как победа идеи объединения усилий всех, заинтересованных в самоуправлении Индии, как победа разума. В настоящее время некото­рые политики и исследователи рассматривают их как поражение секуляристских сил, как призна­ние Конгресса в том, что он являлся партией индусов, а Мусульманская лига выражает интересы мусульман. Считают, что именно в 1916 г. в Лакхнау бьши брошены семена последующего разде­ла страны по религиозному принципу. Возможно, что более разрушительную роль сыграл отказ от поддержки куриальной системы со стороны Конгресса, произошедший позже.

Появление на политической арене Индии во время войны Махандаса Карамчанда Ганди (1869-1948) можно рассматривать как самостоятельный фактор, способствовавший радикализации освободительного движения. Он прибыл в Бомбей 12 января 1915 г. уже как известный борец за права индийцев в Южно-Африканском Союзе и в том же году обосновался в поселке под Ахмада-бадом (Гуджарат), который назвал Сатьяграха-ашрам. В нем первоначально жили около 30 его ближайших последователей.

Ненасильственная тактика борьбы представлялась оригинальной и многообещающей. Воздержание от насилия выдвигалось им как религиозный долг, основанный на принципе ахгшсы (непричинения зла живому существу). Основным методом борьбы он провозглашал поли­тический массовый бойкот, «ненасильственное несотрудничество» (non-violent non-cooperation). Кампанию несотрудничества он называл сатьяграха («упорство в истине»). Непротивление наси­лию со стороны правительства рассматривалось им также и как серьезный практический мораль­ный ресурс борьбы — способ поднять дух народа и деморализовать его противников. В условиях Индии, где существовала свободная пресса, моральная составляющая движения сыграла значи­тельную роль.

Стремление к независимости своей страны, конечно, доминировало в его мыслях и дея­тельности, но важно подчеркнуть, что окончательной своей целью он не считал только политиче­скую независимость.

С целью сглаживания классовых противоречий и сплочения всего народа в антиколониальной борьбе он выдвинул «теорию опеки», сводившейся к тому, что бога­тые должны заботиться о бедных. В течение 1915-1919 гг. М.К.Ганди провел в разных частях Индии 5 кампаний по поводу конкретных проявлений произвола со стороны английских плантаторов и английских промыш­ленников. Все они заканчивались хотя бы относительным успехом. Наиболее известные из них -организация сопротивления рабочих на индиговых плантациях в Чампаране (Северный Бихар, конец 1917 - начало 1918 г.) и стачка на текстильной фабрике в Ахмадабаде (февраль-март 1918 г.). Это подняло его авторитет в массах и среди националистически мыслящей общественности, а также показало фабрикантам, что вносимая Ганди организованность в рабочее движение может избавить их от больших неприятностей. Именно в то время он получил титул Махатма («Великая душа»), который впоследствии стал как бы его основным именем.

 

 



2015-12-04 781 Обсуждений (0)
Общественно-политическое движение в Индии в 1914-1918 гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественно-политическое движение в Индии в 1914-1918 гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)