Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели и методы определения оптимальных нормативов ТЛК



2015-12-07 775 Обсуждений (0)
Модели и методы определения оптимальных нормативов ТЛК 0.00 из 5.00 0 оценок




Постановка задачи нормирования.

Среди научных подходов к управлению сложными производственными системами нормативный занимает особое место. Сущность данного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам моделируемого ТЛК. К таким подсистемам целесообразно отнести: целевую, функционально-управляющую и обеспечивающую. Определенные нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности.

К целевой подсистеме ТЛК относятся количественные нормативы, характеризующие качество транспортного обслуживания, ресурсоемкость применяемых технических средств и технологий и рыночные параметры. К функционально-управляющей подсистеме относятся качественные нормативы, характеризующие показатели функций управления, а также качество и эффективность управленческих решений. К обеспечивающей подсистеме относятся нормативы, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, основных фондов, уровень (потенциальной) производственной силы или перерабатывающей способности как отдельных звеньев логистической транспортной цепи (ЛТЦ), так и ТЛК в целом.

Очевидно, что необходимо учитывать и нормативы внешней среды ТЛК. К таким нормативам относятся: параметры работы фидерного транспорта, магистрального железнодорожного транспорта (например график движения поездов), конъюнктура транспортного рынка (тарифы, прогнозируемые размеры грузопотоков и др.). В то же время целевые и функционально-управляющие подсистемы ТЛК должны учитывать и соблюдать данные нормативы. Кроме того при реализации активного стратегического управления путем постепенной интеграции ТЛК с элементами внешней среды (единой транспортной системы, подсистемами региональной транспортной логистической системы) появляется возможность эффективного управления (оптимизации) и данных нормативов.

Качество услуги и качество работы ТЛК соотносятся между собой как норма и нормативы, то есть количественные характеристики работы отдельных подсистем (нормативы) являются поэлементными составляющими критериев, описывающих функционирование ТЛК в целом. Очевидно, что при увеличении удельного веса научно-обоснованных и количественно выраженных нормативов повышается эффективность функционирования всех уровней управления ТЛК.

Известно, что нормативы - это поэлементные составляющие норм, характеризующие удельный расход элемента нормирования на единицу массы, объема, площади, производительности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов по доставке, переработке и хранению грузов. Кроме того, существуют экономические (размеры отчислений от прибыли), социальные и другие нормативы.

Технические и технологические нормативы должны определяться с учетом, как денежных, так и натуральных критериев оптимальности. К ним относятся: себестоимость грузопереработки; отношение прибыли к стоимости основных производственных мощностей; коэффициент использования производственных мощностей по времени; количество работников; топливно-энергетические затраты; перерабатывающая способность технологических зон ГС и ГТ и др. Определенные нормативы должны обеспечивать снижение эксплуатационных расходов в период спада перевозок (режим консервации части техники) и повышения надежности в период спада объема грузовой работы (режим резерва).

При определении нормативов для ГС и ГТ, как элемента ЛТЦ доставки грузов, необходим учет интересов всех участников перевозочного процесса. Нормативы должны выполнять роль эффективного инструмента нахождения компромиссов между интересами различных видов транспорта (потенциальных конкурентов) в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами, обеспечить оптимальные пропорции элементов ЛТЦ. Дополнительные затраты транспорта компенсируются повышением тарифов, на которые соглашается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта.

При разработке методики оптимального перераспределения работы между ГС и ГТ необходимо ввести элемент конкуренции между ними. Нормативы должны обосновывать изменение режима функционирования ГС и ГТ с последующим сокращением персонала, снижением текущих издержек, а в необходимых случаях и закрытие отдельных ГС и ГТ.

Если нормативы ТЛК обоснованы недостаточно, без использования соответствующего аппарата экономико-математического моделирования, то при стратегическом и тактическом планировании конечные результаты системы управления нельзя будет спрогнозировать с достаточной точностью.

В настоящее время одной из задач, стоящих перед железнодорожным транспортом, является внедрение ресурсосберегающих технологий. Очевидно, что особенно важно повышать обоснованность нормативов в условиях ограниченности ресурсов.

При нормировании отдельных видов материалов, сырья, топливно-энергетических ресурсов, оборудования, численности работников должны учитываться факторы, характеризующие условия применения того или иного ресурса, особенности расчета потребности и нормы расхода, основные способы повышения эффективности использования ресурсов в зависимости от характеристики и функций ТЛК.

Требования к методике определения нормативов ТЛК.

В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления транспортными системами, т.е. процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов и материальных запасов.

Осуществление эффективного руководства должно базироваться в числе других на применении нормативных методов управления.

Следует отметить, что предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны. Они позволяют постоянно сравнивать фактические затраты с научно-обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов:

- с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции;

- нормативами численности;

- нормативами использования производственных мощностей.

Нормативы должны давать возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего использования.

Следует отметить, что в период отказа от плановой экономики и перехода к рыночной интерес к нормативам заметно ослаб и стала усиливаться тенденция, что жить можно вообще без норм.

В связи с этим следует отметить, что, рассматривая проблему нормирования и использования норм, необходимо различать два совершенно разных понятия:

1) норма - мера

2) норма - директива.

 


Таблица 7.5

 



2015-12-07 775 Обсуждений (0)
Модели и методы определения оптимальных нормативов ТЛК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модели и методы определения оптимальных нормативов ТЛК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)