ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Надзор и контроль в области охраны труда осуществляют: - Прокуратура - Департамент государственной инспекции труда - Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля - Республиканские органы государственного управления - Местные исполнительные и распорядительные органы - Техническая инспекция труда профсоюзов - Работодатели и служба охраны труда организации - Общественные инспекторы по охране труда, уполномоченные представители профсоюзов. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры (Статья 35 Закона «Об охране труда» [1]). Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекциитруда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности (Статья 34 Закона «Об охране труда» [1]). Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет государственный надзор и контроль исполнения органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства об охране труда (Статья 36 Закона «Об охране труда» [1]). Государственный контроль соблюдения требований по охране труда в подчиненных им организациях осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (Статья 7 Закона «Об охране труда» [1]). Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории (Статья 8 Закона «Об охране труда» [1]). к специально уполномоченным органам государственного надзора и контроля относятся: - Государственная экспертиза условий труда; - Государственный пожарный надзор; - Государственный санитарный надзор; - Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности; - Департамент по ядерной и радиационной безопасности; - Департамент контроля и надзора за строительством; - Государственный энергетический надзор; - Государственный комитет по стандартизации; - Государственный метрологический надзор; - Органы надзора и контроля безопасности на транспорте. Органы государственной экспертизы условий труда создаются в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством. Органы государственной экспертизы условий труда осуществляют государственный контроль: качества проведения всеми работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованности предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, соблюдения установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения; анализируют состояние условий труда по отраслям экономики (Статья 37 Закона «Об охране труда» [1]). Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических нормативных актов системы пожарного нормирования и стандартизации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям (Статья 4 Закона «О пожарной безопасности» [8]). Согласно Закону Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» [9] основной задачей санитарно-эпидемической службы Министерства здравоохранения является осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Организация и проведение государственного санитарного надзора на территории Республики Беларусь возлагаются на следующих должностных лиц: Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и его заместителей; главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городе и их заместителей; иных должностных лиц и специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основными задачами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациямявляются: осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр; предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь; регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов; выполнение иных задач по поручению МЧС. Департамент в соответствии с возложенными задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор безопасности: производств и объектов, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложению), а также производств и объектов с вредными веществами; оборудования и систем газоснабжения, магистральных газопроводов и нефтепроводов, подземных хранилищ газа; металлургических (сталеплавильных, литейных, трубных, прокатных) производств; горных работ, в том числе проводимых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; подземных и гидротехнических сооружений; работ по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе добычи нефти и газа; переработки минерального сырья; охраны недр и их рационального использования при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов; перевозки грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом; геолого-маркшейдерского обеспечения при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения; производства работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов; промышленных взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, их разработки, изготовления, переработки, использования и реализации, в том числе взрывчатых веществ, полученных в результате утилизации боеприпасов, транспортировки взрывчатых материалов. Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС осуществляет надзор за ядерными ипредставляющими радиационную опасность производствами, объектами, установками и изделиями, за соблюдением правил и норм радиационной безопасности. Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией. Основной задачей государственного энергетического надзора является контроль: соблюдения потребителями величин и режимов потребления электрической и тепловой энергии, а также договорных условий по снабжению энергией; проведения организациями энергоснабжения мероприятий по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей, соблюдением установленных норм качества электрической и тепловой энергии; технического состояния электрических и теплоиспользующих установок потребителей, условий их эксплуатации и проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание этих установок; технического состояния автономных энергетических источников потребителей; соблюдения потребителями требований к качеству электрической и тепловой энергии, предусмотренных нормативными документами по стандартизации. Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются: Управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического концерна и предприятия “Энергонадзор” производственных объединений энергетики и электрификации. Комитет по стандартизации и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь: осуществляет реализацию единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия объектов (продукция, процессы, оказание услуг, профессиональная компетентность персонала и др.) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов; устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации и публикации технических кодексов, государственных стандартов и технических условий; утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства); осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию); организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям); применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия; обеспечивает создание и функционирование Системы аккредитации Республики Беларусь; осуществляет аккредитацию, выдает аккредитованным органам по сертификации и (или) аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) аттестаты аккредитации; осуществляет контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); обеспечивает создание и функционирование Национальной системы подтверждения соответствия в Республике Беларусь; выполняет другие функции в области стандартизации и сертификации. Надзор и контроль безопасности на транспорте осуществляют: - Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций; - Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел; - Государственное объединение «Белорусская железная дорога»; - Департамент по авиации; - Белорусская инспекция речного судоходства. Каждый из этих органов осуществляет надзор и контроль безопасности движения, технического состояния соответствующих транспортных средств и правил их эксплуатации. Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» [18] определены принципы и регламентирован порядок осуществления общественного контроля. Основными принципами общественного контроля являются: - социальное партнерство между профсоюзами, государственными органами и работодателями; - соблюдение законодательства и ответственность представителей профсоюзов за принимаемые при осуществлении контроля решения. Указом установлены две формы общественного контроля: - проведение проверок; - контроль не связанный с проведением проверок. Проверка при общественном контроле представляет собой совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан действий или бездействия должностных лиц и иных работников контролируемых объектов. Проверки проводятся: соблюдения законодательства о труде – правовыми инспекторами профсоюзов; соблюдения законодательства об охране труда – техническими инспекторами профсоюзов; выполнения коллективного договора - правовыми и техническими инспекторами профсоюзов. Плановая проверка проводится в соответствии с планом не чаще одного раза в два года. Проверка не проводится на начальном этапе при создании организации или ее обособленного подразделения в течение двух лет. Внеплановая проверка проводится: - для расследования причин несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; - по заявлению контролируемого субъекта; - при поступлении информации (кроме анонимной) о нарушениях законодательства о труде, об охране труда или о возникновении угрозы вреда здоровью и жизни граждан. Перед проведением проверки проверяющий вносит сведения о проверке в книгу учета проверок. При отсутствии такой записи проверка может быть признана незаконной. За проведение незаконной проверки проверяющий может быть привлечен к административной ответственности, а за необоснованное проведение проверки из корыстной или личной заинтересованности, приведшей к нанесению существенного вреда проверяемым, – к уголовной ответственности. Первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах не связанных с проведением проверок. Эти организации могут выдавать контролируемым субъектам рекомендации по устранению нарушений законодательства, коллективных договоров (соглашений). Контролируемый субъект обязан рассмотреть рекомендацию профсоюза и информировать профсоюз о результатах рассмотрения рекомендации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |