Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ



2015-12-07 700 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Надзор и контроль в области охраны труда осуществляют:

- Прокуратура

- Департамент государственной инспекции труда

- Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля

- Республиканские органы государственного управления

- Местные исполнительные и распорядительные органы

- Техническая инспекция труда профсоюзов

- Работодатели и служба охраны труда организации

- Общественные инспекторы по охране труда, уполномоченные представители профсоюзов.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры (Статья 35 Закона «Об охране труда» [1]).

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекциитруда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности (Статья 34 Закона «Об охране труда» [1]).

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет государственный надзор и контроль исполнения органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства об охране труда (Статья 36 Закона «Об охране труда» [1]).

Государственный контроль соблюдения требований по охране труда в подчиненных им организациях осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (Статья 7 Закона «Об охране труда» [1]).

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории (Статья 8 Закона «Об охране труда» [1]).

к специально уполномоченным органам государственного надзора и контроля относятся:

- Государственная экспертиза условий труда;

- Государственный пожарный надзор;

- Государственный санитарный надзор;

- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;

- Департамент по ядерной и радиационной безопасности;

- Департамент контроля и надзора за строительством;

- Государственный энергетический надзор;

- Государственный комитет по стандартизации;

- Государственный метрологический надзор;

- Органы надзора и контроля безопасности на транспорте.

Органы государственной экспертизы условий труда создаются в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством.

Органы государственной экспертизы условий труда

осуществляют государственный контроль:

качества проведения всеми работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда,

обоснованности предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда,

соблюдения установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения;

анализируют состояние условий труда по отраслям экономики (Статья 37 Закона «Об охране труда» [1]).

Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических нормативных актов системы пожарного нормирования и стандартизации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям (Статья 4 Закона «О пожарной безопасности» [8]).

Согласно Закону Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» [9] основной задачей санитарно-эпидемической службы Министерства здравоохранения является осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Организация и проведение государственного санитарного надзора на территории Республики Беларусь возлагаются на следующих должностных лиц:

Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и его заместителей;

главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городе и их заместителей;

иных должностных лиц и специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Основными задачами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациямявляются:

осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;

предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;

регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;

выполнение иных задач по поручению МЧС.

Департамент в соответствии с возложенными задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор безопасности:

производств и объектов, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложению), а также производств и объектов с вредными веществами;

оборудования и систем газоснабжения, магистральных газопроводов и нефтепроводов, подземных хранилищ газа;

металлургических (сталеплавильных, литейных, трубных, прокатных) производств;

горных работ, в том числе проводимых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; подземных и гидротехнических сооружений; работ по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе добычи нефти и газа; переработки минерального сырья;

охраны недр и их рационального использования при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;

перевозки грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;

геолого-маркшейдерского обеспечения при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения;

производства работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;

промышленных взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, их разработки, изготовления, переработки, использования и реализации, в том числе взрывчатых веществ, полученных в результате утилизации боеприпасов, транспортировки взрывчатых материалов.

Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС осуществляет надзор за ядерными ипредставляющими радиационную опасность производствами, объектами, установками и изделиями, за соблюдением правил и норм радиационной безопасности.

Государственный энергетический на­дзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.

Основной задачей государственного энергетического надзора является контроль:

соблюдения потребителями величин и режимов потребления электрической и тепловой энергии, а также договорных условий по снабжению энергией;

проведения организациями энергоснабжения мероприятий по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей, соб­людением установленных норм качества электрической и тепловой энергии;

технического состояния электрических и теплоиспользующих установок потребителей, условий их эксплуатации и проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание этих установок;

технического состояния автономных энергетических источников потребителей;

соблюдения потребителями требований к качеству электрической и тепловой энергии, предусмотренных нормативными документами по стандартизации.

Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются: Управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического концерна и предприятия “Энергонадзор” производственных объединений энергетики и электрификации.

Комитет по стандартизации и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь:

осуществляет реализацию единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия объектов (продукция, процессы, оказание услуг, профессиональная компетентность персонала и др.) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;

устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной ре­гистрации и публикации технических кодексов, государствен­ных стандартов и технических условий;

утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стан­дарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);

осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);

организует и проводит систематическую проверку действующих госу­дарственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;

осуществляет государственный надзор за соблюдением требова­ний технических регламентов (кроме технических регламентов, уста­навливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);

применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и ин­дивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия;

обеспечивает создание и функционирование Системы аккредита­ции Республики Беларусь;

осуществляет аккредитацию, выдает аккредитованным органам по сертификации и (или) аккредитованным испытательным лабо­раториям (центрам) аттестаты аккредитации;

осуществляет контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечивает создание и функционирование Национальной систе­мы подтверждения соответствия в Республике Беларусь;

выполняет другие функции в области стандартизации и сертификации.

Надзор и контроль безопасности на транспорте осуществляют:

- Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций;

- Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел;

- Государственное объединение «Белорусская железная дорога»;

- Департамент по авиации;

- Белорусская инспекция речного судоходства.

Каждый из этих органов осуществляет надзор и контроль безопасности

движения, технического состояния соответствующих транспортных средств и правил их эксплуатации.

Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» [18] определены принципы и регламентирован порядок осуществления общественного контроля.

Основными принципами общественного контроля являются:

- социальное партнерство между профсоюзами, государственными органами и работодателями;

- соблюдение законодательства и ответственность представителей профсоюзов за принимаемые при осуществлении контроля решения.

Указом установлены две формы общественного контроля:

- проведение проверок;

- контроль не связанный с проведением проверок.

Проверка при общественном контроле представляет собой совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан действий или бездействия должностных лиц и иных работников контролируемых объектов.

Проверки проводятся:

соблюдения законодательства о труде – правовыми инспекторами профсоюзов;

соблюдения законодательства об охране труда – техническими инспекторами профсоюзов;

выполнения коллективного договора - правовыми и техническими инспекторами профсоюзов.

Плановая проверка проводится в соответствии с планом не чаще одного раза в два года.

Проверка не проводится на начальном этапе при создании организации или ее обособленного подразделения в течение двух лет.

Внеплановая проверка проводится:

- для расследования причин несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

- по заявлению контролируемого субъекта;

- при поступлении информации (кроме анонимной) о нарушениях законодательства о труде, об охране труда или о возникновении угрозы вреда здоровью и жизни граждан.

Перед проведением проверки проверяющий вносит сведения о проверке в книгу учета проверок. При отсутствии такой записи проверка может быть признана незаконной. За проведение незаконной проверки проверяющий может быть привлечен к административной ответственности, а за необоснованное проведение проверки из корыстной или личной заинтересованности, приведшей к нанесению существенного вреда проверяемым, – к уголовной ответственности.

Первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах не связанных с проведением проверок. Эти организации могут выдавать контролируемым субъектам рекомендации по устранению нарушений законодательства, коллективных договоров (соглашений). Контролируемый субъект обязан рассмотреть рекомендацию профсоюза и информировать профсоюз о результатах рассмотрения рекомендации.



2015-12-07 700 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)