Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения и развития правового государства



2015-12-07 636 Обсуждений (0)
История возникновения и развития правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Этапы:

1. С древних времен – середина XX в. (Платон, Аристотель)

Государство ограниченно законом

Правовое государство – это государство произвол которого ограничен общим для всех законам

2. сер XX в. – наше время.

Возрождение теории Естественного-права породило концепцию правового закона, которая породила концепцию прав и свобод человека, что в свою очередь изменило концепцию правового государства

Правовое государство – это государство реально гарантирующее и обеспечивающие основные права человека и гражданина.

51Сущность, признаки и опр прав гос-ва

Правовое государство – это государство произвол которого ограничен законом, при чем единым для всех (античность).

Правовое государство – это государство реально гарантирующее и обеспечивающие реализацию основных прав человека и гражданина.

Правовое государство – это качественное состояние государства, предполагающее наличие следующих признаков:

1. Верховенство права (правового закона)

2. Юридическая закрепленность приоритета права и свобод человека

3. Взаимная ответственность государства и гражданина

4. наличие эффективного механизма защиты прав и свобод

5. Организация и социально-политическое признание (разделения властей, демократии, плюрализма, рыночной экономики, социального государства),

52 Пути формир прав гос-ва в сов Росси

В Конституции Российской Федерации указано, что Россия – правовое государство. Однако политико-правовая реальность позволяет сделать вывод, что это лишь декларируемая цель, до приближения к которой нужно сделать очень многое.

 

Но вначале следует признать ряд успешных преобразований в жизни современного российского общества на пути построения правового государства:

- немало сделано в области юридико-политической теории (прежде всего – построение концепций права «в человеческом измерении»);

- связанность государства правом официально признана на уровне важнейших политико-правовых документов (Конституции 1993 года, Европейской конвенции 1950 года «О защите прав человека и основных свобод»);

- отменены некоторые одиозные правовые институты (прописки, лишения гражданства, высылки из страны);

- развиваются формы защиты прав граждан, в законодательстве зафиксированы правовые средства спора гражданина с государством (новые Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации);

- доктрина правового государства активно используется Конституционным судом Российской Федерации при толковании Конституции и при проверке на соответствие Конституции иных нормативных актов;

- в экономической сфере провозглашено равенство форм собственности, свобода предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, налоговое законодательство постепенно приобретает черты разумного;

- в сфере организации формирования власти как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне законодательные органы формируются на основе свободных выборов.

53 Сов гос-во, сущн, фор, осн эт его разв

54 Осн (к) черты сов Рос гос-ва

 

Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством. Россия была провозглашена республикой в 1917 г. еще до Октябрьской революции, а федерацией — в 1918 г.

Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

- особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;

- избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

- отсутствие должности вице-президента;

- исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, т.е. депутат не может быть одновременно членом правительства;

- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

- по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

- согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

- часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

- вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;

- наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;

- наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

55 Механизм сов Рос гос-ва: структ, общ

56 Функц сов и совр Русгос: общее, особ

57 Понят, ист(формы)права. Прав регули

Право – сист. общеобязат, формально опр-ных нормативных предписаний, кот. устанав. и обеспеч. гос-вом, выражают интересы общества, регул. соц. значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и предоставляя юридические обязанности.

Виды источников права:

1. НПА, кот. можно подразд. на 2 группы: законы (Констит, КФЗ, ФЗ, законы субъектов федерации) и подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов; решения и постанов. местных органов гос. власти; решения, распоряжения, постановления местных органов гос. упр; нормативные акты муниципальных органов; локальные нормативные акты).

2. Нормативные договоры (договоры с нормативным поддержанием).

3. Юридические прецеденты, подразделяются на судебные и административные 4. Правовые обычаи

5. В ряде стран вспомогательными источниками права считаются принципы права, а также правовая доктрина, т. е. труды ученых-юристов, которым придается сила норм права

Иногда используется термин формы права, при это следует учитывать, что форма права может быть внутренней и внешней. Внутренняя форма права – это его внутреннее строение, т. е. система права. Внешняя форма права представляет собой форму выражения правовых норм.

Правовое регулирование – это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведения людей




2015-12-07 636 Обсуждений (0)
История возникновения и развития правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения и развития правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)