Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, цели, принципы и основные этапы правотворчества



2015-12-07 809 Обсуждений (0)
Понятие, цели, принципы и основные этапы правотворчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон дея­тельности государства, форму его активности, имеющую своей непо­средственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Формы правотворчества:

законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). подзаконное П. характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. подзаконное П. связано с “непрозрачностью” процесса принятия НА, с их громоздкостью.

Развитая деятельность государства по установлению норм позитивного права должна соответствовать ряду основополагающих требований, которые можно сформулировать в виде следующих основных принципов правоустановительной деятельности.

Демократизм, гласность Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

Правовой прогресс. Данный принцип требует, чтобы вся правоустановительная деятельность государства была в максимально возможной степени направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего позитивного права в русле общецивилизационных достижений в области прав и свобод человека и гражданина, утверждения и усиления начал господства права, правового закона и правовой государственности.

Правовая легитимность. сама деятельность должна соответствовать основным требованиям права, протекать в надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соответствии с законодательно установленными правомочиями (компетенцией) субъектов правоустановительной деятельности.

Общесоциальная легитимность. Этот принцип требует, чтобы правоустановительная деятельность государства опиралась на широкую базу социального ожидания, согласия и поддержки правоустановительных преобразований и решений, на активное участие членов общества и различных общественных объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких решений, на либерально-демократические формы и процедуры опроса, выявления и учета общественного мнения по вопросам права, на открытый, общедоступный, публичный характер всего правоустановительного процесса.

Научная обоснованность. Правоустановительная деятельность должна опираться на научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правоустановительного процесса и системы позитивного права.

Системность. Принцип системности правоустановительной деятельности требует как учета системного характера позитивного права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права.

Профессионализм. правотворчество, законотворчество, нормртворчество – это особый вид творческой работы, связанный с поиском, формулированием и официальным закреплением в соответствующих источниках общеобязательных правовых норм, определяющих правила и порядок жизни и взаимоотношений всех членов общества. Огромная социальная значимость и существенное предметно-содержательное своеобразие этой деятельности требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. Это предполагает высокий профессионализм в вопросах нормотворчества прежде всего самих субъектов правоустановительной деятельности, понимание ими ее смысла и назначения, ее содержательно-правовых и юридико-технических аспектов и т.д.

Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов.

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют че­тыре основных стадии законодательного процесса: законодательная ини­циатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, об­народование закона. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус.

Инициатива принятия соответствующего нормативного акта может исходить как от самого правоустановительного органа, так и от других субъектов, обладающих правом на такую инициативу.

В РФ в законотворческом процессе (на федеральном уровне) право законодательной инициативы, согласно К РФ, принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Все законопроекты вносятся в ГД. Право законодательной инициативы означает, что проект закона, внесенный субъектом такого права в ГД, подлежит обязательному рассмотрению самой ГД. Свои законопроекты могут направить в ГД также отдельные граждане, общественные объединения и другие субъекты, не обладающие правом законодательной инициативы. Такие законопроекты ГД не обязана рассматривать.

Разработка законопроекта осуществляется субъектом законотворческой инициативы (соответствующими структурами, подчиненными данному субъекту) или по поручению Совета Государственной Думы – одним из ее комитетов.

В отношении внесенного в ГД законопроекта Совет Государственной Думы назначает соответствующий комитет ГД ответственным по законопроекту (так называемый ответственный комитет) и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения ГД, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в КСРФ, ВС РФ и ВАС РФ – по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

На этой стадии предварительного обсуждения законопроекта он может быть направлен ответственным комитетом в государственные органы, научные и общественные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы. Правовое управления аппарата Государственной Думы осуществляет правовую экспертизу законопроекта, а в ряде случаев – и лингвистическую экспертизу.

Обсуждение законопроекта в комитетах ГД проходит открыто, с приглашением субъекта права законодательной инициативы и может освещаться в СМИ.

На основе всех этих предварительных обсуждений в законопроект вносятся необходимые исправления и уточнения. Законопроект, подготовленный к рассмотрению, направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думой.

Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во втором чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона.

ФЗ принимаются ГД большинством голосов от общего числа се депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ.

В случае отклонения ФЗ СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД.

При несогласии ГД с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней. Если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Официальное опубликование принятого НПА осуществляется в специальных печатных изданиях и газетах. Так, ФКЗ и ФЗ официально публикуются в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации». В этих же изданиях в течение десяти дней после их подписания публикуются акты Президента РФ и Правительства РФ. Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 15), не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

НПАфедеральных министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие общий (межведомственный) характер, подлежат официальной публикации в газете «Российские вести» (в течение десяти дней после их государственной регистрации в Минюстиции РФ), а также в Бюллетене нормативных актовФОИВ. Официальное опубликование актов субъектов РФ осуществляется в специальных местных печатных изданиях и газетах. В местных СМИ публикуются и акты органов местного самоуправления.

 

91. Понятие и виды форм (источников) права

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. =)формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Рассмотрим соотношение понятий "форма права", "правовая форма", "источник права". Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права - лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права. Если категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права": а) понятия тождественны; б) понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Н-р, конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. В российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права. Необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой - от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами (МД в МП). В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.



2015-12-07 809 Обсуждений (0)
Понятие, цели, принципы и основные этапы правотворчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, цели, принципы и основные этапы правотворчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)