Виды толкования норм права по объему и по субъекту
Нормы права правила весьма общего х-ра, охватывающие своим содержанием значительную совокупность отношений, фактов, ситуаций, разнообразных по своим хар-кам. Рациональный законодатель всегда стремится изложить нормы права кратко, лаконично. Тем самым достигается цель законодательной экономии. Вместе с тем это вызывает и определенные затруднения в ходе их применения. А потому важной целью толкования является раскрытие, развертывание содержания нормы права в совокупности более детальных положений для приближения их к конкретной ситуации, чтобы не возникали сомнения при юр. квалификации этих фактов и ситуаций (подведением их под толкуемую норму). Результат толкования характеризуется и с точки зрения его объема. Объем толкования определяется его соотношением с текстуальным выражением (текстом) нормы. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным. При буквальном толковании действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). При распространительном толковании действительное содержание оказывается шире буквальной формулы нормы, а при ограничительном наоборот действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. К распространительному или ограничительному результату интерпретатор приходит на основе использования совокупности всех способов толкования. Ограничительное или распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах, соответствующим образом аргументироваться. Ограничительное или распространительное толкование допускается тогда, когда зак-ль употребил слово или выражение, обозначающее в языке, на кот. изложена норма, понятие более широкого или узкого объема по сравнению с объемом того понятия, которое в действительности имел в виду зак-ль при формулировании нормы права и кот. вытекает из ее контекста или из контекста НА. Ограничительное или распространительное толкование норм права может вытекать из их системности. Например, легальное определение ночного времени не всегда совпадает с обыденным, астрономическим его пониманием. Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы. Специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы, делает из нее изъятия. Она как бы отменяет действие общей нормы в той части, на которую рассчитана специальная норма
95. Понятие, принципы и гарантии законности. Закон-ть-это вы ра жен ная в точ ном и не ук лон ном ис пол не нии и со бл-нии за к-в все ми субъ ек та ми пра ва их об щая во ля Для законности необходимо: 1)наличие прав., справедливых, научно-обоснованных законов (содержательная сторона); 2)их выполнение(формальная сторона). По ня тие закон-ть при об ре та ет ис ход ное зна че ние в гос-ве, где при зна ет ся вер хо вен ст во за ко на. Существенные признаки законности: Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве. Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения. Высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории "законность". Объективный характер законности. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Иногда закон-ть и зак-во считают тождественными понятиями, а на самом деле это не так. Закон-во явл-ся основой законнности. Зак-во м.б. только тогда базой законности, только когда оно явл-ся правовым, когда в нем отражены прав.идеи добра, справ-ти, гуманизма, нравст-ти и закреплены права чел-ка. Принципы - это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Принципы законности регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений. В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. 1) единство законности. Содержание данного принципа составляет всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом. 2) гарантированность основных прав и свобод граждан. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседневной действительности. 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона. 5) взаимосвязь законности и культурности. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура - это морально-этическая основа законности. Система гарантий законности: Чтобы прав. предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соотв. усл-я и опред-й комплекс организ-х, идеол-х, полит-х, юр. мер, обесп-х реал-ю, т. е. гарантии закон-ть. Гарантии закон-ть -это средства и усл-я, обеспеч-е собл-е законов и подзаконных актов, беспрепятственное осущ-е прав гр-на, интересов общ-ва и гос-ва. Виды гарантии: 1)соц-экон-е (уровень благосостояния общ-ва, степень экон.развития, экон.свобода и т.д.); 2)полит-е(степень демократизма, многопартийность, разделение властей и т.д.) 3)организационные (деят-ть органов, контрол-х законы-прокуратура, суд, милиция и пр) 4)общест-е(комплекс мер, применяемых общест-ю в целях борьбы с нарушениями зак-ва); 5)идеолог-е (степень правосознания); 6)спец-но-юр.(презумция невин-ти, инст-ты возбуждения уг.дела, процедуры рассм-я дел и пр) Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и спец.средства. Общие усл-я - экон-е, полит-е и т.д усл-я общ-й жизни, в которых осущ-ся прав.рег-е. Эти усл-я создают макросреду реал-и права, его функц-я, предопределяя в известной степени и спец.средства по укреплению зак-ти. Экон-е усл-я. Это состояние экон-го развития общ-ва, орг-я системы хозяйст-я и т. д. Речь идет о том, чтобы выделить из усл-й обще-й жизни те, кот. способствуют укр-ю закон-ти, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем исп-я организ-х мер, спец.средств нейтрализовать действие негативных факторов. Полит-е усл-я. Основным полит.условием стабильной закон-ти явл. сильная гос-я власть. Сильная гос-я власть это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общ-а власть, способная обеспечить реал-ю принимаемых прав.предписаний. Идеол-е усл-я. Состояние закон-ти во многом определяется уровнем полит., прав. и общей культуры населения. Закон-ть предполагает такой уровень прав.культуры, когда уважение к праву, закону явл-ся личным убеждением чел-ка, причем не только рядового гр-на, но в первую очередь госслужащего, закон-ля. Соц.условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в соц.сфере. Прав.условия. Состояние закон-ти как полит-прав.явления обусловлено состоянием самого права, системы зак-ва. Действ-е зак-во д.б. достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юр.техники, необходимыми мех-ми реал-и и охраны. Спец.средства обеспечения. Среди них можно выделить юр. и организац-е гарантии (средства). Юр.гарантии совокупность закрепл-х в зак-ве средств, а также организационно-прав. деят-ть по их применению, направленных на обеспечение закон-ти, на беспрепятственное осущ-е, защиту прав и свобод. (деят-ть прокуратуры). Среди юр.гарантий различают след.: 1.Ср-ва выявления, (обнаружения) правонарушений, 2.Ср-ва предуп-я правонарушений. 3.Ср-ва пресечения правонарушений. 4.Меры защиты и восст-я нарушенных прав, устр-я последствий правонарушений. 5.Юр.ответ-ть. Данное средство явл. важнейшим и необходимым для укр-я закон-ти, причем его эфф-ть определяется не жестокостью, а неотвратимостью. 6.важнейшей гарантией закон-тьи явл-ся правосудие деят-ть судов, осущ-я путем рассм-я и разрешения граж.и уг.дел с целью всемерного укрепления закон-ти. Под организ-ми гарантиями понимаются разл. мероприятия организац. хар-ра, обеспеч-е укрепление закон-ти, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организац.меры по созданию усл-й для норм. работы юрисдикционных и правоохран-х органов, образование в их структуре спец.подразделений.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (801)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |