Классификация нормативного правового акта
· по критерию сферы действия –внешние и внутренние. · по критерию субъектов правотворчества: · акты референдума; · акты органов государственной власти; · акты президента; · акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства); · акты должностных лиц. · по юридической силе (по приоритету): обладающие высшей юридической силой - законы; обладающие меньшей юридической силой - подзаконные акты, С юридической точки зрения, различают: Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, регулирующей общественные отношения и обладающей высшей юридической силой. Наивысшей юридической силой обладают основные законы государства: конституция, затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законодательства. На основе закона как нормативного правового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на: Общие подзаконные акты- нормативные правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Местные подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). Ведомственные нормативные правовые акты (приказы и инструкции). Нормативные правовые акты общего действия, они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и т.д.). Внутриорганизационные правовые акты - нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на всех членов этих организаций в рамках. Нормативный договор - соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. Юридическая доктрина—мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. Религиозные тексты - священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.
6.1. Власть и ее виды. Государственная власть, Определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть— важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Государственная властьпредставляет особую разновидность социальной власти. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные чертыгос.власти: 1) распространяется, на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение; 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) система налогов; 6) деление населения по территориальному признаку и др. Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Выделяют следующие типы легитимности государственной власти: · рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; · идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических Ценностей, которые ею провозглашены; · традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; · харизматический(персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества. 6.2. Правовой обычай и правовой прецедент. Правовой обычай — санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы. Правовой обычай — самый первый источник права; самая органичная демократичная форма права. Недостатки правового обычая: · чтобы укрепился обычай, уходит много времени; · на отмирание обычая уходит тоже много времени; · из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования). Прецедент - решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: · судебный -решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом для решения аналогичных дел в будущем; · административный; · кассационный - решение, принятое в результате обжалования. Недостатки прецедента: · при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества; · прецедент очень сложно изменить. К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай. 7.1. Понятие и признаки государства. Государство- это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих) в пределах определенной территорий. Государство характеризуется следующими признаками: · наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная .власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); · система налогов, податей, займов(для содержания государственного аппарата); · территориальное деление населения(государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию); · право(государство не может существовать без права). · суверенитет(присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях); Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: · ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; · монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения), которыми не располагают другие субъекты политики; · осуществление властных полномочий в специфических формах, юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); · прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики. Государственный суверенитет включает основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основойгосударственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основасуверенитета - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основойсуверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |