Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация нормативного правового акта



2015-12-07 373 Обсуждений (0)
Классификация нормативного правового акта 0.00 из 5.00 0 оценок




· по критерию сферы действия –внешние и внутренние.

· по критерию субъектов правотворчества:

· акты референдума;

· акты органов государственной власти;

· акты президента;

· акты органов государственного управления (правительство, мини­стерства, ведомства);

· акты должностных лиц.

· по юридической силе (по приоритету): обладающие высшей юридической силой - законы; обладающие меньшей юридической силой - подзаконные акты,

С юридической точки зрения, различают:

Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, регулирующей общественные отношения и обладающей высшей юридической силой.

Наивысшей юридической силой обладают основные законы государства: конституция, затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законодательства.

На основе закона как нормативного правового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавли­вающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на:

Общие подзаконные акты- нормативные правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.

Местные подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.).

Ведомственные нормативные правовые акты (приказы и инструкции). Нормативные правовые акты общего действия, они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и т.д.).

Внутриорганизационные правовые акты - нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на всех членов этих организаций в рамках.

Нормативный договор - соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права.

Юридическая доктринамнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов.

Религиозные тексты - священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

 

6.1. Власть и ее виды. Государственная власть,

Определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть— важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная властьпредставляет особую разновидность социальной власти.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные чертыгос.власти:

1) распространяется, на все общество;

2) носит публично-политический характер;

3) опирается на государственное принуждение;

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) система налогов;

6) деление населения по территориальному признаку и др.

Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

· рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

· идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических Ценностей, которые ею провозглашены;

· традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

· харизматический(персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества.

6.2. Правовой обычай и правовой прецедент.

Правовой обычай — санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы. Правовой обычай — самый первый источник права; самая органичная демократичная форма права.

Недостатки правового обычая:

· чтобы укрепился обычай, уходит много времени;

· на отмирание обычая уходит тоже много времени;

· из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования).

Прецедент - решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента:

· судебный -решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом для решения аналогичных дел в будущем;

· административный;

· кассационный - решение, принятое в результате обжалования.

Недостатки прецедента:

· при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

· прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

7.1. Понятие и признаки государства.

Государство- это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих) в пределах определенной территорий.

Государство характеризуется следующими признаками:

· наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная .власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

· система налогов, податей, займов(для содержания государственного аппарата);

· территориальное деление населения(государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию);

· право(государство не может существовать без права).

· суверенитет(присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ.

Верховенство государственной власти означает:

· ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

· монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения), которыми не располагают другие субъекты политики;

· осуществление властных полномочий в специфических формах, юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

· прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики.

Государственный суверенитет включает основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основойгосударственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основасуверенитета - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политичес­кой организации власти.

Правовой основойсуверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.



2015-12-07 373 Обсуждений (0)
Классификация нормативного правового акта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация нормативного правового акта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.061 сек.)