ВЛАСТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА ВЫРАЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРИ РОДОВОМ СТРОЕ
Благодаря успехам археологии и этнографии представления о ранних обществах значит. обогатились. Более 1,5 млн. лет назад выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Любое общество – это целостный соц. организм, который отличается той или иной степенью организованности общ-х отношений. Первобытное общество, как любое истор. явления не могло быть статичным и проходило различные этапы. Длительное время наш предок занимался рыболовством, охотой, собиранием плодов (присваивал готовую продукцию). Индивид в то время не мог выжить без коллектива. Социальная организация наших предков хар-сь семейной общиной (малая локальная группа, которой руководили её члены, наиболее авторитетные, добытчики пищи, знатоки обрядов и обычаев). На ранних стадиях семья была полигамна. По мере социализации общества круг брачующихся сужался. Поскольку в основе первобытного общества лежали родственные отношения, то такую организацию называют родовой строй. РОД- исторически сложившееся объединение людей связанными узами родства, а также общественная группа, ведающая совместным хоз-вом. Для каждого общества характерны определенная система управления (власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении Черты родового строя: - наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Поэтому не было излишков продуктов, не было частной соб-ти и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны; -эконом. рав-во обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и м., и ж. - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деят-тью рода. Власть, существовавшая в родовой период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отнош-х. Каждый род выступал в качестве хоз-ой единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (племена, союзы племен). Соц. власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была общественной, строилась на функциях самоуправления Власть олицетворяла силу и волю рода. Носителем власти (властвующим субъектом был род). Власть была направлена на управление общими делами рода. Подвластными являлись все члены рода (объекты власти) (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеят-ти родового общества. Структура власти в род. обществе: 1) Высшей властью являлось народное (родовое) собрание - все взрослые члены рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводителя и др. 2) Властными полномочиями наделялись советы старейшин, военачальники, жрецы. Решающее значение для избрания в лидеры имели личные качествам (физ. сила, организатор. способности, знание обрядов, авторитет). Но старейшины были наравне с сородичами. Форма власти в первобытном обществе называлась потестарной.(лат.власть, мощь). Социальные нормы, существовавшие в родовом строе: 1) регулировали несложные отношения между людьми. 2) реализовались гл. образом в виде обычаев (т.е.исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длит. времени). 3) громадное значение в этом отношении имели такие соц. нормы, как культовые ритуалы и обряды. Соц. нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Мононормы выступали и нормами организации соц. жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между м. и ж., взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой прием воздействия. 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |