ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными нац-ми и рег-ми традициями, философскими и идеологическими воззрениями, истор-ми и соц.-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". Существуют следующие основные концепции права: -естественно-правовая, -нормативистская, -психологическая, -социологическая 33. Естественно-правовая теория получила развитие в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев. Главными идеями этого учения выступают следующие: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми гос-вом, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного; 2) право отождествляется с моралью. Такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы; 3) источник прав человека содержится не в закон-ве, а в самой "чел. природе", права даются либо от рождения, либо от Бога. Достоинства: -это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; -сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; -провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и гос-венных структур. Недостатки: -данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; -такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
38. Нормативистская теория права сформулирована в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. Основные идеи: 1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы; 2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, соц.-эконом-и и другими оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной норме. Достоинства: -верно подчеркивается нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; -нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; -признаются широкие возможности гос-ва влиять на общественное развитие, ибо именно гос-во устанавливает и обеспечивает основную норму. Недостатки: -представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с соц.-эконом-и, полит-и и духовными факторами; - преувеличена роль гос-ва в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.
37. Психологическая теория права завершенную форму получила в XX в. Представители:Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие. Основными идеями являются: 1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, гос-во; 2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от гос-ва) и интуитивные (личные, автономные). Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга. Достоинства: -обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционир-ия права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; -акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. Недостатки: -представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; - в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. 36. Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основные идеи заключаются в следующем: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права; 3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. К плюсам данной теории относятся: -она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; -фиксирует приоритет общ-х отношений как содержания права; -хорошо согласуется с ограничением гос-венного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Минусы: -если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; -в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Каждая из доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий. Дополнительный вопрос
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |