Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ



2015-12-07 1390 Обсуждений (0)
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Очень важно выявить тесную взаимосвязь всех видов соц.норм, их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.

Еще дре.философы (Аристотель, Платон) указывали на значимость этих двух главных определителей общ-го поведения, их сходство и несовпадение. Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.

Мораль - важнейший соц. институт. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, гос-ву, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законода-во").

Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, эгоизму.

Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его сущность.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что:

-во-первых, они представляют собой разновидности соц.норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования;

-во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование обществ. жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

-в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

-в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения личных и общ-х интересов;

-в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и начал.

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления.

- правовые нормы создаются (санкционируются) гос-вом (или с его согласия обществ. организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле гос-во является творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.

- если право создается гос-ом, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением прав. норм, ибо норма права - не просьба, не совет, а требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое возможностью принуждения. Юр. нормы носят общеобязательный, характер.

- мораль опирается не на силу гос.аппарата, а на силу общественного мнения.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. – прав. нормы закрепляются в спец. юр. актах гос-ва (законах, указах,), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом законодательство.

- нравств.нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.

- право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юр. прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого – ненаказуемого.

- мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.

Иными словами, у них разные оценочные критерии.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.

- Противоправные действия влекут за собой реакцию гос-ва, т.е. особую, юр.ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Человек наказывается от имени гос-ва, поэтому к юр. отв-ти нельзя привлечь в произвольной форме.

- Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, и т.п.). Это - ответственность не перед гос-ом, а перед обществом, коллективом,семьей,окруж. людьми.

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.

- у права этот уровень ниже.

- Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем закон.

7. Право и мораль различаются по сферам действия.

- моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.

- право, как известно, регулирует не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, любовь, дружба, личные пристрастия и т.д. 8. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы.

- мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе,

- право возникло лишь на определ-ой ступени соц.эволюции.

Таковы общие и отличительные черты права и морали. Взаимодействие права и морали.

Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общ-х отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юр. и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Противоречия между правом и моралью. Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.

Право по своей природе более консервативно, оно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий. Даже совершенное законод-во содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.

ПРАВО И ОБЫЧАЙ

Соотношение права и обычая. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере необходимости. Уже в этом заключается их родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только "сверху", но и "снизу", из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи - это устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национ-х групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть "белой вороной", эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, (общегражданские).

Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: "Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законод-ом, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова "обычай", тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому "первое заседание Гос-ой Думы открывает старейший по возрасту депутат". По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне гос-венного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей – гос-х и обществ-х деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов - кровная месть, предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни). Есть обычаи, которые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

Но, например, ношение холодного оружия как атрибута национ. костюма допускается. Снисходительно относятся к умыканию невесты (чаще всего - с согласия "похищаемой") при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, гос-во подходят к тем или иным обычаям дифференцированно - старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются.

В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юр.обычаев возрастает. К этому ведет расширение экон-ой свободы личности, действие принципа "не запрещенное законом разрешено", стимулирование предприним-ва.

 

58. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общ-х отношений.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм

Выделяют четыре основные формы права

нормативный правовой акт - это официальный документ письменной формы, изданный компетентными органами, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общ-х отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

НПА объединяет в себе общеобязательные правила поведения людей, которые создаются и охраняются гос-вом. В отл. От др. источников, НПА наиболее полно и опреративно отражают изменяющиеся потребности общ-го развития, обеспечивают стабильность и эффективность прав.регулирования.

правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения людей, санкционированное гос-ом, и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (др. прав.обычаи – Законы 12 таблиц, Законы Ману

юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении последующих схожих дел.

нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают админ-я предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в КПРФ, ТП, Межд.П и иных отраслях права.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

1. Религиозные тексты (религ. воззрения). В некоторых мусульманских странах источником права является Коран (мусульманское право – Шириат-путь следования).Религиозные нормы устанавливают догмы и предписывают верующим, что они должны, а чего не должны делать.

 



2015-12-07 1390 Обсуждений (0)
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)