Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Б.В.Асафьев. Избранные труды




Т. 2. М., 1954

«Кто их знает – Шаляпин ему или он (Рахманинов) Шаляпину внушил секрет одухотворенности любого интервала» (296).

Т.5. М., 1957

«Музыковед, анализируя партитуру, разбираясь в рукописи, должен слышать как композитор. Если он трактует исполнение, он обязан слышать, как исполнитель, понимая, что такое план исполнения и намерение исполнительское» (170).

«Практика инструментальной полифонии… тогда инструмент был словно голос его «хозяина», его «второе я», и игра на нем становилась живой речью. Иначе, как этим образным пояснением, я не могу выразить своей мысли и сущности «предсимфонической полифонии» (194).

«Композиторы же чаще всего слышат музыку не свою, как свою, исходя от своих привычек, и если таковые не сходятся с «встречным планом» слушаемого произведения, - оно для них едва ли не «враждебный объект», в котором надлежит усваивать лишь интересное для своей кухни» (203).

Б.В.Асафьев. Русская живопись. Мысли и думы. М.,1966

«… «Христос» Крамского – выражение этой драмы, геройски им переносимой, что он себя увидел в этой фигуре мыслителя-интеллигента, создании его воображения…» (64-65).



«…художники «Мира искусства» любили – они умели одушевлять. А это уже не «условщина», не «стилизация», самодовлеющая и рассудочная» (107).

«…Серов… упорно стал доискиваться того, чтобы линия перестала быть лишь «пограничной мерой», а сама несла в себе одушевленность, чтобы в ней-то и сосредоточивался образ» (140).

«Серов… «играя» в области, скажем, рисунка в образы тончайшей экспрессии, ища в одушевлении линий и форм сущность выражения…» (146).

«Но памятники материальной культуры и прикладного искусства прошлого далеко не сразу и не у всех художников превращаются из «аксессуаров» в «живой язык истории». Только возросшее с пристальным изучением и вчувствованием «чутье исторического» могло содействовать такому превращению» (175).

«…самое серьезное, самое трудное дело в живописи; не вид, не обозрение, не перспективную задачу, не фон к чему-то значительному, а пейзаж – самодовлеющее раскрытие жизненного в природе так, как человек ощущает это жизненное в себе» (196).


УКАЗАТЕЛЬ имен


Абхинавагупта - 81

Августин - 80

Анандавардхана - 81

Антокольский М.М.- 11, 20, 103

Анцыферова Л.И.- 37

Арнаудов М. - 185

Аристотель – 79, 149

Арнхейм Р. – 185, 190, 212

Асафьев Б.В. – 21, 22, 27, 61, 283, 284

Бакушинский А.В. – 28

Баллоу Э. - 136

Бальзак О. – 56, 102, 185, 187, 248, 274

Бандура А. - 39

Барт Т. - 202

Басин Е.Я. – 21

Бах И.- 272

Бахтин М.М. – 6,8, 16, 54, 136, 175

Бенуа А.Н. – 14, 22, 26, 69

Бергсон А. - 142

Берк Э. - 82

Бернини Л. – 229

Бине А. - 136

Блонский П.П. - 51

Блэк У. - 104

Боас Ф. – 9

Бодуэн де К. - 9

Бозанкет Б. – 97

Брак Ж. – 203, 205

Брехт Б. – 53, 278

Броновски Дж. - 30

Брюсов В. - 27

Булгаков М.А. - 54

Бэк А. - 186

Вагнер Р. - 100

Валери П. – 202, 255

Ван Гог - 234

Ван де Хейр - 44

Васильев Ф.А. – 15, 61

Веласкес Д. – 14, 26, 47

Веронезе П. - 237

Винкельман И. - 90

Виппер Б.Р. – 47, 48

Витасек С. - 141

Вламинк М. - 253

Вордсворт У. - 249

Воррингер У. – 106, 185, 192, 194-196, 201-209

Врубель М.А. – 14, 15, 69, 70, 104

Вундт В. – 129, 142, 178

Выготский Л.С. – 25, 34, 72, 178

Габричевский А.Г. - 48

Гаврилова Т.П. - 31

Ганслик Э. - 142

Гартман В. – 96, 161, 202

Гаффрон М. - 212

Ге Н.Н. – 55, 237

Гегель Г. – 85, 142

Гейне Г. - 100

Генри Р. - 236

Гердер И. – 84, 181

Гете И. – 100, 101, 185, 198

Гилфорд Дж. – 29

Гильдебрандт А. - 142

Гоголь Н.В. – 55, 106, 156, 185

Гойя Ф. – 103, 106

Голлербах Э. – 14

Голубкина А.С. – 70, 74, 75, 238

Гомер – 102

Гомпертц Т. - 141

Гончаров И.А. - 45

Гордон В. – 30, 53

Го Си – 229

Грабарь И.Э. – 7, 11, 12, 15, 21, 27, 28, 42, 57, 60

Грильпарцер Ф. – 246

Гроос К. – 94, 142, 275

Гюйо Ж.-М. – 103, 137

Данте А. - 244

Дейнека А. - 43

Делакруа Э. - 235

Дерен А. – 69, 234

Дессуар М. - 136

Джидарьян Т.А. - 36

Джотто Б. - 198

Диккенс Ч. - 44

Дильтей В. - 104

Дин А. - 212

Диоген Л. - 244

Дмитриев В. – 13, 18

Дмитриева Н.А. - 63

Домье О. – 235, 275

Достоевский Ф.М. - 105

Дубровский Д.И. – 23, 33, 35, 36

Дьюи Дж. - 133

Дюбо Ж.-Б. - 244

Евреинов Н.Н. - 66

Жан-Поль - 245

Жид А. - 190

Захава Б.Е. – 38, 46, 47

Земпфер Г. – 111, 112

Зинченко В.П. - 39

Золя Э. - 66

Зощенко М.М. - 55

Израэльс И. - 235

Ильенков Э.В. – 16, 17, 30, 59

Каллистрат - 79

Канвейлер Д. – 205, 206

Кандинский В.В. – 65, 193, 203

Кант Э. – 6, 59, 207

Кардовский В.Д. - 72

Кестлер А. - 29

Китс Дж. - 249

Клее П. – 235

Кли П. – 203, 204

Клингер М. - 235

Коген Т. – 137, 147, 162

Кодуэлл К. - 134

Кон И.С. – 13, 23, 52

Копшицер М. – 18, 26

Корнель П. - 244

Коровин К.А. - 14

Котрелл - 32

Крамской И.Н. – 59, 236, 284

Крейтлеры К. и С. - 40

Кречфилд Р. - 29

Лазурский А.Ф. - 185

Ланге К. - 142

Лапшин И.И. - 99

Левитан И.И. – 15, 60-63

Леонардо да Винчи - 229

Леонтьев А.Н. – 24, 39

Ли В. – 98, 125

Либерман М. – 57, 235

Липпс Т. – 34, 37, 39, 91, 107-110, 122, 125, 129, 137, 142, 149, 155, 178-183, 198-201,

Лихачев Д.С. – 56

Лотман Ю.М. - 8

Лотце Г. – 142

Лоуэнфелд В. – 72, 211, 212

Лук А.Н. - 68

Лукреций К. - 102

Майоль А. - 234

Маковский С. – 13, 19, 22, 23

Марк Ф. - 193

Марков М.Е. – 29, 31, 213

Маркус С. - 32

Маслоу А. - 37

Матисс А. – 233, 235

Медушевский В.В. – 45, 46

Мейерхольд В.Э. - 263

Мидлтон М. - 30

Микеланджело Б. – 229, 232

Милле Ж. - 231

Мондриан П. – 203, 207

Монтень М. - 82

Моэм С. - 45

Мюллер-Фрейенфельс Р. – 183-184

Натадзе Р.Г. - 40

Науман М. - 16

Нейгауз Г. - 71

Нестеров М.В. – 15, 62, 238

Образцов С.В. - 227

Овсянико-Куликовский Д.Н. - 105

Оллпорт Г. – 29

Ортега-и-Гассет Х. - 132

Остроумова-Лебедева А.П. - 238

Пастернак Б.Л. - 258

Петров-Водкин К.С. - 51

Пикассо П. – 14, 15, 60, 64, 65, 192, 202, 205, 212, 234

Пиросманишвили Н. - 10

Платон - 191

По Э. - 99

Пономарев Я.Л. - 65

Попов А.Д. - 50

Поспелов Г. – 28

Пришвин М.М. - 257

Прокофьев В.Н. – 15, 65

Прокофьев С.С. – 45, 46

Пропп В.Я. - 20

Прюдон П. - 231

Пудовкин В.И. - 267

Пушкин А.С. – 44, 105, 251

Пушкин В.Н. - 38

Ранк О. – 104, 272

Рагг Г. – 29, 37

Райков В.Л. – 41, 50

Раппопорт С.Х. - 57

Рафаэль С. – 14, 15, 205

Рахманинов С.В. - 283

Редон О. – 75

Рейдер М. - 136

Ренуар О. – 28, 57

Репин И.Е. – 8, 9, 13, 14, 20, 23, 34, 235

Рерих Н.К. - 13

Рибо Т. - 178

Ригль А. – 111-113, 119, 142

Рид Г. - 135

Роджерс К. – 29, 30

Роднянская И.Б. - 56

Роршах Г. - 198

Рубенштейн С.Л. - 35

Руо Ж. – 65, 233

Руссо Ж.-Ж. - 244

Салливан Г. – 197

Сарабьянов Д.В. – 7, 14, 19, 28, 48

Сепир Э. – 9

Сезанн П. – 192, 194, 203, 232

Серов А.Н. - 46

Серов В.А. – 7, 8, 16, 34, 48, 49, 55, 57

Сислей А. - 232

Сократ – 79

Соссюр Ф. - 9

Стайн Г. - 192

Станиславский К.С. – 65, 67, 71, 259, 279

Суриков В.И. – 55, 235
Сурио Э. – 105

Сю Э. - 248

Терновец П. - 12

Титченер Е. – 36, 129, 198

Товстоногов Г.А. - 68

Толстой А.Н. - 251

Толстой Л.Н. – 44, 50, 51, 53, 101, 185, 250, 269

Туполев А.Н. - 53

Узнадзе Д.Н. - 35

Ульянов Н.П. - 19

Фаворский В.А. – 41, 239

Фальконе Э. - 231

Федоров-Давыдов А.А. – 61, 62

Федотов П.А. – 55

Ференци Ш. – 104

Фехнер Г. - 200

Фидлер К. - 142

Филострат Младший - 79

Фишер Р. – 142, 178, 181

Фишер Т. – 129, 142

Флобер Г. – 103, 246, 252, 274

Фолькельт И. – 20, 96, 142, 149, 155

Фрейд З. – 104, 197

Хайдеггер М. - 202

Хальс Ф. - 235

Хант У. - 232

Ходлер Ф. – 193

Христиансен Б. - 182

Челлини Ч. - 104

Чехов А.П. - 62

Чистяков П.П. – 14, 69, 71-76

Шаван П. - 194

Шагал М. - 65

Шаляпин Ф.И. – 280, 283

Шекспир В. – 134, 188, 258

Шелли П. – 134, 249

Шеллинг Ф. - 142

Шерозия Е. - 35

Шехтер И.Ю. – 8, 73

Шибутани Т. – 31

Шиллер Ф. – 25

Ши Тао - 229

Шкловский В.В. - 53

Шлегель Ф. - 245

Шопен Ф. – 46

Шапенгауэр А. – 121, 125, 142

Штраус И. – 270, 278

Щукин Б.В. – 46, 47, 51

Эйзенштейн С.М. – 56, 228, 263

Энсор Дж. - 73

Эрнст Э. – 14, 18, 19

Эфрос А. – 10, 18, 26

Юнг К. - 191

Юсманс Д. - 192

Якобсон Р. - 9

Яремич С.П. – 14, 15

Ярошевский М.Г. – 16, 17


 


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 


Абстракция (абстрагирование) – 117, 121, 122, 202, 203, 206-209, 240
Абстрактное искусство – 203, 204, 207
Автор – 24, 49, 52-56, 145, 177, 180, 188, 270 Адресат – 58, 82, 157, 160
Актер (артист) – 48, 49, 67, 90, 170, 180, 252, 259-263, 273, 279, 282 Активность – 91, 131, 133, 174
Аналогия – 31, 106, 259
 
Ассоциация – 96, 105, 200, 255
Аффект (страсть) – 80, 133, 183, 184, 269 (см. Чувство)
Бессознательное (неосознаваемое) – 9, 41, 70, 235
 
Вдохновение – 85, 86
Вера – 40,178, 190, 250
Вкус – 23, 59
«Вненаходимость» − 137
Внимание – 100, 105
Внушение (самовнушение) – 40, 178
Возвышенное – 83
Воля – 112-117
Воображаемая − жизнь (реальность) – 259-262
 
Воображение (фантазия) – 17, 35, 41, 188, 190, 261, 262, 275 − и эмпатия – 40, 131, 281
 
Воспоминание (память) – 49-51, 100
Восприятие (видение, созерцание) – 42-44, 49, 50, 96, 97, 138, 246, 247
Выражение – 165, 166, 200, 212, 213 Вымысел – 56, 57, 83, 247, 251 (см. Воображение)
Галлюцинация – 104, 247, 274
Гармония −164, 273
 
Герой (в искусстве) – 44-49, 137, 146, 161, 218-225, 265
Гипноз – 41, 50
Грезы – 102, 134
Движение – 239-242, 258 − выразительное – 281
 
Дети – 178, 189, 227, 242, 243, 265, 266
Добродетель − 249 (см. Нравственность) Дух – 87, 96, 178, 244
Душа – 23, 90, 185, 238
Жест – 93, 186, 252, 280, 281
«Живое» (в искусстве) − 261 − содержание – 79, 85, 235-238 − форма – 237-238
Жизнь – 65, 107, 108, 165, 202, 206, 234, 256 − в образе – 65-68, 133, 177, 223, 253
Завершение – 139- 140, 147, 166 Заразительность – 82, 239 Звук – 92, 93
Зритель – 97, 132, 180, 220-223, 268, 273, 276, 277
Игра – 9, 48, 95, 155-159 − детская − 213
 
Изображение – 86, 87, 157, 212, 241, 242
Иллюзия – 95, 248 Индивидуальное – 72, 103, 122, 124, 134, 235, 240
Имитация – 81, 82, 194, 195 (см. Подражание)
Инстинкт – 92, 101, 120, 268, 272
Инструмент (в искусстве) – 89, 90, 239, 240, 278, 283
Интерес(ное) – 71, 76, 104, 132 − общественный – 59, 62 Интуиция – 99, 105, 197 Информация – 38
 
Искусство – 31, 25-27, 85, 98, 112-115, 117, 248 − теории − 209
Категория – 16, 19, 20
Когнитивная − 40 (интерпретация)
Комическое – 245, 246, 275, 276
Композиция – 25, 222, 230, 269 Культура – 10, 17, 63, 69, 120, 170, 201
Лирика – 100
Личность – 75, 95 − творческая (художественная) – 5-30, 52, 58, 69, 250 (см. Я)
Логика (логичное) – 82, 84
Любовь 40, 78, 88, 103, 134 − эстетическая – 41, 137
Мастер(ство) – 22-24, 98, 112
Мечта (мечтания) – 134, 140, 247, 261-263
Мимика – 186
Моделирование – 32-34, 38
 
Монтаж – 220, 268 Нададресат – 16, 58 Наука – 16, 17, 26 Новое (новизна) – 42, 43, 58-61, 67, 88
Нравственность (мораль) – 96, 101, 104 (см. Добродетель)
Образ (образность) 59, 256, 268, 279 − «живой» (Я – образ) – 67, 68 − художественный – 258, 278, 284
Обучение – 68-78
 
Объект – 93, 136, 182 Олицетворение – 96
Опыт – 99, 100, 197 − личный – 104, 186, 222
Органическое – 66, 116-118, 208, 252, 259
«Остранение» («очуждение») – 53, 55, 56 Открытие – 42, 46, 49, 52, 55, 58, 64, 217, 275
Пейзаж – 63, 92, 234, 272, 273, 284
Перевоплощение – 48, 94, 99-106, 157, 248, 249, 278 (см. Эмпатия)
Подражание – 9, 11, 12, 15, 79, 84, 85, 95, 113-116, 130 − моторное - 39 (см. Имитация)
Полнота (жизни, чувств) – 95, 96, 105, 138, 176, 268 − не полнота – 256
Поступок – 138, 150
Потребность – 103, 108 − эстетическая – 116, 123
Поэт (поэзия, писатель) – 134, 186, 187, 249-254
Прекрасное (красота) – 115, 121, 276
Пространство – 122, 241 − боязнь – 118, 201
Психология − 109 − искусства – 178, 179
Работа (художественная) – 213, 253, 254, 268 Развитие (рост) – 72, 73, 76 Регуляция (контроль) – 25, 26, 66, 67, 283
Речь (слово) – 8, 9, 11, 12, 140, 187, 253, 254 (см. Язык) Ритм – 95, 276
Роль – 23-25, 259-263, 281
Свобода – 109, 110, 123, 260
«Сердце» − 59, 64, 81, 244 Серьезное – 19-21, 23, 28 Символическое – 93
Симпатия – 77, 83, 84, 94, 101, 132, 163 − эстетическая – 103 Синтез – 12, 15, 19, 242
Ситуация – 8, 35-37 Смысл – 11, 21, 25, 88, 113
Сознание – 41, 64, 124, 170, 171, 283
Сон (сновидения) – 102, 188
Стиль – 22, 24-28, 110-112, 115, 119, 120, 136, 175, 206, 234
Страх – 202, 244
Субъект – 16, 37, 44, 86, 89, 136, 140 (см. Я) Счастье – 115, 119, 123, 125 Талант (гений) – 70, 87, 103
Творчество – 26, 36, 37, 65, 66, 74-76, 118, 254, 258 − и фантазия - 36 − и эмпатия – 29, 38, 39, 42-68, 110 Тело – 66, 81, 128, 139, 243, 257
Темперамент – 136 «Техника» (в искусстве) – 22, 32, 113, 134
«Точка зрения» − 43, 44, 52, 53, 101, 243, 254
Трагедия – 180, 181, 184, 185, 244
Трагическое – 80
Традиция – 102
Удовольствие – 84, 85, 94, 107-109 (наслаждение)
Установка – 40, 104, 149, 150
Фантазия – 35, 57,58, 260 − как единство воображения и эмпатии − 37
Форма (художественная) – 26, 27, 78, 91, 109-113, 121, 127, 138, 148-175
Функция – 138, 139, 218, 239, 240 Характер – 19, 27, 75, 103, 105, 233, 244, 250
Художник – 5, 19, 22, 24, 30, 133, 248, 263
 
Целое (цельность) – 145-149, 161, 235, 239, 247, 273
Ценность − эстетическая – 58 − формы – 116
Чувство (эмоция) – 19, 59, 60, 93, 106 − эстетическое – 133, 161 (см. Аффект)
Экстаз – 270, 271
Экстраверсия – 191
Эмпатия – 11, 17, 28, 36, 37, 60, 66, 67, 76, 77, 197, 209 − определение – 31-34, 38, 195, 196, 208 − проекция – 39, 40, 197, 200, 212 − вживание – 24, 58, 60, 86-89, 137-140, 144, 187, 188, 239, 243, 256, 278, 279 − вчувствование – 36, 104, 108, 137, 144, 175, 178-182, 239-243, 284 − одухотворение (одушевление, оживление, объективация) – 24, 68, 78, 79, 91-95, 106-110, 116, 117, 124-132, 135, 232, 233, 257, 261, 283, 284 − перенос (перемещение) – 91, 95, 179, 185, 213-228, 252, 269 − интроекция – 40, 277 − идентификация (слияние, отождествление, саморастворение, приобщение) – 24, 32, 33, 41, 77, 78, 81, 86, 96, 127, 232, 235, 236, 255, 271-273, 278, 279 − теории – 109, 110, 181-185, 201, 212, 213
Эмпатическая психология − сопереживание – 33, 59, 62, 65, 144-147, 161-165, 175, 258, 270, 278 − соаффект - 183 − сострадание – 80, 132, 244 − сочувствие – 79, 174, 281 − сопричастие ( соучастие, приобщение) – 88, 89, 95, 230, 269-274 − сооценка – 175 − сотворчество – 146
Энергия (интенсивность «ток») – 76, 87, 108, 131, 135, 251, 255
Эстетика (как теория) – 107, 114 − «экспрессивная» - 141-144 − «импрессивная» - 142
Я – 13, 16, 50, 85, 94, 123, − эмпатическое (Я - образ) – 32, 33, 38, 41, 45, 46 − «другое» («чужое») – 37, 93, 99, 103-105, 139, 231, 257, 261   − «раздвоение» - 256, 274, 280, 282 − эстетическое – 96 − художественное (стилевое) – 22, 25, 28, 125, 134, 251 − образ – 13, 52 (см. Личность. Субъект) Язык (искусства) – 10, 255, 256, 264, 284 (см. Речь)

 


 

Изд. БФРГТЗ «СЛОВО»
Лицензия ИД №00102 от 24.08.1999 г.

Подписано в печать 15.01.2010. Формат 60х90 1/16

Усл.печ.л. 18,375 Тираж 500 экз.

Отпечатано на множительном участке ООО «СИМС»

 


[1] И. С. Кон Проблема человеческого «Я» в психологии и литературе // НТР и развитие художественного творчества. — Л.,1980. — С. 31.

[2] См.: С. Маковский Мастерство Серова // Аполлон. — 1912. — № 10. — С. 11; И. Э. Грабарь Валентин Александрович Серов. — 1914. — С. 269; В. Дмитриев Облик Серова // Аполлон. — 1914. — № 6—7. — С. 27; Э. В. Эрнст В. А. Серов. — П., 1921. — С. 25; С. Маковский В. Серов. — П., 1922. — С. 8; Э. Голлербах В. Серов. Жизнь и творчество. — П., 1924.— С. 16; А. Эфрос Профили. — М., 1930; С. Яремич П. Серов. Рисунки. — Л., 1936. — С. 18; Б. В. Асафьев Русская живопись. Мысли и думы. — Л.—М., 1966. — С. 135; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1971. — Т. 1. — С. 30—34, 636; Валентин Александрович Серов.— М., 1974. — С. 9, 27.

[3] См.: М. Г. Ярошевский Категориальная регуляция научной деятельности // Вопросы философии. — 1973. — № 11. —С. 84—86.

[4] См.: М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — С. 305—306.

[5] См.: Е. Я. Басин К определению жанра портрета / Советское искусствознание. — М., 1986. — Вып. 20.

[6] См.: Б. В. Асафьев Избранные труды. — Т. 1. — М.,1952. — С. 70.

[7] См.: Э. В. Ильенков Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. — Вып. 6. — М., 1964. — С. 5—92; // Художественная деятельность (проблема субъекта и объективной детерминации). — Киев, 1980. — С. 77.

[8] См. об этом: М. Е. Марков Об эстетической деятельности. — М., 1958; М. Е. Марков Искусство как процесс — М., 1970; в наших статьях: К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. — М., . 1983; Чувство стиля // Искусство. — 1975. — № 2; Диалектика художественного творчества (личностный аспект) // Ежегодник Философского общества СССР, 1985. — М., 1986.

[9] См.: Т. П. Гаврилова Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 150. Ср. «Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания» (Краткий психологический словарь. — М., 1985. — С. 409).

[10] S. Marcus Empatia (cercetari experimentale), — Buc, 1971,61

[11] И. А. Джидарьян Эстетическая потребность. — М.,

1976. — С. 97-99.

[12] Л. И. Анциферова К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 5.

[13] Б. Е. 3ахава Мастерство актера и режиссера. — М.,1973. — С. 116, 158.

[14] Ср.: В. Л. Райков Направленное воспроизведение психического состояния творчества с помощью гипноза // Человек — творчество — компьютер. — М., 1987.

[15] J. P. Von de Geer A Psychological Study of Problem Solving. — Amsterdam, 1957. — P. 133.

[16] W. Z. Gordon Synectics. N. Y., 1961.

[17] А. А. Федоров-Давыдов Поиски больших образов // А. А. Федоров-Давыдов Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М., 1986.

[18] Н. А. Дмитриева Судьба Пикассо в современном мире // Советское искусствознание 82. — Вып. 2. — 1984. — С. 257.

[19] В.Н. Прокофьев Феномен Пикассо // В. Н. Прокофьев Об искусстве и искусствознании. — М, 1985. — С. 233—234.

[20] К. С. Станиславский Собр. соч. — М., 1959. — Т. 6.— С. 74—75; ср. также: Н. Н. Евреинов Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма в искусстве). — М., 1922. — Гл. V.

[21] С. Эйзенштейн Избр. произв. В 6-ти т. — М., 1966.— Т. 4. — С. 439.

[22] К. С. Станиславский Собр. соч. — Т. 6. — С. 82.

[23] V. Lоwenfеld and W. Z. Вгittem Creative and Mental Growth. Sixt. ed. N. Y., L., 1975.

[24] Ниже в книге приводится отрывок из первой части «Дхваньялоки», в котором сформулированы исходные положения теории дхвани.

Комментарии к тексту содержат ссылки на знаменитого комментатора «Дхваньялоки» Абхинавагупту.

[25] Абхинавагупта – знаменитый индийский философ.

[26] Цит. по кн.: Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957.

[27] См. отрывок об «Одухотворении» Вернон Ли, приведенный в данном томе. – Прим. составителя.

[28] Подобные идеи высказывали Гете и Гейне. Гете говорил Эккерману по поводу создания «Фауста»: «Не носи я в себе мира в силу антиципации, я и со зрячими глазами остался бы слеп, и все мои исследования и опыты оказались бы тщетным и мертвым трудом». (Eckermann: «Gesprache mit Goethe», 2005-6, Reclam, S.96-99). Гейне пишет: «У писателя, в то время, когда он создает свое произведение, в душе так, как будто он, согласно пифагорову учению о переселении душ, вел предварительную жизнь после странствования на земле под различными видами; его вдохновение имеет все свойства воспоминания». (См. «Мысли и заметки», Собрание соч. Гейне, издание Нива, т. IV, кн.12, стр. 308). Вагнер предполагает у поэта входящим в его творчество элементом «нечто субстанциальное, сверхопытные Идеи». «Пошлый мир думает, что удивительно отчетливые образы поэта возникли прямо из опыта и запечатлелись в его памяти». Между тем, творческие концепции опережают опыт.

[29] См. мою работу: «Вселенское чувство», изд. Вольфа.

[30] См. мою работу: «Проблема чужого Я», 1910, стр. 126.

[31] Школа Фрейда (в ряде работ Ранка, Рейка, Штекеля, Ковача и Ференци) подчеркивает половое влечение как глубочайший, хотя и скрытый импульс к перевоплощаемости.

[32] Следующая за этим попытка характеристики передает основные идеи теории Липпса отчасти дословно, в формулировках, которые! дает им сам Липпс в кратком резюме своего учения, опубликованном в январе 1906 г. в еженедельнике «Zukunft».

[33] Lipps. Aesthetik, p. 247.

[34] На Готфрида Земпера (1803—1870) часто ссылаются как на видного представителя «эстетического материализма», однако этот термин неверен в применении к доктрине Земпера как целому. Его основная работа «Der Stil in den technischen und tektonischen Künsten, odеr Praktische Aеsthetik» (2 od., 1860-1863) замечательна своим охватом проблемы u глубиной мысли.

[35] Моя работа во многих пунктах опирается на воззрение Ригля, как оно изложено в «Stilfragen» (1893) и в «Spätrömischen Kunstidustrie» (1901). Знакомство с этими произведениями для понимании моей работы если и не является безусловно необходимым, однако очень желательно. Если даже автор не во всех пунктах согласен с Риглем, то все же, что касается метода исследований, он стоит на той же самой почве и признателен Риглю за то, что книга эта явилась стимулом для моих рассуждений.

[36] Riеgl, Spätrömischen Kunstindustrie. Ср. Неinriсh Wölfflin, Renaissance und Barock (2 nd ed., p. 57). «Я, конечно, весьма далек от того, чтобы отрицать влияние технических условий на возникновение отдельных форм. Природа материала, способ его обработки, конструкция всегда оказывают влияние на архитектуру эпохи. Но что я мог бы прямо поддержать – как раз против некоторых современных тенденций – это то, что технические условия никогда не создают стиль, и там, где речь идет о подлинном искусстве, первичным всегда является чувство формы. Формы, вызванные к жизни техникой, не должны противоречить этому чувству формы; они могут сохраняться только там, где они подчиняются господствующему и независимому от техники вкусу».

[37] То, что мы теперь можем одухотворять даже пирамиды, не следует отрицать, так же как не следует отрицать вообще возможность одухотворения абстрактных форм, о чем мы ещебудем подробно говорить впоследствии. Однако все противоречит предположению, что этовлечение к одухотворению было сильным у творцов пирамид.

[38] В этой связи мы можем вспомнить, что боязнь пространства ясно обнаруживается в египетской архитектуре. С помощью бесчисленных колонн, которые не выполняют конструктивной функции, делается попытка разрушить впечатление свободного пространства и дать беспомощному взгляду посредством колонн уверенность в опоре. Ср. Riegl, Spätrömische Kunstindustrle, ch. I.

[39] Шопенгауэр. Соч. Т. I. С. 435, 1900.

[40] Lipps, Aesthetik, p. 249.

[41] Lipps, Aesthetik, p. 247.

[42] Эстетика Шопенгауэра представляет аналог такого понимания. Для Шопенгауэра счастье эстетического созерцания как раз в том и состоит, что человек в нем отделен от своей индивидуальности, от своей воли и остается только как чистый субъект, как ясное зеркало объекта. «И как раз поэтому занятый таким созерцанием человек больше не является индивидом, так как индивид потерял себя в таком созерцании; иначе, он есть чистый, лишенный воли, лишенный страданий, вневременный субъект восприятия» (Ср. 3-ю книгу «Мир как воля и представление»).

[43] Лучшее определение одухотворения, которое я когда-либо находил, дано Эдуардом Спренджером в работе «Types of Men» (trans. Pigors, Halle, 1928), pp.92-93: «Выражение, используемое Липпсом, что одухотворение есть объективированное наслаждение я, может быть неправильно понято, так как можно подумать, будто это я является реальным я, в смысле реально желающего, страдающего и действующего я. Но это уже совершенно другое, и действие одухотворения есть, очевидно, нечто полностью отличное от эстетического отношения. При эстетическом созерцании мы не обнаруживаем в отдельных предметах наше реальное я, а только «нечто физическое». Оживленность красного – это не наша оживленность, в специфическом объекте (например, в воспринимаемом или в представленном красном) имеется «нечто живое», и именно оно отражается и придает нашему я соответствующее качество. Нельзя назвать более точно эти познанные чувства как чувствами одухотворения. Наша душа в эстетическом состоянии воспринимает в объекте (наряду с качествами, которые могут быть концептуально определены) психически сопутствующие качества. Если мы остаемся в них конкретно, наша душа поднимается над реальной областью своей борьбы с внешним миром к свободному, витающему в воображении я. Внешние я также могут эстетически абсорбироваться. Однако ударение делается не на понимании или утверждении их индивидуального существования и поведения, а на психическом одухотворении нашей субъективности, которая развивается объектом и в объект.

[44] Вчувствование и сочувственная оценка сами по себе не носят еще эстетического характера. Содержание акта вчувствования этично: это жизненно-практическая или нравственная ценностная установка (эмоционально-волевая) другого сознания. Это содержание акта вчувствования может быть осмыслено и переработано в различных направлениях: можно сделать его предметом познания (психологического или философско-этического), оно может обусловить этический поступок (наиболее распространенная форма осмысления содержания вчувствования: симпатия, сострадание, помощь), и, наконец, можно сделать его предметом эстетического завершения. В дальнейшем нам придется коснуться более подробно так называемой «эстетики вчувствования».

[45] Впервые эссе было опубликовано в Confinia Psychiatrica, V.10. №1. 1967.

[46] В скобках указаны источники, приводимые в конце статьи.

[47] Карл Густав Юнг, в главе, посвященной данным понятиям, соотносит эмпатию с экстраверсией (= сосредоточенностью на внешних объектах, а абстракцию с интроверсией (= сосредоточенность на внутреннем мире мыслей, переживаний и т.п. Прим. перев.); [9, гл. 7]. Об эмпатии в эстетике XIX века см. [16, гл. IV].

[48] Серьезные доводы в поддержку кинестетической теории эмпатии содержатся в монографии [12].

[49] Когда приведенные высказывания появились в книге Канвейлера, вышедшей в 1963 году, меня приятно поразило их сходство с моими собственными мыслями, которыми я поделился с читателями в работе о воспринимаемой абстракции, опубликованной в 1947 году [2, с. 31 и след.]. Перевод высказываний Канвейлера на английский содержится в [5, с. 258]. Краткое изложение взглядов кубистов на «действительность» см. в книге [17].

[50] С.В. Образцов. Актер с куклой. М.-Л.: Искусство, 1938. С. 112.

[51] Если мы выясним, почему идентификация с материальным объектом представляется более нелепой, нежели отождествление с объектом живым, мы приблизимся к разгадке проблемы.

[52] В скобках римской цифрой указан том, арабской – страницы.

[53] – «Хотите верьте, хотите – нет» (франц.).

[54] – например (франц.).

[55] – грезы наяву (англ.).

[56] Психоаналитическая школа по этому пункту имеет свое истолкование. Отто Ранк (в книге «Das Trauma des Geburt») видит в этом эстрадном номере как бы образное воссоздание «появления на свет» – рождения человека. Характерно, что в немецком языке «роды» называются «Entbindung» – дословно «распутыванье» или «выпутыванье».

Увлекательность выходов из садовых лабиринтов и коридоров смеха, как и исходный миф о Минотавре и критском лабиринте, где он якобы жил, Ранк объясняет тем же. Подвергнуть эти предположения подробной критике здесь, к сожалению, не хватает места. Отмечаю их только для сведения. (Прим. С.М. Эйзенштейна).




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (742)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.07 сек.)