Б.В.Асафьев. Избранные труды
Т. 2. М., 1954 «Кто их знает – Шаляпин ему или он (Рахманинов) Шаляпину внушил секрет одухотворенности любого интервала» (296). Т.5. М., 1957 «Музыковед, анализируя партитуру, разбираясь в рукописи, должен слышать как композитор. Если он трактует исполнение, он обязан слышать, как исполнитель, понимая, что такое план исполнения и намерение исполнительское» (170). «Практика инструментальной полифонии… тогда инструмент был словно голос его «хозяина», его «второе я», и игра на нем становилась живой речью. Иначе, как этим образным пояснением, я не могу выразить своей мысли и сущности «предсимфонической полифонии» (194). «Композиторы же чаще всего слышат музыку не свою, как свою, исходя от своих привычек, и если таковые не сходятся с «встречным планом» слушаемого произведения, - оно для них едва ли не «враждебный объект», в котором надлежит усваивать лишь интересное для своей кухни» (203). Б.В.Асафьев. Русская живопись. Мысли и думы. М.,1966 «… «Христос» Крамского – выражение этой драмы, геройски им переносимой, что он себя увидел в этой фигуре мыслителя-интеллигента, создании его воображения…» (64-65). «…художники «Мира искусства» любили – они умели одушевлять. А это уже не «условщина», не «стилизация», самодовлеющая и рассудочная» (107). «…Серов… упорно стал доискиваться того, чтобы линия перестала быть лишь «пограничной мерой», а сама несла в себе одушевленность, чтобы в ней-то и сосредоточивался образ» (140). «Серов… «играя» в области, скажем, рисунка в образы тончайшей экспрессии, ища в одушевлении линий и форм сущность выражения…» (146). «Но памятники материальной культуры и прикладного искусства прошлого далеко не сразу и не у всех художников превращаются из «аксессуаров» в «живой язык истории». Только возросшее с пристальным изучением и вчувствованием «чутье исторического» могло содействовать такому превращению» (175). «…самое серьезное, самое трудное дело в живописи; не вид, не обозрение, не перспективную задачу, не фон к чему-то значительному, а пейзаж – самодовлеющее раскрытие жизненного в природе так, как человек ощущает это жизненное в себе» (196). УКАЗАТЕЛЬ имен
Абхинавагупта - 81 Августин - 80 Анандавардхана - 81 Антокольский М.М.- 11, 20, 103 Анцыферова Л.И.- 37 Арнаудов М. - 185 Аристотель – 79, 149 Арнхейм Р. – 185, 190, 212 Асафьев Б.В. – 21, 22, 27, 61, 283, 284 Бакушинский А.В. – 28 Баллоу Э. - 136 Бальзак О. – 56, 102, 185, 187, 248, 274 Бандура А. - 39 Барт Т. - 202 Басин Е.Я. – 21 Бах И.- 272 Бахтин М.М. – 6,8, 16, 54, 136, 175 Бенуа А.Н. – 14, 22, 26, 69 Бергсон А. - 142 Берк Э. - 82 Бернини Л. – 229 Бине А. - 136 Блонский П.П. - 51 Блэк У. - 104 Боас Ф. – 9 Бодуэн де К. - 9 Бозанкет Б. – 97 Брак Ж. – 203, 205 Брехт Б. – 53, 278 Броновски Дж. - 30 Брюсов В. - 27 Булгаков М.А. - 54 Бэк А. - 186 Вагнер Р. - 100 Валери П. – 202, 255 Ван Гог - 234 Ван де Хейр - 44 Васильев Ф.А. – 15, 61 Веласкес Д. – 14, 26, 47 Веронезе П. - 237 Винкельман И. - 90 Виппер Б.Р. – 47, 48 Витасек С. - 141 Вламинк М. - 253 Вордсворт У. - 249 Воррингер У. – 106, 185, 192, 194-196, 201-209 Врубель М.А. – 14, 15, 69, 70, 104 Вундт В. – 129, 142, 178 Выготский Л.С. – 25, 34, 72, 178 Габричевский А.Г. - 48 Гаврилова Т.П. - 31 Ганслик Э. - 142 Гартман В. – 96, 161, 202 Гаффрон М. - 212 Ге Н.Н. – 55, 237 Гегель Г. – 85, 142 Гейне Г. - 100 Генри Р. - 236 Гердер И. – 84, 181 Гете И. – 100, 101, 185, 198 Гилфорд Дж. – 29 Гильдебрандт А. - 142 Гоголь Н.В. – 55, 106, 156, 185 Гойя Ф. – 103, 106 Голлербах Э. – 14 Голубкина А.С. – 70, 74, 75, 238 Гомер – 102 Гомпертц Т. - 141 Гончаров И.А. - 45 Гордон В. – 30, 53 Го Си – 229 Грабарь И.Э. – 7, 11, 12, 15, 21, 27, 28, 42, 57, 60 Грильпарцер Ф. – 246 Гроос К. – 94, 142, 275 Гюйо Ж.-М. – 103, 137 Данте А. - 244 Дейнека А. - 43 Делакруа Э. - 235 Дерен А. – 69, 234 Дессуар М. - 136 Джидарьян Т.А. - 36 Джотто Б. - 198 Диккенс Ч. - 44 Дильтей В. - 104 Дин А. - 212 Диоген Л. - 244 Дмитриев В. – 13, 18 Дмитриева Н.А. - 63 Домье О. – 235, 275 Достоевский Ф.М. - 105 Дубровский Д.И. – 23, 33, 35, 36 Дьюи Дж. - 133 Дюбо Ж.-Б. - 244 Евреинов Н.Н. - 66 Жан-Поль - 245 Жид А. - 190 Захава Б.Е. – 38, 46, 47 Земпфер Г. – 111, 112 Зинченко В.П. - 39 Золя Э. - 66 Зощенко М.М. - 55 Израэльс И. - 235 Ильенков Э.В. – 16, 17, 30, 59 Каллистрат - 79 Канвейлер Д. – 205, 206 Кандинский В.В. – 65, 193, 203 Кант Э. – 6, 59, 207 Кардовский В.Д. - 72 Кестлер А. - 29 Китс Дж. - 249 Клее П. – 235 Кли П. – 203, 204 Клингер М. - 235 Коген Т. – 137, 147, 162 Кодуэлл К. - 134 Кон И.С. – 13, 23, 52 Копшицер М. – 18, 26 Корнель П. - 244 Коровин К.А. - 14 Котрелл - 32 Крамской И.Н. – 59, 236, 284 Крейтлеры К. и С. - 40 Кречфилд Р. - 29 Лазурский А.Ф. - 185 Ланге К. - 142 Лапшин И.И. - 99 Левитан И.И. – 15, 60-63 Леонардо да Винчи - 229 Леонтьев А.Н. – 24, 39 Ли В. – 98, 125 Либерман М. – 57, 235 Липпс Т. – 34, 37, 39, 91, 107-110, 122, 125, 129, 137, 142, 149, 155, 178-183, 198-201, Лихачев Д.С. – 56 Лотман Ю.М. - 8 Лотце Г. – 142 Лоуэнфелд В. – 72, 211, 212 Лук А.Н. - 68 Лукреций К. - 102 Майоль А. - 234 Маковский С. – 13, 19, 22, 23 Марк Ф. - 193 Марков М.Е. – 29, 31, 213 Маркус С. - 32 Маслоу А. - 37 Матисс А. – 233, 235 Медушевский В.В. – 45, 46 Мейерхольд В.Э. - 263 Мидлтон М. - 30 Микеланджело Б. – 229, 232 Милле Ж. - 231 Мондриан П. – 203, 207 Монтень М. - 82 Моэм С. - 45 Мюллер-Фрейенфельс Р. – 183-184 Натадзе Р.Г. - 40 Науман М. - 16 Нейгауз Г. - 71 Нестеров М.В. – 15, 62, 238 Образцов С.В. - 227 Овсянико-Куликовский Д.Н. - 105 Оллпорт Г. – 29 Ортега-и-Гассет Х. - 132 Остроумова-Лебедева А.П. - 238 Пастернак Б.Л. - 258 Петров-Водкин К.С. - 51 Пикассо П. – 14, 15, 60, 64, 65, 192, 202, 205, 212, 234 Пиросманишвили Н. - 10 Платон - 191 По Э. - 99 Пономарев Я.Л. - 65 Попов А.Д. - 50 Поспелов Г. – 28 Пришвин М.М. - 257 Прокофьев В.Н. – 15, 65 Прокофьев С.С. – 45, 46 Пропп В.Я. - 20 Прюдон П. - 231 Пудовкин В.И. - 267 Пушкин А.С. – 44, 105, 251 Пушкин В.Н. - 38 Ранк О. – 104, 272 Рагг Г. – 29, 37 Райков В.Л. – 41, 50 Раппопорт С.Х. - 57 Рафаэль С. – 14, 15, 205 Рахманинов С.В. - 283 Редон О. – 75 Рейдер М. - 136 Ренуар О. – 28, 57 Репин И.Е. – 8, 9, 13, 14, 20, 23, 34, 235 Рерих Н.К. - 13 Рибо Т. - 178 Ригль А. – 111-113, 119, 142 Рид Г. - 135 Роджерс К. – 29, 30 Роднянская И.Б. - 56 Роршах Г. - 198 Рубенштейн С.Л. - 35 Руо Ж. – 65, 233 Руссо Ж.-Ж. - 244 Салливан Г. – 197 Сарабьянов Д.В. – 7, 14, 19, 28, 48 Сепир Э. – 9 Сезанн П. – 192, 194, 203, 232 Серов А.Н. - 46 Серов В.А. – 7, 8, 16, 34, 48, 49, 55, 57 Сислей А. - 232 Сократ – 79 Соссюр Ф. - 9 Стайн Г. - 192 Станиславский К.С. – 65, 67, 71, 259, 279 Суриков В.И. – 55, 235 Сю Э. - 248 Терновец П. - 12 Титченер Е. – 36, 129, 198 Товстоногов Г.А. - 68 Толстой А.Н. - 251 Толстой Л.Н. – 44, 50, 51, 53, 101, 185, 250, 269 Туполев А.Н. - 53 Узнадзе Д.Н. - 35 Ульянов Н.П. - 19 Фаворский В.А. – 41, 239 Фальконе Э. - 231 Федоров-Давыдов А.А. – 61, 62 Федотов П.А. – 55 Ференци Ш. – 104 Фехнер Г. - 200 Фидлер К. - 142 Филострат Младший - 79 Фишер Р. – 142, 178, 181 Фишер Т. – 129, 142 Флобер Г. – 103, 246, 252, 274 Фолькельт И. – 20, 96, 142, 149, 155 Фрейд З. – 104, 197 Хайдеггер М. - 202 Хальс Ф. - 235 Хант У. - 232 Ходлер Ф. – 193 Христиансен Б. - 182 Челлини Ч. - 104 Чехов А.П. - 62 Чистяков П.П. – 14, 69, 71-76 Шаван П. - 194 Шагал М. - 65 Шаляпин Ф.И. – 280, 283 Шекспир В. – 134, 188, 258 Шелли П. – 134, 249 Шеллинг Ф. - 142 Шерозия Е. - 35 Шехтер И.Ю. – 8, 73 Шибутани Т. – 31 Шиллер Ф. – 25 Ши Тао - 229 Шкловский В.В. - 53 Шлегель Ф. - 245 Шопен Ф. – 46 Шапенгауэр А. – 121, 125, 142 Штраус И. – 270, 278 Щукин Б.В. – 46, 47, 51 Эйзенштейн С.М. – 56, 228, 263 Энсор Дж. - 73 Эрнст Э. – 14, 18, 19 Эфрос А. – 10, 18, 26 Юнг К. - 191 Юсманс Д. - 192 Якобсон Р. - 9 Яремич С.П. – 14, 15 Ярошевский М.Г. – 16, 17
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Изд. БФРГТЗ «СЛОВО» Подписано в печать 15.01.2010. Формат 60х90 1/16 Усл.печ.л. 18,375 Тираж 500 экз. Отпечатано на множительном участке ООО «СИМС»
[1] И. С. Кон Проблема человеческого «Я» в психологии и литературе // НТР и развитие художественного творчества. — Л.,1980. — С. 31. [2] См.: С. Маковский Мастерство Серова // Аполлон. — 1912. — № 10. — С. 11; И. Э. Грабарь Валентин Александрович Серов. — 1914. — С. 269; В. Дмитриев Облик Серова // Аполлон. — 1914. — № 6—7. — С. 27; Э. В. Эрнст В. А. Серов. — П., 1921. — С. 25; С. Маковский В. Серов. — П., 1922. — С. 8; Э. Голлербах В. Серов. Жизнь и творчество. — П., 1924.— С. 16; А. Эфрос Профили. — М., 1930; С. Яремич П. Серов. Рисунки. — Л., 1936. — С. 18; Б. В. Асафьев Русская живопись. Мысли и думы. — Л.—М., 1966. — С. 135; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1971. — Т. 1. — С. 30—34, 636; Валентин Александрович Серов.— М., 1974. — С. 9, 27. [3] См.: М. Г. Ярошевский Категориальная регуляция научной деятельности // Вопросы философии. — 1973. — № 11. —С. 84—86. [4] См.: М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — С. 305—306. [5] См.: Е. Я. Басин К определению жанра портрета / Советское искусствознание. — М., 1986. — Вып. 20. [6] См.: Б. В. Асафьев Избранные труды. — Т. 1. — М.,1952. — С. 70. [7] См.: Э. В. Ильенков Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. — Вып. 6. — М., 1964. — С. 5—92; // Художественная деятельность (проблема субъекта и объективной детерминации). — Киев, 1980. — С. 77. [8] См. об этом: М. Е. Марков Об эстетической деятельности. — М., 1958; М. Е. Марков Искусство как процесс — М., 1970; в наших статьях: К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. — М., . 1983; Чувство стиля // Искусство. — 1975. — № 2; Диалектика художественного творчества (личностный аспект) // Ежегодник Философского общества СССР, 1985. — М., 1986. [9] См.: Т. П. Гаврилова Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 150. Ср. «Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания» (Краткий психологический словарь. — М., 1985. — С. 409). [10] S. Marcus Empatia (cercetari experimentale), — Buc, 1971,61 [11] И. А. Джидарьян Эстетическая потребность. — М., 1976. — С. 97-99. [12] Л. И. Анциферова К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 5. [13] Б. Е. 3ахава Мастерство актера и режиссера. — М.,1973. — С. 116, 158. [14] Ср.: В. Л. Райков Направленное воспроизведение психического состояния творчества с помощью гипноза // Человек — творчество — компьютер. — М., 1987. [15] J. P. Von de Geer A Psychological Study of Problem Solving. — Amsterdam, 1957. — P. 133. [16] W. Z. Gordon Synectics. N. Y., 1961. [17] А. А. Федоров-Давыдов Поиски больших образов // А. А. Федоров-Давыдов Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М., 1986. [18] Н. А. Дмитриева Судьба Пикассо в современном мире // Советское искусствознание 82. — Вып. 2. — 1984. — С. 257. [19] В.Н. Прокофьев Феномен Пикассо // В. Н. Прокофьев Об искусстве и искусствознании. — М, 1985. — С. 233—234. [20] К. С. Станиславский Собр. соч. — М., 1959. — Т. 6.— С. 74—75; ср. также: Н. Н. Евреинов Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма в искусстве). — М., 1922. — Гл. V. [21] С. Эйзенштейн Избр. произв. В 6-ти т. — М., 1966.— Т. 4. — С. 439. [22] К. С. Станиславский Собр. соч. — Т. 6. — С. 82. [23] V. Lоwenfеld and W. Z. Вгittem Creative and Mental Growth. Sixt. ed. N. Y., L., 1975. [24] Ниже в книге приводится отрывок из первой части «Дхваньялоки», в котором сформулированы исходные положения теории дхвани. Комментарии к тексту содержат ссылки на знаменитого комментатора «Дхваньялоки» Абхинавагупту. [25] Абхинавагупта – знаменитый индийский философ. [26] Цит. по кн.: Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. [27] См. отрывок об «Одухотворении» Вернон Ли, приведенный в данном томе. – Прим. составителя. [28] Подобные идеи высказывали Гете и Гейне. Гете говорил Эккерману по поводу создания «Фауста»: «Не носи я в себе мира в силу антиципации, я и со зрячими глазами остался бы слеп, и все мои исследования и опыты оказались бы тщетным и мертвым трудом». (Eckermann: «Gesprache mit Goethe», 2005-6, Reclam, S.96-99). Гейне пишет: «У писателя, в то время, когда он создает свое произведение, в душе так, как будто он, согласно пифагорову учению о переселении душ, вел предварительную жизнь после странствования на земле под различными видами; его вдохновение имеет все свойства воспоминания». (См. «Мысли и заметки», Собрание соч. Гейне, издание Нива, т. IV, кн.12, стр. 308). Вагнер предполагает у поэта входящим в его творчество элементом «нечто субстанциальное, сверхопытные Идеи». «Пошлый мир думает, что удивительно отчетливые образы поэта возникли прямо из опыта и запечатлелись в его памяти». Между тем, творческие концепции опережают опыт. [29] См. мою работу: «Вселенское чувство», изд. Вольфа. [30] См. мою работу: «Проблема чужого Я», 1910, стр. 126. [31] Школа Фрейда (в ряде работ Ранка, Рейка, Штекеля, Ковача и Ференци) подчеркивает половое влечение как глубочайший, хотя и скрытый импульс к перевоплощаемости. [32] Следующая за этим попытка характеристики передает основные идеи теории Липпса отчасти дословно, в формулировках, которые! дает им сам Липпс в кратком резюме своего учения, опубликованном в январе 1906 г. в еженедельнике «Zukunft». [33] Lipps. Aesthetik, p. 247. [34] На Готфрида Земпера (1803—1870) часто ссылаются как на видного представителя «эстетического материализма», однако этот термин неверен в применении к доктрине Земпера как целому. Его основная работа «Der Stil in den technischen und tektonischen Künsten, odеr Praktische Aеsthetik» (2 od., 1860-1863) замечательна своим охватом проблемы u глубиной мысли. [35] Моя работа во многих пунктах опирается на воззрение Ригля, как оно изложено в «Stilfragen» (1893) и в «Spätrömischen Kunstidustrie» (1901). Знакомство с этими произведениями для понимании моей работы если и не является безусловно необходимым, однако очень желательно. Если даже автор не во всех пунктах согласен с Риглем, то все же, что касается метода исследований, он стоит на той же самой почве и признателен Риглю за то, что книга эта явилась стимулом для моих рассуждений. [36] Riеgl, Spätrömischen Kunstindustrie. Ср. Неinriсh Wölfflin, Renaissance und Barock (2 nd ed., p. 57). «Я, конечно, весьма далек от того, чтобы отрицать влияние технических условий на возникновение отдельных форм. Природа материала, способ его обработки, конструкция всегда оказывают влияние на архитектуру эпохи. Но что я мог бы прямо поддержать – как раз против некоторых современных тенденций – это то, что технические условия никогда не создают стиль, и там, где речь идет о подлинном искусстве, первичным всегда является чувство формы. Формы, вызванные к жизни техникой, не должны противоречить этому чувству формы; они могут сохраняться только там, где они подчиняются господствующему и независимому от техники вкусу». [37] То, что мы теперь можем одухотворять даже пирамиды, не следует отрицать, так же как не следует отрицать вообще возможность одухотворения абстрактных форм, о чем мы ещебудем подробно говорить впоследствии. Однако все противоречит предположению, что этовлечение к одухотворению было сильным у творцов пирамид. [38] В этой связи мы можем вспомнить, что боязнь пространства ясно обнаруживается в египетской архитектуре. С помощью бесчисленных колонн, которые не выполняют конструктивной функции, делается попытка разрушить впечатление свободного пространства и дать беспомощному взгляду посредством колонн уверенность в опоре. Ср. Riegl, Spätrömische Kunstindustrle, ch. I. [39] Шопенгауэр. Соч. Т. I. С. 435, 1900. [40] Lipps, Aesthetik, p. 249. [41] Lipps, Aesthetik, p. 247. [42] Эстетика Шопенгауэра представляет аналог такого понимания. Для Шопенгауэра счастье эстетического созерцания как раз в том и состоит, что человек в нем отделен от своей индивидуальности, от своей воли и остается только как чистый субъект, как ясное зеркало объекта. «И как раз поэтому занятый таким созерцанием человек больше не является индивидом, так как индивид потерял себя в таком созерцании; иначе, он есть чистый, лишенный воли, лишенный страданий, вневременный субъект восприятия» (Ср. 3-ю книгу «Мир как воля и представление»). [43] Лучшее определение одухотворения, которое я когда-либо находил, дано Эдуардом Спренджером в работе «Types of Men» (trans. Pigors, Halle, 1928), pp.92-93: «Выражение, используемое Липпсом, что одухотворение есть объективированное наслаждение я, может быть неправильно понято, так как можно подумать, будто это я является реальным я, в смысле реально желающего, страдающего и действующего я. Но это уже совершенно другое, и действие одухотворения есть, очевидно, нечто полностью отличное от эстетического отношения. При эстетическом созерцании мы не обнаруживаем в отдельных предметах наше реальное я, а только «нечто физическое». Оживленность красного – это не наша оживленность, в специфическом объекте (например, в воспринимаемом или в представленном красном) имеется «нечто живое», и именно оно отражается и придает нашему я соответствующее качество. Нельзя назвать более точно эти познанные чувства как чувствами одухотворения. Наша душа в эстетическом состоянии воспринимает в объекте (наряду с качествами, которые могут быть концептуально определены) психически сопутствующие качества. Если мы остаемся в них конкретно, наша душа поднимается над реальной областью своей борьбы с внешним миром к свободному, витающему в воображении я. Внешние я также могут эстетически абсорбироваться. Однако ударение делается не на понимании или утверждении их индивидуального существования и поведения, а на психическом одухотворении нашей субъективности, которая развивается объектом и в объект. [44] Вчувствование и сочувственная оценка сами по себе не носят еще эстетического характера. Содержание акта вчувствования этично: это жизненно-практическая или нравственная ценностная установка (эмоционально-волевая) другого сознания. Это содержание акта вчувствования может быть осмыслено и переработано в различных направлениях: можно сделать его предметом познания (психологического или философско-этического), оно может обусловить этический поступок (наиболее распространенная форма осмысления содержания вчувствования: симпатия, сострадание, помощь), и, наконец, можно сделать его предметом эстетического завершения. В дальнейшем нам придется коснуться более подробно так называемой «эстетики вчувствования». [45] Впервые эссе было опубликовано в Confinia Psychiatrica, V.10. №1. 1967. [46] В скобках указаны источники, приводимые в конце статьи. [47] Карл Густав Юнг, в главе, посвященной данным понятиям, соотносит эмпатию с экстраверсией (= сосредоточенностью на внешних объектах, а абстракцию с интроверсией (= сосредоточенность на внутреннем мире мыслей, переживаний и т.п. Прим. перев.); [9, гл. 7]. Об эмпатии в эстетике XIX века см. [16, гл. IV]. [48] Серьезные доводы в поддержку кинестетической теории эмпатии содержатся в монографии [12]. [49] Когда приведенные высказывания появились в книге Канвейлера, вышедшей в 1963 году, меня приятно поразило их сходство с моими собственными мыслями, которыми я поделился с читателями в работе о воспринимаемой абстракции, опубликованной в 1947 году [2, с. 31 и след.]. Перевод высказываний Канвейлера на английский содержится в [5, с. 258]. Краткое изложение взглядов кубистов на «действительность» см. в книге [17]. [50] С.В. Образцов. Актер с куклой. М.-Л.: Искусство, 1938. С. 112. [51] Если мы выясним, почему идентификация с материальным объектом представляется более нелепой, нежели отождествление с объектом живым, мы приблизимся к разгадке проблемы. [52] В скобках римской цифрой указан том, арабской – страницы. [53] – «Хотите верьте, хотите – нет» (франц.). [54] – например (франц.). [55] – грезы наяву (англ.). [56] Психоаналитическая школа по этому пункту имеет свое истолкование. Отто Ранк (в книге «Das Trauma des Geburt») видит в этом эстрадном номере как бы образное воссоздание «появления на свет» – рождения человека. Характерно, что в немецком языке «роды» называются «Entbindung» – дословно «распутыванье» или «выпутыванье». Увлекательность выходов из садовых лабиринтов и коридоров смеха, как и исходный миф о Минотавре и критском лабиринте, где он якобы жил, Ранк объясняет тем же. Подвергнуть эти предположения подробной критике здесь, к сожалению, не хватает места. Отмечаю их только для сведения. (Прим. С.М. Эйзенштейна).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |