Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.4. Оформление жилых и общественных помещений гостиниц



2015-12-07 3504 Обсуждений (0)
Тема 2.4. Оформление жилых и общественных помещений гостиниц 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.4.1. Интерьер и его влияние на качество обслуживания

 

Хорошо организованный интерьер помещений, чистота поме­щений — это внешние критерии качества обслуживания, по ко­торым клиенты сделают заключение о том, что на этом предприя­тии все в порядке и ему можно довериться.

Качество обслуживания подчиняется эффекту отборочного вос­приятия. Это означает, что одна и та же услуга воспринимается всеми потребителями по-разному вследствие индивидуальности их характера, интересов, личных качеств, а также ситуации, в которой происходит потребление услуги. К ситуационным особен­ностям восприятия качества относится конкретная обстановка. На­пример, при плохой погоде отдыхающие — клиенты курортных гостиниц — начинают обращать более пристальное внимание на оформление номера, мебель.

Красивые и удобные помещения не определяют ценности об­служивания в глазах потребителя, и, наоборот, непродуманный интерьер может повлечь за собой негативную реакцию потребите­ля. Гостиница сильно рискует своим имиджем, если не уделяет надлежащего внимания оформлению интерьера.

Конечно, цветовое решение помещений не оказывает прямого воздействия на обслуживание, но может повлиять на состояние человека, находящегося в этом помещении. Если влияние окажет­ся раздражающим, то этому потребителю будет трудно угодить, предоставляя какую-либо услугу. Недостаточное освещение может привести к головной боли гостя, но в целом он будет недоволен гостиницей, а не конкретной лампочкой.

Интерьер (от фр. intйrieur — внутренний) — внутреннее про­странство здания или помещения в здании (вестибюль, комна­та, зал). Но это не любое внутреннее помещение, а оформлен­ное архитектурно и художественно, т.е. имеющее задуманную организацию в соответствии с уровнем нашего понимания кра­соты и вкуса.

Очень хорошо, если уже при строительстве задумываются о внутреннем оформлении: как будет расположено оборудование, где будут проложены трубы, кабели, как можно будет использо­вать архитектурные детали, выступы, ниши. Правильная плани­ровка помещений, правильная расстановка мебели важны, на­пример, для экономии времени и безопасности передвижений.

Специфика гостиниц заключается в многообразии функций, которые на них возлагаются: это одновременно и жилое, и обще­ственное здание. Такая многоплановость назначения и определяет требования к благоустройству, меблировке, созданию интерьера. Естественно, что интерьеры различаются в зависимости от кате­гории номеров и класса отеля.

Только что построенные и сданные в эксплуатацию гостиницы отличаются современным дизайном и оснащением внутренних помещений. Через несколько лет эксплуатации ситуация меняет­ся: в некоторых помещениях заменили шторы, ковровое покры­тие, кое-где переставили мебель — и уже пропали качества, ха­рактерные для новой гостиницы. Чтобы этого избежать, не следу­ет вводить слишком разнородное оборудование, потому что по мере выхода из строя отдельные предметы заменяются современ­ными, которые не всегда соответствуют ранее подобранному для данного помещения оснащению.

В процессе проектирования гостиницы целесообразно согласо­вание действий между проектировщиком и заказчиком. Оно по­зволяет вносить необходимые коррективы в проект перед строи­тельством с учетом современных требований к оформлению гос­тиничных помещений.

Интерьер — понятие комплексное, оно объединяет архитек­турно-конструктивные элементы внутреннего пространства, цве­товое решение стен, пола, потолка, меблировку, декоративные ткани, произведения живописи, скульптуры, световое оформле­ние помещений, элементы малого озеленения и т.д. Композици­онное построение каждого отдельного здания, его интерьера и фасада определяется прежде всего его практическим назначением. В композиции интерьеров всех видов зданий имеются некоторые общие приемы и принципы. Основную задачу композиции внут­ренних помещений здания составляет максимум удобства для людей, целесообразность функционального процесса при эксплу­атации здания. Это определяется общей структурой плана здания, габаритными размерами помещений и расположением в них обо­рудования, наилучшей связью помещений, кратчайшими путями сообщения внутри здания, возможностью легкой и ясной ориен­тировки людей в здании и выполнением ряда специальных сани­тарных требований (освещенность, тепловой режим, вентиляция и др.) Художественные особенности интерьера, как и архитекту­ры здания в целом, зависят от эпохи, социально-бытового укла­да, назначения здания и его отдельных помещений, их значения в композиции.

Каковы же принципы решения интерьера? Классический метод решения дают работы великих русских архитекторов — для них интерьер неразрывно связан с внешним обликом здания, с кото­рым должен составлять единое гармоническое целое. Интерьер оп­ределялся внешним обликом здания. Это соотношение остается за­коном и сейчас. Правда, получил признание и метод контраста. Но и в том и в другом случае интерьер современной гостиницы дол­жен создавать у человека ощущение простора, света, комфорта.

Каких же закономерностей надо придерживаться при создании гостиничного интерьера?

1.При решении любого интерьера надо прежде всего исходить из его функционального назначения — чему он должен служить, т. е. идти от утилитарного к красивому, а не наоборот.

2.Все конструкции мебели, произведений искусства должны иметь строгую лаконичную форму. Строгие пропорции придают красоту любой вещи.

3.Любой интерьер должен создавать ощущение воздуха, света, простора.

4.Все элементы интерьера должны быть соразмерны и выпол­нены как бы в едином масштабе.

5.Необходимо соблюдать разумное чувство меры. Относительно цвета существуют целые теории о влиянии его

на психику человека. Различные цвета могут оказывать разное эмо­циональное воздействие (красный — побуждает к действию, си­ний — снижает жизненную активность, зеленый — нейтральный). За счет цвета можно зрительно расширить пространство, поднять потолки.

 

 

Экстерьер здания гостиницы

2.4.2. Экстерьер здания гостиницы

 

Экстерьер — внешний вид гостиничного здания — имеет боль­шое значение для туристов при выборе места размещения.

Существуют требования, определяющие вид здания, которые должны быть выполнены на этапе его проектирования.

Природно-климатические требования. Климат оказывает влия­ние на форму здания и архитектурные элементы. В районах с теп­лым климатом проектируют здания с большим количеством от­крытых пространств: балконы, лоджии, галереи, площадки для кафе, внутренние затененные дворики. В районах с суровым кли­матом должно быть больше закрытых пространств. Здания или их части соединяются закрытыми переходами. На рис. 3.1 и 3.2 изобра­жены гостиницы «Royal Kenz» (Тунис), в которой каждый жилой номер имеет балкон, и «Sokos» (Восточная Финляндия).

 

Рис. 3.1. Гостиница «Royal Kenz» (Тунис)

 

 

Рис. 3.2. Гостиница «Sokos» (Восточная Финляндия)

 

Психофизиологические требования. Все здания должны проек­тироваться с учетом антропометрических и эргономических дан­ных человека, от которых зависят высота этажей, расположение окон, высота и ширина дверных проемов и т.п. Национальные тради­ции и приемы строительства часто определяют форму и цвет зданий, наличие и характер конструктивных элементов и архитектурных деталей. На рис. 3.3 изображена гостиница «SonestaBeach» (Египет), построенного в мавританском стиле, характерном для страны.

Градостроительные требования. Застройка городов и других населенных пунктов происходит по плану развития района. Здания гостиниц должны быть экономичными и красивыми, должны со­здавать единый архитектурный ансамбль с существующими пост­ройками. При проектировании должны быть предусмотрены места подключения к инженерным сетям.

Внешний вид гостиничного здания имеет большое значение с точки зрения рекламы. В рекламных буклетах размещают фотогра­фии гостиничных зданий, вестибюлей, номеров, прилегающей территории, по которым клиент выбирает гостиницу. Поэтому очень важно, чтобы экстерьер гостиницы был представительным, эстетическим и хорошо запоминающимся. Как достигает архитек­тор необходимого эффекта? Существуют основные художествен­ные средства проектирования.

Требования к форме здания и его элементам. Первоначально здания гостиниц строились в виде массива, отдельно располагае­мого или сопряженного с окружающими общественными и жи­лыми зданиями. Длительный поиск наилучших планировочных ре­шений привел к созданию композиции, специально предназна­ченной для видов деятельности, выполняемых в гостинице. Поме­щения для ночевки туристов обособляются от помещений, свя­занных с оказанием им иных услуг. Соответствующие помещения распределяются в различные функциональные (архитектурные) блоки (см. гл. 1).

Многие проектировщики гостиничных зданий стараются найти такую форму здания, чтобы она резко выделялась среди остальных и имела архитектурное своеобразие. С этой целью проектируются высотные гостиничные здания, здания необычной формы.

 

 

Рис. 3.3. Гостиница «SonestaВеасп» (Египет)

 

Архитектура гостиничных зданий зависит от назначения гос­тиницы. Гостиницы, расположенные в живописных местах, чаще всего имеют небольшую этажность, и их архитектура не должна подавлять и принижать окружающую природу. Для мотелей и кем­пингов выбираются постройки типа павильонов, на участке дол­жно быть достаточно места для стоянок машин.

Архитектор может сделать форму тяжелой или легкой, спокой­ной или динамичной, однотонной или цветной, добиваясь при этом, чтобы отдельные части здания согласовывались между со­бой и со всем зданием в целом. Такое согласование приводит к единому впечатлению гармонии.

Одни здания имеют симметричную композицию, другие — асимметричную. Организационное значение принадлежит ритму, т. е. четкому распределению повторяющихся в определенном по­рядке элементов и деталей здания: выступов, колонн, окон, плос­костей стен, скульптур. Чередование элементов в вертикальном направлении называется вертикальным ритмом, он придает зда­нию легкость, устремленность вверх. Чередование деталей в гори­зонтальном направлении — горизонтальный ритм — придает зда­нию приземистость, устойчивость.

Требования к освещению и цвету. Большая роль в выявлении формы здания и его деталей, в создании выразительного архитек­турного образа принадлежит освещению. Игра света и тени под­черкивает композиционные особенности сооружения, придает ему более живописный вид. Здание может освещаться прожекторами с противоположных зданий или осветительные установки могут быть вмонтированы в фасадную стену. Соответствующий эффект создает и освещение внутренних общественных помещений в ве­чернее время.

Широко используется в архитектуре цвет. В странах северных широт для окраски отдельных деталей фасадов применяются бо­лее яркие цвета, так как там трудно надеяться на постоянную игру света и тени. С помощью цвета можно выделять отдельные элементы здания. Гостиница может по цвету составлять единый ансамбль с расположенными рядом зданиями или выделяться среди них.

Определенную роль в организации экстерьера гостиницы иг­рают визуальные средства. Здесь применяют болынеформатные эк­раны, свето-графические средства, установки «бегущая строка», указатели, условные знаки и обозначения.

Требования к главному входу в гостиницу. Характер архитек­турной отделки главного входа зависит от вида гостиницы. Ар­хитектурное решение входа в гостиницу может иметь различ­ный масштаб от монументального и претенциозного до скром­ного, почти магазинного. Входная стена обычно застеклена и отодвинута относительно внешней стены здания. Вход чаще всего не очень высокий, несколько ступенек.

 

Рис. 3.4. Вход в гостиницу «Imperial Marhaba» (Тунис)

 

Перед входом следует расположить нишу с козырьком, защищающую от непогоды вхо­дящих в гостиницу. В гостинице должен быть отдельный вход в ресторан. На рис. 3.4 показан вход в гостиницу «ImperialМагпаЬа» (Тунис), который создает эффект приглашения для входящих.

Прилегающая территория должна быть благоустроена, озеле­нена. Для этого используются скульптуры, фонтаны, бассейны, спортивные сооружения, пляжи.

Здания гостиниц строятся с использованием различных строи­тельных материалов: железобетона, стекла, алюминиевых отде­лочных конструкций, камня, кирпича. Часто сама кладка может быть красива, но можно применять и облицовку плиткой или мо­заичными панелями, штукатурить, а потом покрасить. В зависи­мости от района строительства выбирают материалы, обеспечи­вающие необходимые теплофизические свойства.

 

2.4.3. Цветовое решение интерьера жилых и общественных помещений гостиниц

 

Цвет — одна из важнейших характеристик среды. Цвет придает помещению индивидуальность, оказывает влияние на эмоциональ­ное состояние и ощущения человека, изменяет пропорции и раз­меры пространства, корректирует влияние внешней среды.

Научные исследования показали, что в природе есть только три цвета (желтый, красный, синий), которые не входят в состав друг друга. Все остальные цвета получаются путем попарного сме­шения цветов. В практической работе удобно для сравнения и со­поставления видеть все цвета с изменениями по светлоте и тону. Для этого используют цветовой круг Гете, названный так по име­ни основоположника в области исследований цвета.

Гете утверждал, что все цвета располагаются между двумя полю­сами и поэтому их можно разделить на теплые и холодные. Крас­ный, желтый, оранжевый, коричневый цвета ассоциируются с солнцем и поэтому являются теплыми. Холодными считают цве­та, которые напоминающие снег, лед, — голубой, синий, сире­невый и т.п. В помещении, окрашенном в теплые цвета, всегда кажется теплее.

Цвет оказывает существенное влияние на наше ощущение про­странства, зрительное восприятие размеров, высоты, пропорций помещения. Это объясняется тем, что наш глаз устроен таким обра­зом, что он по-разному воспринимает разные группы цветов. Например, некоторые цвета, такие как красный, оранжевый, жел­тый, воспринимаются как приближающиеся к зрителю, выступа­ющие вперед. Они и называются выступающими. Поэтому если окрасить стены помещения в эти цвета, то оно будет казаться меньше, чем оно есть в действительности.

Другие цвета — голубовато-зеленые, голубые, сиреневые — ощущаются глазом как удаляющиеся, как бы отступающие. Они называются отступающими цветами. Помещения, окрашенные в эти цвета, будут производить впечатление более просторных. Эти оптические свойства цвета можно использовать для того, чтобы изменить впечатление от неудачных пропорций, например зри­тельно приблизить торцевые стены коридора или узкой комнаты, окрасив их теплым выступающим цветом. Окраска выступающих из плоскости светлой стены конструктивных элементов в темный цвет подчеркивает их размеры. Окраска выступающих из темной стены элементов в светлые тона скрадывает их размеры, они ка­жутся тоньше.

При определении цветового решения необходимо учесть, что цвета по-разному влияют на работоспособность и настроение человека.

При выборе цвета следует обращать внимание на ориентацию помещения. Если окна выходят на север, северо-восток, северо-запад, т.е. туда, где солнца не бывает, необходимо использовать теплые цвета. Если же окна выходят на солнечную сторону, то можно окрасить помещение в холодные цвета. В затененных поме­щениях, расположенных на первых этажах, лучше использовать светлые тона, тогда в помещении будет светлее.

Существуют определенные приемы создания цветовой гармо­нии при отделке помещений, основанные на использовании за­кономерностей цветового круга.

Первыйприем заключается в сочетании оттенков одного цвета или нескольких цветов, расположенных в цветовом круге близко друг к другу. В этом случае гармония строится на соотно­шениях цветов. Большие, доминирующие поверхности — пол, стены, потолок — отделываются в мягких, светлых тонах. Для мебели и декоративных тканей могут быть применены более на­сыщенные тона этих же цветов. Прием мягких сочетаний близких цветов наиболее часто применяется в интерьере, создавая спо­койную, благоприятную обстановку для отдыха и занятий. Осо­бенно уместен этот прием в небольших помещениях, какими и являются номера гостиниц. Пространство помещения и напол­няющие его предметы объединяются цветом и создают цельную, нераздробленную цветовую среду.

Основной фон, на котором смотрятся все предметы обстанов­ки, — стены. На них и нужно обратить особое внимание. Проще всего окрасить стены небольшого номера в нейтральные приглу­шенные тона, которые заведомо будут гармонировать с цветом мебели и тканей.

Второйприем цветового решения интерьера заключается в сочетании контрастных дополнительных цветов. Дополнитель­ными называются цвета, противолежащие друг другу в цветовом круге Гете (красный — зеленый, синий — желтый, фиолетовый — оранжевый).

Третийприем состоит в сочетании хроматических и ахро­матических (бесцветных — белого, черного, серого) цветов. При этом следует избегать пестроты, ограничивая отделку двумя-тре-мя хорошо сочетающимися цветами.

Цветовое решение жилых номеров гостиниц необходимо вы­бирать с учетом гигиенических требований. Окрашенные в свет­лые тона помещения легче содержать в чистоте.

Номера гостиниц могут быть квадратными или удлиненными, заставленными мебелью. Поэтому для них необходимо выбирать такую цветовую гамму, при которой они производили бы впечат­ление просторных, незагроможденных.

К цветовому решению и отделке санузлов также предъявля­ются специфические требования. Сравнительно небольшое по­мещение санузла, как правило, не имеющее естественного ос­вещения, рекомендуется отделать плиткой светлых тонов (свет­ло-желтой, голубой, розовой, белой). Цвет плитки может соот­ветствовать цвету санитарного оборудования, но может решаться и как фоновая отделка для приборов, сочетающаяся с цветом стен. Если для отделки стен применяется плитка с рисунком, то полы лучше сделать одноцветными. Для санузлов, оборудо­ванных большим количеством приборов, мебели, дополнитель­ными предметами, большое значение имеет единое цветовое решение.

Цвет можно использовать как средство, которое помогает при­езжающим лучше ориентироваться, например, в больших гости­ницах этажи окрашивают в разные цвета.

Цветом можно выделить место дежурного администратора, лифтовые холлы, места отдыха в вестибюле.

 

Световое решение интерьера жилых и общественных помещений гостиниц. Параметры светового климата. Виды освещения и осветительных приборов. Использование искусственного освещения в гостинице.

 

 

2.4.4. Световое решение интерьера жилых и общественных помещений гостиниц

 

Параметры светового климата

 

Освещение — важный элемент интерьера, так как имеет утили­тарное и эстетическое значение. Свет оказывает психофизиологи­ческое и эстетическое воздействие на человека. Более 80 % полу­чаемой человеком информации приходится на долю зрительного аппарата, нормальное функционирование которого связано с осо­бенностями освещения. Свет может влиять на общее психическое состояние человека, частоту пульса, обмен веществ. Умелое ис­пользование света позволяет украсить помещение, сделать его ком­фортабельнее. Свет дает возможность формировать интерьер по­мещения и одновременно скрывать в тени некоторые его участки.

Для создания зрительного комфорта (оптимальных зрительных условий для осуществления различных видов деятельности, вос­приятия и эмоциональной выразительности) следует преду-смот-реть при проектировании зданий и помещений естественное ос­вещение и его регулирование (для этого учитывают инсоляцию и применяют светорассеивающие шторы и жалюзи), а также пра­вильно организовать искусственное освещение.

Все световые параметры определяются как довольно сложные физические величины, изучаемые специальной наукой — свето­техникой.

Насыщенность. Насыщенность пространства светом считается достаточной, если не возникает желания убавить или прибавить света.

Насыщая интерьер светом, необходимо обратить внимание на одно существенное обстоятельство — влияние равномерности осве­щения на создание комфорта. Исследования показали, что излишняя равномерность освещенности негативно сказывается на комфортности восприятия пространства. Равномерность освеще­ния порождает однообразие, вызывает психологический диском­форт, преждевременное утомление. Световая насыщенность и рав­номерность освещения должны сочетаться с возможностью их уменьшения, изменения освещенности, распределения световых потоков в соответствии с характером бытовых процессов, прохо­дящих в помещении.

Очевидно, что необходимо иметь возможность изменять на­сыщенность и уровень освещенности отдельных элементов инте­рьера. Прием гостей потребует большей освещенности, соот­ветствующей приподнятому настроению, активности, веселью. Спокойный отдых требует уменьшения света.

Динамического регулирования насыщенности светом можно добиться при помощи световых регуляторов различной конструк­ции и мощности, совмещенных с включателем или устанавлива­емых отдельно. Поворот ручки регулятора или простое касание (в зависимости от конструкции прибора) позволяет регулировать освещенность.

Освещенность рабочих плоскостей и пространств. Необходимо соответствие уровня освещенности какой-либо зоны определен­ному нормированному уровню, который отвечает сложности осу­ществляемых бытовых процессов. Работы различной сложности тре­буют различных уровней освещенности: работа за письменным столом — 300— 150 лк; чтение — 200—100 лк; рукоделие — 400 — 200 лк (а шитье черной ткани черными нитками — до 3000 лк); туалет, косметика — 200—100 лк; рисование или другие графи­ческие работы — 300—500 л к. Добиться комфортной освещеннос­ти можно, выбрав правильную световую отдачу прибора (мощ­ность источника), удаленность источника света от рабочей поверх­ности, угол падения светового потока.

Распределение яркости в пространстве. Яркость — величина, характеризующая уровень светового ощущения. Яркость того или иного элемента интерьера зависит от уровня освещенности, ха­рактера и цвета поверхности предметов.

Светлые тона поверхностей интерьера обладают большей яр­костью по сравнению с темными поверхностями той же освещен­ности. Поэтому ощущения большей освещенности интерьера можно добиться не только за счет большой насыщенности светом, но и применяя светлые тона отделки. Выбирая тот или иной характер отделки мебели, цвет тканей, нужно помнить, что темные тона потребуют большей насыщенности интерьера светом. В спальне уместен слабо освещенный потолок, менее яркий, чем стены.

Отражающие свойства поверхностей. Наименьшей отражающей способностью и соответственно большей яркостью обладают глад­кие полированные поверхности, меньшей яркостью — шерохова­тые, ворсистые поверхности, имеющие более глубокую фактуру. Последние отражают падающий на них свет по разным направле­ниям и кажутся более темными, чем гладкие поверхности того же цвета и освещенности.

Блесткость — слепящее ощущение яркости, значительно пре­вышающей яркость окружения. Это ощущение может привести к изменению цвета поверхности или его потере. Блесткость может быть отраженной, например слепящее ощущение от зеркальной поверхности, связанное с прямым отражением в ней источника света. Такое явление может быть связано с отражением на гладкой поверхности более яркой поверхности потолка. Блесткость совер­шенно неприемлема в рабочих зонах. Исключить это явление можно за счет тщательного выбора направления светового потока, отра­жающих характеристик поверхностей, конструкции отражателей и рассеивателей светильников. Обилие в интерьере гладких поверх­ностей, стекла, зеркал создает парадное ощущение и поэтому очень популярно. Однако блесткость, которой в данном случае очень трудно избежать, создает зрительный дискомфорт, а длительное пребывание в такой атмосфере может стать утомительным.

Контраст яркости поверхностей, находящихся в зоне видимос­ти. В целях снижения утомляемости такой контраст должен быть минимальным. По данным специалистов, яркость рабочей зоны должна быть не более чем в 5 раз выше яркости окружения. Работа за ярко освещенным письменным столом или просмотр телепере­дач в темной комнате приводит к быстрой утомляемости. Обеспе­чивая высокую яркость рабочей зоны, не следует исключать фо­новое освещение.

Таким образом, распределение яркости в интерьере благодаря размещению осветительных приборов и выбору мощностей источ­ников света может стать средством создания некоторых зрительных эффектов — изменения в какой-то мере восприятия пространства. Например, высокая равномерная насыщенность светом помещений при светлом фоне поверхностей зрительно увеличивает объем поме­щения, повышенная яркость потолка и верха стен способствует зри­тельному увеличению высоты помещения, высокая освещенность противоположной наблюдателю стены зрительно приближает ее.

Цветность. Каждый источник света обладает цветностью, т.е. в зрительной части спектра его излучения преобладают те или иные тона. Наиболее комфортны источники света, приближающиеся по своей цветности к солнечному природному освещению. Это тра­диционные лампы накаливания, излучающие свет теплых оттен­ков красно-желтой части спектра. Для люминесцентных ламп ха­рактерен свет холодных оттенков сине-зеленой части спектра. Цвет­ность излучения зависит также от мощности источника света: чем выше мощность, тем зона его излучения более холодная.

В зависимости от цветности свет в интерьере способен выяв­лять, подчеркивать или, наоборот, нивелировать цвет поверхнос­ти. Свет подчеркивает те цвета в интерьере, которые соответству­ют его цветности. Так, лампы накаливания выявят красно-корич­невые, желтые тона обстановки, отделки, а холодные (зеленова­то-синие) потеряют свой цвет, станут невыразительными, серы­ми. Противоположный эффект даст люминесцентная лампа. Иска­жение света в зависимости от освещения необходимо учитывать при формировании интерьера.

Тенеобразование. Определенное значение для формирования световой среды имеет тенеобразование. Ощущение естественнос­ти света достигается в том случае, когда предметы отбрасывают тень аналогично природному окружению. Это выявляет форму пред­мета, подчеркивает его фактуру. Чрезмерно высокая насыщенность светом, многочисленные пересечения световых потоков создают неестественно яркую среду без выявленных теней, способствую­щую быстрому зрительному утомлению.

 

Виды освещения и осветительных приборов

 

Для сознательного формирования светового климата необхо­димо помнить, что на зрительный комфорт влияют не только мощ­ность и количество света, но и характер распространения свето­вых потоков, который зависит от размещения и типа отражающих частей светильников. Эти факторы определяют различные виды освещения.

По характеру распределения светового потока освещение мо­жет быть:

•прямое — световой поток падает на освещаемую площадь не­посредственно от источника. Прямой световой поток создает вы­сокую местную освещенность, позволяет максимально использо­вать мощность источника света. При этом образуются четкие тени, контрастные освещаемой поверхности;

•отраженное — световой поток падает на освещаемую поверх­ность, отражаясь от какой-либо поверхности. Отраженный свет более мягкий и не дает четко очерченных границ теней.

Благоприятный световой климат возможен лишь при сочета­нии этих видов освещения.

Все бытовые осветительные приборы ориентированы на тот или иной вид освещения. Прямое или преимущественно прямое освещение используют для местного освещения. Светильники от­раженного или преимущественно отраженного света целесообразно использовать для общего освещения.

Освещение может быть общее — для освещения всего помеще­ния, или местное — для освещения части помещения (какой-либо функциональной зоны, рабочей плоскости).

В помещении небольшой площади возможно совмещение об­щего и местного освещения. Например, в ванной комнате све­тильник, располагаемый у зеркала, может освещать зону зеркала (туалета) и помещение в целом. Иногда можно ограничиться лишь общим освещением, например в коммуникационных простран­ствах: лестницах, коридорах или в подсобных помещениях. Во всех других помещениях наиболее рационально использовать комби­нированную систему освещения, в противном случае будет созда­на психологически неблагоприятная обстановка.

Комбинированная система освещения предполагает наряду с общим освещением местное освещение отдельной зоны и полу­чила название зонального освещения интерьера. Зональное осве­щение решает две задачи: практическую и эстетическую (создает выразительность световой среды). Варьируя в различных сочета­ниях освещением отдельных зон и помещения в целом, можно добиться большого разнообразия световых эффектов.

Различают три вида местного освещения:

•рабочее — его задача как преимущественно местного создать зрительный комфорт в зоне работы путем приближения источни­ка света к рабочему пространству. Рабочее освещение требует вы­сокого уровня освещенности и равномерного распределения све­тового потока на рабочей плоскости. Наиболее целесообразен здесь направленный или преимущественно направленный вид освеще­ния;

•ориентирующее — существуют, например, специальные ори­ентирующие светильники: ночники, создающие минимальный уровень освещенности;

•декоративное — представляет собой световой акцент, под­черкивающий общий эстетический замысел. Это могут быть цвет­ные декоративные светильники, выполняющие в темное время суток роль декоративного света — цветового пятна, или светиль­ники направленного света, подчеркивающие тот или иной эле­мент интерьера — подсвет гардин, предметов декоративно-при­кладного искусства и т.д.

Важнейшая практическая задача формирования светового кли­мата — подбор и размещение светильников, которые бывают об­щего, местного, комбинированного, декоративного, ориентиру­ющего освещения. Светильники выполняют также декоративную функцию.

Светильником называется устройство, сочетающее в себе ис­точник света (лампу) и осветительную арматуру (абажур, рассеи-ватель), которое перераспределяет свет лампы в пространстве и преобразует его свойства.

Конструкция различных типов осветительных приборов, обес­печивающая размещение источников света в определенной точке пространства, усиливает световой поток за счет специальных от­ражателей, исключает слепящую яркость источников света за счет различных рассеивателей. Современные осветительные приборы обеспечивают возможность изменения направления светового по­тока благодаря различным подвижным элементам конструкций.

В связи с тем что прямой свет создает значительный контраст яркостей, а при отраженном свете нерационально используется мощность источника света, чаще всего разрабатываются комби­нированные светильники преимущественно прямого или преиму­щественно отраженного освещения. Это достигается сложной, спе­циально прорабатываемой формой оптической части, примене­нием матовых полупрозрачных абажуров, рассеивателей, отража­телей. Материалом для них служат пластмассы, стекло, ткани.

Наиболее рациональны с точки зрения максимального исполь­зования мощности светильники со светлой и блестящей внутрен­ней частью отражателей.

На рис. 3.5 приведены различные типы светильников, приме­няемых в гостиницах. Потолочные плафоны применяют в поме­щениях небольшой высоты, они бывают с одной или нескольки­ми лампочками, помещенными за рассеивателями из стекла или пластмассы. Подвесные светильники чаще всего имеют рассеиватели и отражатели.

Светильники общего освещения, как правило, устанавлива­ются в центре потолка. В протяженных помещениях большой пло­щади возможно использование двух потолочных светильников. Такие светильники должны обеспечивать равномерное освещение всего пространства. Для этой цели применяют традиционные мно­горожковые и компактные люстры с несколькими световыми эле­ментами на одной штанге, хрустальные люстры и т. п. В спальнях для общего освещения можно использовать настенные светиль­ники комбинированного освещения типа бра.

Светильники местного освещения очень разнообразны. Они могут быть напольные, настольные, настенные, подвесные. Эти светильники должны давать направленный световой поток, рас­считываемый на высокую освещенность небольшой части про­странства.

 

 

Рис. 3.5. Типы светильников:

1— потолочные; 2—настольные; 3—настенные; 4—напольные; 5— встроенные; 6—подвесные; 7— пристроенные

 

Рабочие светильники местного освещения предполага­ют подвижную конструкцию.

Светильники комбинированного освещения совмещают функ­ции местного и общего освещения за счет большой и специально проработанной конструкции оптической части.

Декоративные свойства света используют иногда в специаль­ных светильниках, не несущих утилитарных функций. Используе­мые в качестве элементов убранства декоративные светильники изготавливают с применением цветного стекла и пластмасс, ке­рамики, различных видов рассеивателей, которые могут давать интересные световые эффекты. Но такие светильники нельзя ис­пользовать в качестве источников общего и рабочего света. Осве­тительные приборы экспозиционного освещения, служащие для подсветки отдельных элементов интерьера (шторы, картины, пред­меты убранства), изготавливают в виде компактных приборов, да­ющих узкий световой поток.

Светильники иногда группируют в единую систему — освети­тельную установку.

К ним относятся:

•установки, где каждый светильник используется как само­стоятельный элемент, например подвесные светильники, плафо­ны, люстры, бра;

•установки, собранные из групп светильников: световые по­лосы, панели;

•установки, в которых нельзя выделить отдельные светильни­ки, например световые карнизы, светящиеся потолки и другие устройства, где светильник скрыт от глаз наблюдателя.

Светящиеся элементы осветительной установки делятся на три типа: точечные, линейные и поверхностные.

Осветительные установки с точечными светильниками могут использоваться самостоятельно или в сочетании с другими све­тильниками. Точечный светильник с зеркальной лампой накали­вания может дать в зависимости от. конструкции ясно видимый сноп света и четко очерченный круг на освещаемой поверхности или световое пятно с размытыми краями.

Установки со встроенными светильниками и плафонами дают относительно равномерное освещение поверхности. При необхо­димости светильники могут собираться в линии, блокироваться в световые панели, усиливая освещенность.

Светящиеся поверхности занимают всю плоскость потолка или его большую часть (более 60 %). В этих поверхностях используют явление отражения или пропускания света. Фактура светящейся поверхности зависит от материала рассеивателя — гладкие по­верхности молочного стекла, узорчатого, рифленого, литого, при­зматического, формованных пленок. Широко применяют решет­ки из светопропускающего и непрозрачного материала.

При отражающих потолках фактура их поверхности также мо­жет быть различной: гладкой, шероховатой и т. п. Светящиеся по­толки дают ровный рассеян



2015-12-07 3504 Обсуждений (0)
Тема 2.4. Оформление жилых и общественных помещений гостиниц 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.4. Оформление жилых и общественных помещений гостиниц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)