Доверительные интервалы для математического ожидания и дисперсии
Пусть с испытанием связана случайная величина с неизвестными числовыми характеристиками (а, D) и пусть по выборке (40) вычислены оценки Зададимся числом р в интервале (0,1).
Теорема. В указанной ситуации при достаточно большом объеме выборки с вероятностью р имеют место неравенства (44) . (45) Интервалы (44), (45) называются доверительными интервалами для математического ожидания и дисперсии. Число р называется уровнем доверия или доверительной вероятностью. Здесь n-объем выборки, -квантили распреде-лений Пирсона и Стьюдента. Указанные интервалы иногда называют интервальными оценками для математического ожидания и дисперсии. Пример. Выполнена выборка значений случайной величины объема n = 25 и вычислены состоятельные несмещенные оценки для математического ожидания и дисперсии: Найти доверительные интервалы для математического ожидания и дисперсии с уровнем доверия р = 0,95. В силу неравенств (44), (45) с р = 0,95 имеют место интервальные оценки: ; .
По таблице квантилей (IV, V) найдем: . Подставляя эти значения, получим: с вероятностью 0,95 верны неравенства: Общая схема проверки гипотез по данным опыта
Пусть исследователем выдвинута по некоторым соображениям гипотеза Н и требуется проверить справедливость этой гипотезы по данным опыта. Укажем правило (схему) проверки гипотезы, разработанную в математической статистике. Пусть построена статистика (функция от выборки) со следующим свойством: если гипотеза Н верна, то известен закон распределения случайной величины Z. 1. Задаются малым числом , (например, a = 0,01 или a = 0,05) и находят множество V значений случайной величины Z такое, что
. (46)
Z V
2. Производят выборку и вычисляют значение Z по этой выборке. Обозначим его . Возможны два случая:
V V Гипотеза отвергается Гипотеза принимается
Комментарии: В первом случае гипотеза не согласуется с данными опыта, т.к. при этой гипотезе вероятность попадания Z в область V ничтожно мала (46). В этом случае говорят: расхождение гипотезы с данными опыта значительно. Во втором случае гипотеза согласуется с данными опыта, т.к. при этой гипотезе вероятность попадания в область равна . Расхождение гипотезы с опытом незначимо. Термины: V – критическая область; - область принятия гипотезы; a - уровень значимости; - критерий проверки гипотезы. 3. На практике критическую область V находят следующим образом. Вычисляют квантиль случайной величины уровня . Тогда V – множество значений Z, больших либо равных (рис. (33)).
Рис.33
В самом деле, из определения квантиля следует:
.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |