Личностные опросники и проблема их достоверности
Проективные методы изучения личности как способ повышения достоверности.
Возникновение проективного подхода к исследованию мотивации личности явилось важным этапом в развитии психологической диагностики, т.к. оно тесно связано с появлением методик, качественно отличных от традиционных. Само понятие проекции впервые появилось в психоанализе и принадлежит З. Фрейду (1894). Классическая проекция, по Фрейду, понималась как защитный механизм, посредством которого "враждебность, о которой человек нечего не знает и ничего не хочет знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и присваивается другим". Главной особенностью проективных методик является неструктурированность стимульного материала, вследствие которого допускается практически не ограниченное число возможных ответов испытуемого. Предполагается, что расплывчатый и неопределенный тестовый материал должен сработать как своего рода "экран", на который отвечающий проецирует характерные для него мысли, потребности, тревожности и внутренние конфликты. Поэтому проективные процедуры наиболее эффективны именно для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Испытуемый, как правило, редко представляет, какова истинная цело исследования и какова возможная психологическая интерпретация его ответов. Большинство проективных "техник" не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина. Как вы знаете, наиболее существенными признаками тестов являются: 1) стандартизованность предъявления и обработки результатов; 2) независимость результатов от влияния личности психолога; 3) сопоставимость индивидуальных знаний с нормативными. Проективные методики в отличие от опросников, позволяют получить несравнимо богатый материал, однако их использование (особенно тестов Роршаха и ТАТ) предполагает высокий уровень мастерства экспериментатора и в то же время не свободно от его субъективизма. Огромное разнообразие возможных ответов испытуемого обуславливает в основном когнитивную, основанную на интуиции, а не количественную интерпретацию. К настоящему времени разработано достаточно большое количество проективных методик. Поэтому естественно стремление психологов отразить их многообразие в различных классификациях. Приводимая ниже классификация отражает, прежде всего, важнейшие приемы конструирования проективных техник и сопровождается примерами в виде соответствующих методик (Франк, цит. по Бурлачук, 1989. С.132). 1) консутивные - в основе структурирование, оформление крайне неопределенных стимулов, придание им смысла (тесты Роршаха); 2) конструктивные методики - создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира); 3) интерпретированные методики - использование какого-либо события, ситуации (ТАТ, методика Розенцвейга); 4) катартические методики - осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама); 5) экспрессные методики - рисование на свободную или заданную тему (например, "Несуществующие животные", "дом-дерево-человек"); 6) адаптивные методики - завершение предложения, рассказа, истории (методики незаконченных предложений). Близкие к этой категории и методики словесных ассоциаций; 7) импрессивные методики - предпочтение одних, наиболее желательных стимулов другим (цветовой тест Люшера); 8) рефрактивные методики - непреднамеренные изменения в устной и письменной речи (например, графологические пробы). ТЕМА 16. ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ
Краткое содержание лекции:концептуальный анализ мотивационной сферы и саморегуляции. Уровни мотивационной сферы человека и их иерархия. Специфика диагностики потребностей и мотивов. Диагностика уровня притязаний. Опросники и проективные техники в диагностике мотивации. Ранжирование терминальных и инструментальных ценностей (МИЦО) Рокича-Ядова-Гоштаускаса и его аналогии, самооценка в структуре личности. Устойчивость ранжирования. Влияние фактора социальной желательности на результаты опросного исследования мотивации. ТАТ в диагностике скрытых мотивов. Классификация мотивов по Мюррею и анализ тестов ТАТ. Тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея и ее модификации. Диагностика мотивации достижений с помощью проективной техники. Использование графических и рисуночных тестов для диагностики мотивации. Деловой ТАТ. Вербальные средства диагностики мотивации достижения. Психодиагностика регуляторной активности и локуса контроля (опросники ВСК, УСК). Психология мотивов и влечений по Л. Сонди. МПВ – модифицированный вариант теста Л. Сонди.
ПЛАН ЛЕКЦИИ Вопрос 1.Мотивационно-потребностная сфера человека как предмет диагностического исследования. Вопрос 2.Опросные методы психодиагностики мотивационной сферы личности. Вопрос 3.Проективные методы исследования мотивации.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб., 2001. 2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1987. 3. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001. 4. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной ориентации // Вопросы психологии. 1988. №1. 5. Блейхер В.М., Крук И.В.,.Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов н/Д., 1996. 6. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с. 7. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 8. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М., 1984. 9. Развитие и диагностика способностей интелекта. Дружинин В.Н., В.Д. Шадриков. М. 1991. 10. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб., 2001. 11. Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кеттела (8 РF) // Психол. журн. 1990. № 1 12. Собчик Л.Н. Еще раз про любовь. М., 2002. 13. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999. 14. Ханин Ю.Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросников // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям / Под. ред. Ю.Я. Киселева. Л., 1977.
Вопрос 1
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |