Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Четыре уровня совместимости



2015-12-08 2777 Обсуждений (0)
Четыре уровня совместимости 0.00 из 5.00 0 оценок




Межличностные отношения в супружеских парах. Супруже­ские отношения отличаются от дружеских по ряду показателей. Если дружеские отношения с начала и до конца остаются не­официальными (их существование определяется только потреб­ностью партнеров сохранить отношения), то в супружеских и семейных отношениях межличностные отношения мужчины и женщины, возникнув по типу дружеских отношений, позднее закрепляются как официальные.

Р. Хилл выделяет следующие ведущие факторы, определяю­щие результат выбора брачного партнера:

1) общение и взаимодействие, обусловленные пространст­венно-временной близостью партнеров;

2) сходство социальных и личностных характеристик парт­неров;

3) межличностная привлекательность как следствие сходства личностных характеристик, а также мнений, оценок и отноше­ний.

В счастливых браках партнеры характеризуются:

1) эмоциональной стабильностью;

2) согласием с другими людьми;

3) покладистостью;

4) общительностью;

5) доверчивостью, искренностью;

6) эмоциональной непринужденностью.

В несчастливых браках партнеры оцениваются как:

1) эмоционально неуравновешенные (невротичные);

2) критичные к другим людям;

3) стремящиеся к доминированию;

4) замкнутые (отчужденные);

5) подозрительные;

6) эмоционально скованные.

Указанный перечень характеристик свидетельствует о про­явлении двух основных составляющих удовлетворенности бра­ком: эмоциональной сферы и направленности на социальное окружение.

Существуют 4 уровня совместимости: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социологиче­ский. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологический уровень включает взаимодействие характеров, мотивов и стереотипов поведения. Социально-психологический предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий. На социологическом уровне важно совпадение (или сходство) интересов, ценностных ори­ентации.

Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми лю­дей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего един­ства и самоуправления. В противоположность совместимости, конфликтность является следствием несовместимости друг с дру­гом двух одновременно возникших побуждений действовать. Не­совместимость побуждений возникает, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. Взаимоисклю­чение является основным показателем конфликта или несовмес­тимости.

Под конфликтом обычно понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, от­ношениях, действиях и поведении личностей, групп и т.п. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут являться движущей силой развития личности и группы.

Психологическая несовместимость проявляется как неспособ­ность в критических ситуациях понять друг друга, несинхрон­ность психомоторных реакций, различия во внимании, мышле­нии и другие врожденные и приобретенные свойства личности.


Вопрос 3

Диагностика самоотношений.

Система критериев оценивания может быть выявленной, за­данной или смешанной. Выявленные конструкты позволяют бо­лее точно диагностировать индивидуальные предпочтения, но вызывают затруднения процессы их вербализации, интерпретации и сопоставления с критериями супруга. Заданные крите­рии позволяют обойти отмеченные затруднения, но имеется воз­можность навязать испытуемому систему конструктов, которые не соответствуют, с его точки зрения, объектам оценивания. Практика применения описанной методики показывает, что ве­роятность указанной ситуации мала и может быть учтена путем предоставления опрашиваемому возможности дополнения за­данных конструктов своими собственными. В первом прибли­жении можно пользоваться заданными конструктами, допол­няя их при необходимости выявленными.

На ценностном уровне мы предлагаем консультирующимся следующие терминальные ценности (Рокич):

1) Активная, деятельностная жизнь.

2) Здоровье (физическое и психическое).

3) Интересная работа.

4) Любовь (духовная и физическая близость с любимым че­ловеком).

5) Материально обеспеченная жизнь.

6) Наличие хороших и верных друзей.

7) Общественное признание (уважение окружающих).

8) Счастливая семейная жизнь.

9) Творчество (возможность творческой деятельности).

10) Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений приятного провождения времени).

В процедуре оценивания они должны указать, в какой сте­пени следование отмеченным ценностям, на их взгляд, харак­терно для людей, выбранных ими на различные ролевые позиции.

На индивидуально-психическом уровне предлагаются 10 кри­териев, соответствующих шкалам нижнего уровня психодиаг­ностического теста (Мельников, Ямпольский):

1) Нервный, высокотревожный, быстро истощающийся.

2) Стандартный, стереотипный в поведении и мышлении.

3) Постоянно мрачный, угрюмый, погруженный в свои пе­реживания.

4) Добросовестный, имеет стойкие моральные принципы.

5) Разделяет требования окружающих, уступчив, осторожен.

6) Активный, энергичный.

7) Застенчивый, не уверенный в себе, избегает рискованных ситуаций.

8) Общителен, естественен в общении, готов к сотрудничеству.

9) Хорошо ориентирован в житейских вещах, трезво оцени­вает обстоятельства и людей.

10) Смел, стремится к самоутверждению, склонен к риску, к быстрым решительным действиям.

На эмоциональном уровне используется 10 основных цветов, имеющих устойчивые символические значения, закрепленные в культуре:

1) Синий. 2) Зеленый. 3) Красный. 4) Желтый. 5) Фиолетовый. 6) Коричневый. 7) Черный. 8) серый. 9) Голубой. 10) Белый.

В процедуре опроса испытуемые должны указывать, какой человек в 1-ю, 2-ю, ..., 10-ю очередь ассоциируется с каждым отдельным цветом.

4. После окончания процедуры опроса производится вычис­ление показателей и интерпретация. В качестве наиболее упот­ребительных мы используем: 1) иерархию конструкторов и объек­тов (на каждом уровне и в целом), 2) когнитивную сложность, 3) уровень идентификации с окружением, 4) степень деклара­тивности, 5) уровень соответствия иерархий конструктов суп­ругов, 6) содержание ведущих конструктов через конструкты разных уровней и другие.

5. Получение показателей может осуществляться как в ма­шинном, так и в ручном вариантах. При ручном варианте име­ет место упрощение и, соответственно, потеря точности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 1994.

3. Бодалев А.А., Столин В.А. Общая психодиагностика. СПб., 2000.

4. Бурлачук Л. Психодиагностика. СПб., 2002.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб., 2001.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

7. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.

8. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. А.Л. Тулупьева, СПб., 2002.

9. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент Информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии. М., 1999.

10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1987.

11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000.

12. Практикум по психодиагностике: конкретные психодиагностические методики. М., 1989.

13. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2001.

14. Рабочая книга пенитенциарного психолога: Пособие. М.:, 1997.

15. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2001.

16. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие. М., 1996.

17. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

18. Практическая психодагностика / Под.ред.М.А.Райгородского, 2000, Ростов-на-Дону.

 

Дополнительная литература

19. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

20. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.

21. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 2.

22. Андреев В.Н. Психологическое сопровождение личности и коллектива сотрудников отряда особого назначения: Автореф. дисс. канд. психол. наук.

23. Андреев В.Н., Евграфов А.П., Саблина Л.С., Шайда В.Н. Психолог следственного изолятора. М., 1983.

24. Дебольский М.Г., Васищев А.К., Колурин А.В. Психодиагностика в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие. – М. : НИИ ФСИН России, 2008.

25. Архипова И.В., Минская Ю.А., Фирсова Т.А. Психологический практикум (проективные методики): Учеб. метод. пособие. Самара, 2002.

26. Баранов В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20-30-х годов // Вопросы психологии. 1991., № 4.

27. Батрашев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. М., 2001.

28. Блейхер В.М., Крук Н.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

29. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов.н.Д., 1983.

30. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной ориентации // Вопросы психологии. 1988. №1.

31. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.

32. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. К., 1997.

33. Бурлачук Л.Ф,.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебн. пособие. М., 1998.

34. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. Пособие. М.: Высш. шк., 1989.

35. Блейхер В.М., Крук И.В.,.Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов н/Д., 1996.

36. Василюк Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

37. Вассерман Л.Н., Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н., Иовлев Б.В. Психодиагностика в медицине и проблемы ее развития // Психологическая диагностика при нервно-психических и соматических заболеваниях / Под ред. Л.И. Вассермана, И.А. Кудрявцева. Л., 1985.

38. Войтко Б.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976.

39. Вопрос практической психодиагностики и психологического консультирования в dept. /Под ред. Н.Н.Обозова. Л., 1984 г.

40. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психол. обозрение. 1995. № 1/

41. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982.

42. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического тестирования: Практ. руководство. СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 1991.

43. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состоянии. Л., 1991.

44. Генкин А.Ч., Медведев В.Н. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л., 1973.

45. Гильбух Ю.Г. Проблема валидности психологических тестов// Вопросы психологии. 1978. № 5.

46. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2. 2-е изд., стереотипное. Т. 2. Пер. с фр., М., 1999.

47. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психол. журн. 1989. № 4.

48. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. М., 1997.

49. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки.// Психол. журн. 1991. № 1.

50. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1.

51. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с.

52. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО) / Под ред. Тулупьевой Т.В. СПб., 2002.

53. Дебольский М.Г. Психологический фактор и нововведение в ИТУ. М., 1991.

54. Деев А.А., Ложкина Г.В, Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифакторного личностного оп- росника (16 ФЛО) // Психол. журн. 1984. №. 6.

55. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 384 с.

56. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дмитриев М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979. С.

57. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния //Вопросы психологии. 1973. № 6.

58. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психол. журн. 1991. № 2.

59. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М., 1997.

60. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.

61. Ермакова И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной психодиагностики за рубежом / Вопросы психологии. 1986. № 4.

62. Забродин Ю.М. Методологические проблемы исследования и моделировании функциональных состояний // Психологические состояния и эффективность деятельности. М., 1983.

63. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. № 5.

64. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных опросников // Психол. журн., 1987.

65. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психологические состояния человека в особых условиях деятельности // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 6/

66. Зейгарник Б.В. Патопсихология. / Под ред. А.С. Спиваковской. М., 2000.

67. Зиверт Х. Тестирование личности. 2-е изд. Пер. с нем. М., 1998.

68. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Метод. пособие. М., 1994.

69. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978.

70. Ильясов Ф.Н. Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социол. исследование. 1984. № 4.

71. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

72. Котик М.А. Психология и безопасность. Талин, 1981.

73. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж, 1990.

74. Кудрявцев Т.В. Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.

75. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

76. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Метод. рекомендации по проведению. СПб., 2001.

77. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М. Марютиной; Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 2000.

78. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологическое исследование // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. Л., 1970.

79. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

80. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1984.

81. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

82. Лири В.С. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991.

83. Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.Р. Ратинова. М., 1979.

84. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность, расизм. М., 1982. М., 1991.

85. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.

86. Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность // Методология исследований по инфенерной психологии и психологии труда / Ред. А.А. Крылов. Л., 1974. Ч.1.

87. Марищук В.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.

88. Матова А.А. Комплексное исследование психических состояний человека в индивидуальной и групповой деятельности // Вопросы психологии. 1973.

89. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

90. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности / Под. ред. Н.А. Грищенко. СПб., 2002.

91. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

92. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань, 1987,

93. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н.В. Макаров и др. Киев. 1987.

94. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

95. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.

96. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М., 1984.

97. Проективная психология: / Пер. с англ. М., 2000.

98. Профессиональная ориентация: этапы и методы. В 3 частях.

99. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ. 1986// Вопросы психологии. 1990. № 6.

100. Процесс социального исследования: Пер. с нем. М., 1975.

101. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000.

102. Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем. М., 1986.

103. Психодиагностика: теория и практика / Общ. ред. Н.Ф. Талызиной, М., 1986.

104. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании). Л. 1976.

105. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

106. Психология индивидуальных различий: Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

107. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Под общ. ред. Л.В. Винокурова. СПб., 2001.

108. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

109. Развитие и диагностика способностей интелекта. Дружинин В.Н., В.Д. Шадриков. М. 1991.

110. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб., 2001.

111. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

112. Русалов В.М. Измерение темперамента человека. // Психол. журн. 1992. № 2.

113. Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕРI // Психол. журн. 1987. № 4.

114. Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кеттела (8 РF) // Психол. журн. 1990. № 1

115. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.В. Ядова. Л., 1978.

116. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.

117. Славинская Ю.В. Психические состояния лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы / Дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002.

118. Собчик Л.Н. Еще раз про любовь. М., 2002.

119. Собчик Л .Н. Психодиагностика: методы и методология. М., 1990.

120. Собчик Л.Н. Психодиагностика. Методология и методы. С. 126-202.

121. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.

122. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности, М., 1980.

123. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. СПб., 2001.

124. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. М., 1987.

125. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учеб. пособие. СПб., 1998.

126. Тихомиров О.К. и др. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики (на примере ММР1) // Вопросы психологии. 1990. № 2.

127. Токарев Н.А. Профессионально-психологическая подготовка рядового и младшего начальствующего состава подразделений охраны органов внутренних дел: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1990.

128. Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991.

129. Фейнсон Р. Кто ты? Лиса ли игр: в работе, дружбе и сексе. М., 2000.

130. Франстелла Ф. Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.

131. Ханин Ю.Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросников // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям / Под. ред. Ю.Я. Киселева. Л., 1977.

132. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1986.

133. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

134. Шмелев А. Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников // Вопросы психологии. 1985. № 4.

135. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных. М., 1997.

136. Этические стандарты для психолога. Мадрид, Испания. 1987. // Вопросы психологии. 1990. № 5.

137. Эткинд А.М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого. Опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии. 1990. № 5.


 

Подписано в печать _____________________ Формат 60х84 1/16

Бумага типографская. Уч.-изд.л. Заказ ___________

Тираж _____ экз.

___________________________

Отделение полиграфии ИТО Академии ФСИН России

390036, Рязань, ул. Сенная, 1


[1] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб, 1999 г.

[2] Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003

[3] Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – СПб: «Питер», 2000.

[4] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е издание. – СПб: Питер, 2008.

[5] Там же.

[6] Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – Спб: Питер, 2001.

[7] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

 

[8] Шевандрин Н.И. ……. Стр. 186.

[9] Бурлачук Л.Ф. ……………. Стр.361



2015-12-08 2777 Обсуждений (0)
Четыре уровня совместимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Четыре уровня совместимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)