И акцентуации характера
К патохарактерологическим опросникам в той или иной мере можно отнести методики, направленные на диагностику таких черт характера, которые не позволяют говорить о наличии той или иной психической патологии, однако настолько сильно выражены, что находятся на границе нормы и патологии. На обыденном уровне о носителях таких "заостренных" черт говорят как о субъектах с дурным характером. В начале нашего века выдающимся отечественным психиатром Ганнушкиным была разработана психология т.н. конституциональных психопатий, которая включала, в частности, следующие типы: истерик, эклептоид, шизоид, конституционально глупый, конституционально возбудимый, психастеник. В дальнейшем учение о пограничных чертах характера было развито в концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные группы черт характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной успеваемости к другим. Следует еще раз заметить, что акцентуации характера не относятся к клинике. Они могут быть почвой для развития неврогенных и психических расстройств, но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Так, по мнению К. Леонгарда, в различных странах мира более половины населения относится к "акцентуированным личностям", страдает психическими расстройствами гораздо меньшая часть. Леонград выделяет следующие основные типы акцентуаций: 1) гипертильный (повышенный фон настроения); 2) эмотивный (чувствительный и впечатлительный); 3) тревожно-боязливый (робкий, пугливый); 4) демонстративный; 5) дистимический (снижение основного фона настроения); 6) ригидный (застревающий); 7) педантичный; 8) циклотимический (смена гипер. и дистим. фаз, аналог МДП); 9) возбудимый (импульсивность, ослабление контроля); 10) аффективно экзальтированный (легкий переход от восторга к отчаянию). Перечисленные типы в яркой художественной манере описаны Леонградом в его книге "Акцентуированные личности" (1981). На основе концепции "акцентированной личности" Шмишеком был разработан достаточно компактный опросник, состоящий из 88 пунктов. Раздел V. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМА 18. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРОФОТБОРА И ПРОИЗВОДСТВА, В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Краткое содержание лекции:особенности использования психодиагностических методик для решения задач производства и управления. Профориентация, профотбор и профподбор. Диагностика и прогнозирование эффективности деятельности руководителей и специалистов. Использование результатов психодиагностических исследований для подбора и аттестации руководителей, управленческого консультирования. Педагогическая психодиагностика. Основные сферы психодиагностических исследований в системе образования: психологическая готовность детей к обучению в школе, диагностика уровня психического развития ребенка, тестовый контроль усвоения знаний в средней и высшей школе, диагностика особенностей межличностных контактов и профессиональных склонностей. Психодиагностика в клинике. Соотношение медицинского и психологического диагноза. Психологический диагноз как критерий медикаментозной и нелекарственной терапии. Методика ЛОБИ и сферы ее применения.
ПЛАН ЛЕКЦИИ Вопрос 1.Принципы и методы диагностики межличностных отношений. Вопрос 2.Особенности использования психодиагностических методик для решения задач производства и управления.
Вопрос 3.Педагогическая психодиагностика (психодиагностика в системе образования).
Вопрос 4.Психодиагностика в клинике.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001. 2. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2001. 3. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2001. 4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие. М., 1996. 5. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001. 6. Батрашев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. М., 2001. 7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов.н.Д., 1983. 8. Войтко Б.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. 9. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с. 10. Деев А.А., Ложкина Г.В, Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифакторного личностного оп- росника (16 ФЛО) // Психол. журн. 1984. №. 6. 11. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 384 с. 12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М., 1997. 13. Ильясов Ф.Н. Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социол. исследование. 1984. № 4. 14. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. 15. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж, 1990. 16. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань, 1987, 17. Проективная психология: / Пер. с англ. М., 2000. 18. Психология индивидуальных различий: Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982. 19. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Под общ. ред.Л.В. Винокурова. СПб., 2001. 20. Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991. 21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1986. 22. Шмелев А. Г.,Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников // Вопросы психологии. 1985. № 4. Вопрос 1
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |