Анализ состава и динамики балансовой прибыли
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: -балансовая прибыль; -прибыль от реализации продукции (работ и услуг); -налогооблагаемая прибыль; -чистая прибыль; -нераспределенная прибыль. В процессе анализа необходимо изучить: - состав балансовой прибыли; - структуру; - динамику; - выполнение плана за отчетный год. После этого следует проанализировать факторы изменения каждой составляющей балансовой прибыли. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов первого уровня соподчиненности: - объема реализации продукции ( ); - структуры ( ); - себестоимости ( ); - уровня среднереализационных цен ( ). Далее следует проанализировать прибыль по отдельным видам продукции: - выполнение плана; - динамику. Величина прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от 3 факторов 1 порядка: - объема продажи продукции; - себестоимости; - среднереализационных цен. (5.1) После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции. Анализ рентабельности Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции: (5.2) Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от (5.3) Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. (5.4) В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: (5.5) Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции: (5.6)
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: (5.7)
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
(5.8)
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Цель занятия:усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий. Задания, вынесенные на занятия: · Экспресс - опрос по теме · Тестирование по пройденным темам · Решение практических и ситуационных задач Варианты письменной работы по теме Вариант 1 1. Какие показатели характеризуют товарооборот торгового предприятия и как они рассчитываются? 2. Какие факторы влияют на объем и структуру товарооборота и почему необходимо их учитывать? Вариант 2 1. Какие факторы, влияющие на товарооборот, являются основными? Как рассчитывается их влияние? 2. Почему товарооборот является важнейшим оценочным показателем деятельности торгового предприятия? Какие тенденции в нем отражаются?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |