Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции инновационного менеджмента



2015-12-08 955 Обсуждений (0)
Функции инновационного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий. Под функцией менеджмента принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций. Процесс управления является цепью непрерывных, взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

Стратегический маркетинг - комплекс работ по формированию портфеля новшеств и инноваций, рыночной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения и комплексного развития производства, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли.

Маркетинг – это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности в условиях рыночных отношений на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000 - первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.

Исходя из концепции маркетинга фирмы, предлагаются следующие функции и задачи стратегического маркетинга (табл. 4.1). Таблица 4.1

Функции и задачи стратегического маркетинга

Функции Задачи
I. Формирование рыночной стратегии фирмы 1.1. Анализ и прогнозирование потребностей и спроса 1.2. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка 1.3. Анализ и прогнозирование факторов конку- рентного преимущества фирмы I.4. Анализ связей фирмы с внешней средой 1.5. Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов 1.6. Прогнозирование воспроизводственных циклов товаров фирмы 1.7. Анализ и прогнозирование организационно- технического уровня производства конкурентов и фирмы 1.8. Прогнозирование объемов рынков по сегментам 1.9. Прогнозирование лимитных цен на будущие товары 1.10. Прогнозирование конкурентоспособности будущих товаров на конкретных рынках 1.11. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности будущих товаров 1.12. Окончательный выбор целевых рынков на.... год 1.13. Разработка нормативов конкурентоспособности будущих товаров 1.14. Оформление документа "Рыночная стратегия фирмы на... год"
2. Реализация концепции маркетинга 2.1. Согласование структуры и содержания системы менеджмента фирмы 2.2. Участие в проектировании организационной и производственной структуры фирмы 2.3. Участие в разработке положений и должностных инструкций фирмы 2.4. Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепции маркетинга) всей нормативно-методической и технической документации, разрабатываемой фирмой 2.5. Разработка, согласование и утверждение руководством фирмы "Плана мероприятий по реализации концепции маркетинга в деятельности фирмы на период ___" 2.6. Участие в анализе внешнеэкономической деятельности фирмы 2.7. Согласование цен на выпускаемые товары 2.8. Согласование долгосрочных контрактов и договоров 2.9. Установление схемы обратной связи по стадиям жизненного цикла товаров
3.Стратеги-ческая реклама и стимулирование сбыта 3.1. Определение целей рекламы 3.2. Определение методов, правил и средств рекламы 3.3. Формирование стратегии стимулирования сбыта товаров и роста прибыли
4. Обеспечение маркетинговых исследований 4.1. Разработка структуры службы маркетинга фирмы 4.2. Информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований 4.3. Кадровое обеспечение исследований 4.4. Обеспечение техническими средствами 4.5. Обеспечение внутренних и внешних связей службы маркетинга фирмы.

Планирование - функция менеджмента, комплекс работ по: анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.

Особенностями планирования инновационной деятельности являются:

- большая неопределенность плановых ситуаций в связи с новизной инноваций, долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам;

- значительный риск вложения инвестиций;

- неподготовленность персонала, компонентов системы инновационного менеджмента и инфраструктуры к инновационной деятельности;

- постоянная смена объекта и предмета исследований;

- низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;

- перспектива получения конкурентных преимуществ при положительном результате инновационной деятельности,

К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся:

- выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;

- обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

- формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;

- структуризация целей инновационной деятельности;

- комплексное обеспечение выполнения планов;

- формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

- стимулирование выполнения планов.

К основным принципам планирования инновационной деятельности относятся следующие:

- преемственность стратегического и текущего {тактического} планов:

- социальная ориентация плана;

- ранжирование объектов планирования по их важности;

- адекватность плановых показателей;

- согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;

- вариантность плана,

- сбалансированность плана (при условии обеспечения по важнейшие показателям резерва);

- экономическая обоснованность плана;

- автоматизация системы планирования;

- обеспечение обратной связи системы планирования.

Организация процессов - функция менеджмента, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов

Управленческий процесс - совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.

Каждый производственный процесс состоит из множества частичных процессов, в результате выполнения которых создаются отдельные составные части товара. Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Под основными процессами понимаются такие, в результате которых изменяются форма или размеры предмета труда, его внутренние свойства, состояние поверхности, взаимное расположение составных частей.

К вспомогательным относят такие процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, а призваны обеспечивать нормальное протекание основных процессов.

К обслуживающим относятся такие процессы, как контроль качества

продукции, внутризаводское транспортирование, складирование и т.п.

Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ.

Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса.

Учет - функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей.

Ведение регулярного, полного и качественного учета выполнения планов является одним из основных условий повышения эффективности менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий, по таким параметрам как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, их стадиям жизненного цикла и подразделениям

Требования к учету:

- обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества ц.

ресурса ем к ост и товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т.д..

- обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;

- обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента ц ее внешней среды /макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы);

- автоматизация учета на основе компьютерной техники;

- обеспечение преемственности, применяемости и перспективности учета;

- использование результатов учета в стимулировании качественного труда.

Если учет ведется в основном количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, во-первых, может быть количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда, во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.

Контроль - функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

- стадия жизненного цикла объекта - контроль но стадии стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;

- объект контроля - предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;

- стадия производственного процесса - входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

- исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;

- возможность дальнейшего использования объекта контроля - разрушающий и неразрушающий контроль;

- принимаемое решение - активный /предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;

- степень охвата объекта контролем - сплошной и выборочный контроль;

- режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;

- степень механизации - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;

- время контроля - предварительный, текущий, заключительный контроль;

- способ получения и обработки информации - расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;

- периодичность выполнения контрольных операций - непрерывный и периодический контроль.

Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят в том, чтобы, получив фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения, вырабатывая тем самым так называемые сигналы рассогласования. Контроль можно разделить на 4 стадии:

1) мониторинг и анализ результатов;

2) сравнение достигнутых результатов с запланированными и

выявление отклонений;

3) прогнозирование последствий сложившейся ситуации,

4) корректирующие действия.

Ключевым является контроль трех основных параметров инновационного проекта:

1) время (проект должен быть выполнен в заданный период времени);

2) затраты (бюджет должен быть соблюден);

3) качество /требуемые характеристики проекта должны быть

соблюдены).

Мотивация - функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и/или личных целей.

На первом этапе организации работ по мотивации определяются затраты на мотивацию по одному из следующих методов:

- метод исчисления от наличных средств или возможностей;

- метод исчисления в процентах к сумме продаж;

- метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отросли;

- метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.

Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов: разработка концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организация разработки стратегии фирмы, оперативное управление реализацией инновационных проектов. Средства на мотивацию по каждому направлению могут подразделяться на две части: I) на оплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговых исследований, разработка стратегии и т.п.) и 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации инновационных проектов.

Регулирование - функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров "входа" системы или процессов в ней до новых требований "выхода" (требований потребителей).

Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются следующие:

- темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;

- новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;

- политика поставщиков;

- рыночная стратегия конкурентов;

- государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;

- ценовая политика;

- другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.

Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

- изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;

- факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

- факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.

Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательного обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.

Координация - центральная функция менеджмента (в цент

"колеса" управления) по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий.

Это одна из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

Координация может быть по горизонтали и вертикали.

Для координации используются различные методы (сетевые методы, оперограммы и т. д,), технические средства (Интернет, телефон и т, д.), другие коммуникационные связи.



2015-12-08 955 Обсуждений (0)
Функции инновационного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции инновационного менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (955)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)