ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке. Инструментами государственного регулирования должны стать: - социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; - государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; - федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов; - государственные заказы и современные контрактные системы; - индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности; - механизм интеграции регуляторов и структур. К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся: - аккумулирование средств на научные исследования и инновации; - координация инновационной деятельности; - стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; - создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; - кадровое обеспечение инновационной деятельности; - формирование научно-инновационной инфраструктуры; - институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; - обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; - повышение общественного статуса инновационной деятельности; - региональное регулирование инновационных процессов; - регулирование международных аспектов инновационных процессов. К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относится следующие: - прямое финансирование; - предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; - создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; - снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; - отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; - реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; - создание сети технополисов, технопарков и т. п. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования. К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие: - государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства; - создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам; - включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные государственны инновационно-инвестиционные программы; - государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения; - государственное обеспечение инновационной деятельности информацией; - проведение государственной протекционистской политики но внешне-экономической деятельности инноваторов; - оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта ноной продукции (услуг); - государственной поддержки инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники; - осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации; - создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности; - осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др. Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран 1.Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция); 2.Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария); 3.Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея). Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: - Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования); - Американский научный совет (курирует промышленность и университеты); - НАСА (Национальное космическое агентство); - Национальное бюро стандартов; - Национальный институт здравоохранения; - Министерство обороны; - Национальный центр промышленных исследований; - Национальная академия наук; - Национальная техническая академия; - Американская ассоциация содействия развитию науки. Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Расходы на НИОКР в 1995 г. составили 173 млрд. $, или 2,6% от ВВП. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации; 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов); остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции. По данным Национального научного фонда США, на современном этапе НТП возросла роль в НИР малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с числом занятых более 10 тысяч человек) Практикуется практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства. Инвестиционные фонды, такие как Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов - безвозмездных целевых субсидий, Инвестиционный фонд Министерства энергетики США, занимающийся финансированием как отдельных исследовательских проектов, осуществляемых мелкими фирмами, так и субсидированием индивидуальных изобретателей. Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наибо-лее эффективных передовых технологий для широкого внедрения, а также экспертизу инновационных проектов. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, тепла, электроэнергии и т. д. Большое внимание мерам моральной поддержки. Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует отметить налоговые льготы. Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая "ведомственная" концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая). В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят "Закон о кооперации в сфере НИОКР". Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственные расходы на НИОКР в Японии увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера. Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Проект создания технополисов — одно из важнейших стратегических направлений "шестицелевой" программы японского правительства по завоеванию Японией прочных позиций технологического лидера. Особенностями развития японской экономики являются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг. Ведущими отраслями народного хозяйства являются информатика, производство интегральных схем и электронной техники. В результате активной инновационной деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности развитых стран, продолжительности жизни населения. Германия, Франция и Англия являются ведущими в составе Евросоюза, куда входили в 1997 г. еще 12 стран: Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Ирландия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция. Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35—45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20—25% ВВП. И этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%. Особенностями стран Евросоюза являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения, высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации и кооперирования производства. И как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся: - выработка единого антимонопольного законодательства; - использование системы ускоренной амортизации оборудования; - льготное налогообложение НИОКР; - поощрение малого наукоемкого бизнеса; - прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии; - стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию. Основой инновационной политики Евросоюза является "План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий", принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. С 1988 г. действует программа "ВЭЛЬЮ" по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР. Для увеличения доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты: ЭСПРИТ — Европейская стратегическая" программа научных исследований в сфере технологии информационных систем, принятая в 1984 г. (участвуют 250 компаний, 3 тысячи исследователей); РАСЕ — исследование передовых способов связи в Европе, принятая в 1985г. Цель: проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи (передача информации от голосового сообщения до графиков, построенных ЭВМ. Координатор — КЕС (Комиссия Европейских сообществ); ЭВРИКА — комплексная программа, принятая в 1985 г. по инициативе Франции. Цель — стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в 6 областях: оптроника; новые материалы; большие ЭВМ; мощные лазеры; ускорители частиц; искусственный интеллект. Высший орган ЭВРИКИ — конференция на уровне министров стран-участниц созывается 2 раза в год. Рабочий орган — секретариат из 7 специалистов и 6 технических сотрудников, размещается в Брюсселе. На конференции в Лондоне в 1986 г. было утверждено 62 проекта на сумму 2,1 млрд. дол. В целях развития информационного обеспечения НИОКР были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания платных услуг. Лекция 4
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (763)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |