Методы инновационного менеджмента
К основным методам инновационного менеджмента относя : - административные методы; - экономические методы; - социально-психологические методы; - сетевые методы; - методы анализа; - методы прогнозирования. Административные методы инновационного менеджмента - методы, которыми управляющая подсистема (менеджер, специалист) воздействует на управляемую подсистему (коллектив, специалистов, выполняющих различные работы на стадиях инновационного процесса). К экономическим методам менеджмента мы относим следующие: 1) методы, регулируемые федеральными и региональными органами; а) налоговая система страны; б) налоговая система региона; б) кредитно-финансовый механизм страны; в) кредитно-финансовый механизм региона; 2) методы, регулируемые фирмой (вышестоящей организацией): а) экономические нормативы функционирования фирмы; б) система материального поощрения работников; в) система ответственности за качество и эффективность работы; г) применение научных подходов и современных методов (системного анализа, прогнозирования, оптимизации) менеджмента. Первая группа методов относится к экономическим факторам внешней среды системы менеджмента, параметры которой не определяются фирмой. К экономическим нормативам функционирования фирмы можно отнести следующие: - удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам; - нормы рентабельности по конкретным видам продукции; - оборачиваемость оборотных средств; - производительность труда; - капиталоотдача инвестиций; - доля налогов в балансовой прибыли фирмы; - фонд о вооруженность труда; - удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы; -уровень автоматизации производства и управления и др. Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений. Социально-психологические методы менеджмента направлены на Управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению им поставленной цели или выполнению заданной Функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Объектами управления социально-психологическими процессами являются: экологичность выпускаемой продукции или выполняемой услуги и окружающей природной среды; характер, психические, антропометрические и психофизиологические особенности работника, эргономичность рабочего места и производственного помещения; система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров. организация рабочего места; система стимулирования труда работников; морально-психологический климат в коллективе; условия отдыха работников; инфраструктура региона. Управление социально-психологическими процессами включает следующие функции: анализ норм и нормативов социально-психологических процессов: анализ норм и нормативов социально-психологических процессов; выявление узких мест и недостатков, формулирование проблемы; планирование улучшения норм и нормативов социально-психологических процессов; организация выполнения планов; учет и контроль выполнения норм и нормативов; мотивация улучшения показателей социально-психологических процессов; регулирование процессов. Методы управления социально-психологическими процессами: . мониторинг окружающей природной среды; технические измерения социально-психологических параметров объектов управления; анкетирование; наблюдения; хронометраж, фотография рабочего дня, метод моментных наблюдений процессов; использование микроэлементных нормативов; макетирование (физическое моделирование), телефонный опрос; проведение опытных и экспериментальных работ; математико-статистические методы исследования; экономико-математические методы моделирования процессов. Сетевое планирование и управление (СПУ) - графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем, Сетевой график - это полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой (модели) определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. Методы анализа. Анализ - разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией решения по развитию объекта. Принципы анализа: 1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разделение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрения их в целом во взаимосвязи и взаимозависим ост и; 2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа; 3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа; 4) принцип оперативности и своевременности; 5) принцип количественной определенности. Рассмотрим сущность методов анализа. Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Основные виды сравнений, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; межпроизводственные сравнения; сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями родственных предприятий. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.). Факторный анализ - метод исследования объектов (систем), в основе которого лежит процедура установления степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда и т. п.) с целью разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы). Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение. Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов – сомножителей фактическими. Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов. Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. Методы прогнозирования Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием, Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении ну исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОЬ также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в « теме менеджмента является прогнозирование качества и затрат. Поэтому ниже в большей мере будет уделено внимание этим вопросам. К основным задачам прогнозирования относятся: разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований; выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в; или иных видах полезного эффекта; выбор показателей, оказывающих существенное влияние») величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка; выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов; прогноз организационно-технического уровня производства стадиям жизненного цикла продукции; оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции; обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Основными источниками исходной информации для прогнозирования являются: - статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций; - - научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом; - - патентно-лицензионная документация. Лекция 5
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |