Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2015-12-08 926 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ ФХД предприятия включает в себя большое количество различных видов оценок и, следовательно, требует и допускает применение разнообразных методов и приемов. Для обработки экономической информации пользуются такими методами, как балансовый, базисный, графический, и такими приемами анализа, как сравнение, группировки, элиминирование.

Балансовый методдает возможность установить взаимосвязь показателей. В анализе финансово-хозяйственной деятельности используются различные балансовые сопоставления и увязки.

При базисном методесущественную роль играют выбор базы для сравнения и цель анализа. Анализ выполнения плана осуществляется путем сравнения фактических показателей с плановыми; для изучения динамики процессов и явлений хозяйственной деятельности базой для сравнения служат данные прошлых лет; для выявления путей совершенствования производства показатели сравниваются с лучшими в данной отрасли или со средними величинами. Во всех случаях анализ базисным методом проводится по следующей формуле:

±ΔП= Пан - Пбаз,

где ±ΔП - отклонение анализируемого показателя от базисного; Пан, Пбаз - соответственно анализируемый и базисный показатели.

Графический методявляется средством наглядной иллюстрации хозяйственных процессов. Графики различают по их назначению (диаграммы сравнения, хронологические графики) и по способу построения (линейные, столбиковые, круговые).

Сравнение- важнейший прием анализа, который позволяет выразить характеристику явлений посредством других однородных явлений. При таком анализе отчетные показатели сравниваются с плановыми; плановые и отчетные показатели сравниваются с показателями предшествующих лет, а также с показателями передовых организаций, среднеотраслевыми данными и с нормативами.

Группировка- это выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам или их совокупности. Правильная группировка хозяйственных явлений и процессов позволяет глубже изучить их, выявить резервы и определить влияние важнейших факторов на исследуемый показатель. Группировка данных учета и отчетности обеспечивает комплексное изучение вопросов хозяйственной деятельности, помогает отделить главное от второстепенного, существенное - от несущественного.

Элиминирование- прием для установления влияния отдельных факторов на обобщающие показатели хозяйственной деятельности. В анализе ФХД элиминирование производится с помощью приема цепной подстановки, способа разниц и индексного метода.

МЕТОД ЦЕПНЫХ ПОДСТАНОВОК

Метод цепных подстановоксостоит в том, что степень влияния каждого фактора на общий результат устанавливается последовательно, путем постепенной замены каждого показателя другим, причем один из них рассматривается как переменный при неизменных других. Этот метод используется для анализа изменения обобщающего экономического показателя под влиянием многих производственных факторов.

Например, проанализируем отклонение фактического годового объема товарной продукции (Тф) от планового значения (Тп) под влиянием таких факторов, как переменная численность рабочих (а), число рабочих дней в году (в), средняя продолжительность рабочей смены (с) и часовая выработка одного рабочего (d). При построении необходимо соблюдать правила последовательности включения факторов в ряд, при котором каждый последующий фактор должен наиболее полно характеризовать предыдущий:

Тп = ап - вп - сп - dп;

Тф = аф - вф - сф - dф.

Отклонение АТ фактического объема товарной продукции от планового составит

±ΔТ = Тф - Тп.

Если требуется установить значение АТ, обусловленное изменением каждого фактора, в цепной ряд, составленный на плановом уровне, последовательно по цепочке вместо анализируемого фактора вводится его отклонение относительно плановой величины; остальные факторы, включенные в цепной ряд, остаются на плановом уровне, за исключением тех, которые уже учтены.

Это значит, что при цепных подстановках все факторы, предшествующие анализируемому, имеют фактическое, а все последующие - плановое значение:

±ΔТа = (аф - ап) - вп - сп - dп;

±ΔТв = аф - (вф - вп) - сп - dп;

±ΔТс = аф - вф - (сф - сп) - dп;

±ΔТд = аф - вф - сп - (dф - dп),

где ±ΔТа, ±ΔТв, ±ΔТС, ±ΔТД - отклонения фактического годового объема товарной продукции под влиянием изменения соответственно численности рабочих, количества рабочих дней в году, продолжительности рабочей смены, часовой выработки одного рабочего.

Общая сумма отклонений под влиянием анализируемых факторов определяется как разность между фактическими и плановыми объемами товарной продукции.

Способ разницпредставляет собой упрощенный метод цепных подстановок: при расчетах используются не абсолютные величины показателей, а их отклонения от заданных.

ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД

Индексный методпозволяет определить влияние факторов на обобщающий показатель в динамике. Метод основывается на использовании относительных показателей, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, принятому в качестве базы. Различают индивидуальные и групповые индексы. Кроме того, в анализе хозяйственной деятельности используются индексы базисные, показывающие изменение явления относительно базисного периода, и цепные, характеризующие изменение явления относительно предыдущего периода.

Например, анализируется изменение объема товарной продукции (Т) за четыре месяца - Т1, Т2, Т3,

Принимая в качестве базисного периода один месяц, получаем для каждого 1-го месяца базисный

Iбаз = Тi1 и цепной индекс Iцеп = Тii-1:

Iбаз5/1 = Iцеп1/1 - Iцеп2/1 - Iцеп3/2 - Iцеп4/3.

Индексный метод может быть использован для факторного анализа какого-либо показателя.

Например, необходимо определить изменение по сравнению с прошлым годом объема товарной продукции ΔТ под влиянием переменной численности рабочих (а) и производительности их труда (в). Для решения строится система взаимосвязанных индексов:

Iобщ = (в1- а1)/(в0- а0) = Т1/ Т0,

где Iобщ - общий групповой индекс изменения объема выпуска продукции; в1, в0 - среднегодовая выработка товарной продукции на одного рабочего соответственно в анализируемом и базисном периодах; а1, а0 - среднегодовая выработка товарной продукции на одного рабочего соответственно в анализируемом и базисном периодах; Т1, Т0 - объем товарной продукции соответственно в анализируемом и прошлом базисном периодах.

При построении факторных индексов для определения влияния количественного показателя качественный фиксируется на базисном уровне в0, а при установлении влияния качественного показателя количественный фиксируется на уровне а1. Тогда:

Iобщ = Iа - Iв,

где Iа - факторный индивидуальный индекс изменения численности рабочих;

Iв- факторный индивидуальный индекс изменения средней годовой выработки одного рабочего.

При этой величине отклонение товарной продукции под действием обоих факторов равна:

ΔТ = (в0а1 - в0а0) + (в1а1 - в0а1) = в1а1 - в0а0.



2015-12-08 926 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (926)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)