Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации



2015-12-08 1097 Обсуждений (0)
УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная составляющая прибыли отчетного периода является прибыль от реа­лизации товаров, продукции, работ и услуг. Поэтому основное внимание в анализе при­были должно быть уделено исследованию причин и факторов изменения именно этого показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (УД), себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц).

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отри­цательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной про­дукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция яв­ляется убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение сум­мы прибыли.

Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наобо­рот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции об­щая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Приведем методику формализованного расчета влияния отдельных факторов на изменение величины прибыли от реализации продукции:

1. Расчет общего изменения прибыли (DП) от реализации продукции:

DП = По – Пб

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме реализованной продукции (DП 1ф):

DП 1ф = Пб*Кр – Пб = Пб*(Кр – 1) , где

Кр – коэффициент роста объема реализации продукции: Кр = С усл..: Сб

Сусл. - себестоимость реализованной продукции за базисный период при объеме реа­лизации за отчетный период; Сб - себестоимость базисного периода.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализованной продукции (DП 2ф):

DП 2ф =Пусл. – Пб*Кр, где

Пусл. - прибыль за базисный период при объеме и структуре реализации за отчетный период.

4. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную про­дукцию (DП 3ф):

DП 3ф = BP1 – ВРусл. = åЦф*Нф - åЦб*Нф, где

BP1 = åЦф*Нф - фактическая выручка в отчетном периоде

(Ц - цена изделия; Н - количест­во изделий); ВРусл. = åЦб*Нф - выручка в отчетном периоде в ценах базисного периода.

5. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции

(DП 4ф):

DП 4ф = Cф – Сусл.

Расчет влияния факторов на изменение прибыли можно выполнить, используя данные, приведенные в таблице 3.

Последовательно определим степень влияния на прибыль анализируемых факторов.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

 

Показатель Базисный период По базису на фактически реализован­ную продук­цию Отчетный пе­риод
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 324261,5 352286,0 378761,4
Полная себестоимость реализо­ванной продукции 289485,4 305567,9 334232,4
Прибыль (убыток) от реализации 34776,1 46718,1 44529,0

1. Увеличение объема реализации продукции.Для расчета влияния этого фак­тора рассчитаем коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базис­ной себестоимости. В нашем примере он равен:

1,056 = 305567,9:289485,4

Затем скорректируем базисную прибыль на данный коэффициент и вычтем из нее сумму базисной прибыли:

DП вр= 34776, 1 * 1,056 - 34776,1 = 1947,5

2. Изменение структуры реализованной продукции. Для расчета влияния данного фактора из условной прибыли вычтем прибыль, за базисный период скорректиро­ванную на коэффициент роста объема реализации:

DП уд= 46718,1 -34776,1 * 1,056 = 9994,5

3. Изменение отпускных цен на продукцию. Влияние этого фактора рассчитывают как разность между фактической выручкой в отчетном периоде и выручкой в этом периоде в ценах базисного периода:

Ц= 378761,4 - 352286,0 = 26475,4

4. Изменение полной себестоимости продукции. Влияние этого фактора уста­навливают сравнением фактической суммы затрат на продукцию в отчетном периоде с базисной на фактический объем продукции:

DП с= 334232,4 - 305567,9 = -28664,5

Результаты анализа представлены в таблице 4, где сумма влияния отдельных факторов равна общему изменению прибыли в отчетном периоде.

Таблица 4

Влияние отдельных факторов на изменение прибыли

 

Показатели Тыс. руб.
Изменение прибыли, всего 9752,9
в том числе за счет: изменения объема реализации 1947,5
изменения структуры продукции 9994,5
изменения цен реализации 26475,4
изменения полной себестоимости продукции -28664,5

Эти же результаты можно получить способом цепной подстановки (универсаль­ного способа детерминированного факторного анализа), последовательно заменяя ба­зисную величину каждого фактора фактической (табл. 5).

Таблица 5

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции

 

 

 

 

Пока­затель Факторы Алгоритм расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
объем реали­зации струк­тура продук­ции цена себесто­имость
Базис Базис Базис Базис Базис ВРб-Сб 34776,1
Усл.1 Отчет Базис Базис Базис Пб*Крп 36723,6
Усл.2 Отчет Отчет Базис Базис ВРусл-Сусл. 46718,1
Усл.3 Отчет Отчет Отчет Базис BPо-Сусл. 73193,5
Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет BPо-Со 44529,0

 

Изменение суммы прибыли произошло за счет:

 

объема реализации продукции

DП вр = Пусл.1 - Пб = 36723,6 - 34776,1 = 1947,5 тыс. руб.

структуры товарной продукции

DП уд = Пусл.2 – Пусл.1 = 46718,1 - 36723,6 = 9994,5 тыс. руб.

средних цен реализации

DП ц = Пусл.3 – Пусл.2 = 73193,5 - 46718,1 = 26475,4 тыс. руб.

себестоимости реализованной продукции

DП с = По – Пусл.3 = 44529,0 - 73193,5 = -28664,5 тыс. руб.

Итого = 9752,9 тыс. руб.

Расчеты показывают, что предприятие получило в отчетном периоде больше прибыли, чем в базисном, за счет повышения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции и рост объема ее реализации также способствовали увеличению суммы прибыли на 11942,0 тыс. руб. В связи же с повышением себестои­мости реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 28664,5 тыс. руб.

Анализ изменения величины прибыли от реализации отдельных видов продук­ции осуществляется с использованием следующей факторной модели:

П = VРП * (Ц –С)

Пример. На основе данных таблицы 6 определить влияние на изменение при­были объема реализованной продукции, цены и себестоимости продукции.

Таблица 6

Исходные данные для анализа изменения прибыли

 

Показатели Базовый год Отчетный год Отклонение, +,-
Количество реализованной продукции, тыс. ед. +8
Выручка, тыс. руб. +3360
Средняя цена реализации, одной единицы, руб. +20
Себестоимость реализованной продукции: всего, тыс. руб. единицы продукции, руб. +4280 +30
Прибыль, тыс. руб. -920

 

Рассчитаем влияние факторов методом цепных подстановок:

Пб = VРПб*(Цб- Сб) = 100000 (150 - 130) = 2000 тыс. руб.,

Пусл.1 = VPПо* (Цб - Сб) = 108000 (150 - 130) = 2160 тыс. руб.,

Пусл.2 = VPПо* (Цо - Сб) = 108000 (170 - 130) = 4320 тыс. руб.,

По = VPПо* (Цо – Со) =108000 (170 - 160) = 1080 тыс. руб.,

DП общ. = По - Пб = 1080 - 2000 = -920 тыс. руб.,

DП vрп = Пусл.1 - Пб = 2160 - 2000 = +160 тыс. руб.,

DП ц = Пусл.2 – Пусл.1 = 4320 - 2160 = +2160 тыс. руб.,

DП с = По – Пусл.2 = 1080 - 4320 = -3240 тыс. руб.

 

Аналогичные результаты могут быть получены при использовании и другого метода факторного анализа - метода абсолютной разницы:

DП vрп = (VРПб – УРПо)* (Цо - Со) = 8 *(150 - 130) = +160 тыс. руб.,

DП ц = VРПо* (Цо - Цб) = 108000 * 20 = +2160 тыс. руб.,

DП с = - VРПо* (Cо- Сб) = - 108000 * 30 = - 3240 тыс. руб.

Результаты анализа показывают, что сокращение прибыли на 920 тыс. руб. связано, прежде всего, с увеличением себестоимости продукции. Этот фактор снизил при­быль на 3240 тыс. руб.; увеличение объема реализации продукции снизило влияние роста себестоимости продукции на величину прибыли на 160 тыс. руб., а более высокие цены реализации на 2160

тыс. руб.



2015-12-08 1097 Обсуждений (0)
УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)