И социокультурный феномен
Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность элементов, в том числе: а) системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира; б) опыта осуществления известных для человека способов деятельности; в) опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества; г) опыта ценностного отношения к миру. Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Как отметил один из ведущих современных философов Х.-Г. Гадамер, «теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Соотношение образования и культурыможно рассматривать в разных аспектах: ─ в рамках культурологической парадигмы педагогической системы; ─ через формирование поликультурного образования; ─ в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы); ─ как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран; ─ через анализ учебных дисциплин культурологической направленности; ─ через рассмотрение путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся); ─ через описание и прогнозирование образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; ─ через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека и т. д. Современное образование выполняет следующие культурные и социальные функции: 1. Образование является одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Поэтому мировое сообщество высказывается о необходимости формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования). Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе, определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека. 2. Образование представляет собой практику социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга). Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается: в формировании образа жизни, принятого в обществе, в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой), в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. 3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. 4. Образование выступает в качестве процесса передачи культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в передаче социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры. 5. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и определенная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств. Таким образом, культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. При этом образование является способом социализации личности и преемственности поколений, а также средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. В связи с этим образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |