Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соперничество компромисс 2 страница



2015-12-08 516 Обсуждений (0)
Соперничество компромисс 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




действие?

2. Стараться улучшить ситуацию. Предпринятое действие?

3 Стремиться передать свои чувства надлежащим образом. Предпри­нятое действие?

4. Стремиться улучшить отношения и расширить общение. Предпри­нятое действие?

5. Стремиться избегать повторения подобной ситуации. Предпринятое действие?

Если общение с выражением чувств не соответствует требованиям момента, какие иные действия могут быть предприняты?

Наиболее очевидный способ высвобождения эмоций - это их непос­редственное выражение людям, вовлеченным в проблемную ситуацию.

Упражнение 9. «Ужасно-прекрасный рисунок».

Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Пред­лагается нарисовать «прекрасный» рисунок. После этого рисунок переда­ется по кругу, соседу справа и тот должен в течение 30 сек из полученного рисунка сделать «ужасный» и передает следующему. Следующий участ­ник делает «прекрасный» рисунок. Так проходится весь крут. Рисунок воз­вращается хозяину.

© Обсуждается смысл упражнения направленного на стимулирова­ние процесса группового взаимодействия, а также на разрядку, выраже­ние агрессивности.

Упражнение 10. «Совы».

Ведущий на ухо называет участника каким-либо животным. Все вста­ют и берутся в круге за согнутые в локтях руки. Ведущий называет живот­ное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину круга, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается тогда, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов груп­пы.

© Обсуждаются особенности разрядки негативных эмоций, возника­ющих в процессе противодействия с группой.

Упражнение 11. «Птицы, блохи, пауки».

Группа делится на две команды. Каждая команда втайне от другой ре­шает, кем она будет: «птицами», «пауками», «блохами». Обе команды вста­ют в две шеренги в центре зала, лицом друг к другу. По команде показыва­ет друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают °т птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

43

© Обсуждаются особенности разрядки негативных эмоций, возника­ющих в процессе противодействия с группой и с конкретными противни­ками

2.6. Практикум по безопасному отреагированию агрессии

Проанализируйте приведенные ниже ситуации и сформулируйте след­ствия, вытекающие из предложенных вами вариантов конструктивного (неагрессивного) решения

/ Ситуация человеку наступили на ногу в переполненном троллей­бусе, и он «огрызается»

Следствие тогда наступившему лучше улыбнуться и сказать: «Про­стите меня за то, что веду себя как последний гиппопотам».

2 Ситуация девушка и молодой человек не могут решить, где лучше провести свободный вечер: она хочет пойти в театр, а он - на рок-концерт

Следствие принятие компромиссного решения: пойти на мюзикл

3 Ситуация в одной из квартир многоэтажного дома проходит вече­ринка, шум от которой очень не нравится соседу снизу

Следствие

4 Ситуация' муж и жена спорят о создании интерьера в квартире. Она хочет видеть квартиру в авангардном стиле, а он-в восточном.

Следствие

5 Ситуация дета не поделили новую игрушку. Следствие

6 Ситуация Моя дочь из всех своих подруг почему-то ценит самую испорченную. Дело в том, что девочка эта из неблагополучной семьи. Моя дочь более смышленая, да и багаж знаний у неё больше Тем не менее, она тянется именно к этой девочке. Но ведь та может испортить не только мою дочь, а и других детей.

Следствие

7 Ситуация муж неделю был в командировке. Вернувшись домой, узнает случайно от соседки, что жена все это время не ночевала дома, лишь один только раз забежала домой на 5 минут.

Следствие

8 Ситуация к руководителю приходят заведующие основными отде­лами, с которыми он создавал свою фирму, подают заявления на увольне­ние по собственному желанию На вопрос «Куда же вы уходите?» называ­ют фамилию руководителя конкурирующей фирмы

Следствие

44

2.7. Юмор как средство разрешения конфликтной ситуации

Человек смеется, чтобы не плакать

Арабская пословица

Механизм действия юмора предельно прост: подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент. Главное - помнить, что шутка не долж­на содержать в себе сарказма и иронии. Это может нанести обиду одному из субъектов конфликта (или обоим), и обострит конфликт вместо того, чтобы помочь в его оптимальном разрешении.

Юмор возможен, когда хотя бы один из субъектов находится в состоя­нии психического равновесия и способен оценивать ситуацию. Пока еще' страсти не накалились и есть способы увидеть в ситуации нотку юмора. Признавать достоинства другого мы можем, пока эмоции не пересилили наш разум, и мы в состоянии увидеть в человеке гораздо больше хороше­го, чем плохого.

Приемы остроумия и чувства юмора

В психологической литературе (С.Поварнин, А.Н.Лук и др.) приводит­ся много описаний разнообразных техник юмора. Владение данными тех­никами позволяет руководителю сглаживать острые углы конфликтного взаимодействия. Познакомившись с ниже приведенными техниками, по­пробуйте составить описаний собственных приемов чувства юмора. У актеров есть изречение «Экспромт - это отрепетированный номер», по­этому, потренировав себя в выработке собственных техник, можно повы­сить собственный уровень конфликтоу стойчивости.

1. Ложное противопоставление (Хорош, а попался).

2. Ложное усиление.

3. Доведение до абсурда (Желудок в панаме).

4. Остроумие нелепости (Человек он умный, да только мало смыслит).

5. Смешение стилей (Господа отвалите от выхода).

6. Намек (Ртом глядит, ничего не слышит).

7. Двойное истолкование (Это может быть, а может и не быть).

8. Сравнение по разным основаниям (Умный смиряется, а глупый на-Дувается).

9. Повторение (Умен, да не разумен).

10. Парадокс (За глупость бог простит, а за дурость бьют).

U. Оксюморон - это литературный приём соединения несоединимо­го (уверенное сомнение).

45

Юмор - это способность воспринимать, ценить и выражать то, что смешно, забавно, несообразно и нелепо. Это умение отыскивать коми­ческое в серьезном не у всех одинаково развито, хотя в жизни смешное и комическое не только соседствуют, но иногда и неотделимы.

Обычно юмор у большинства людей ассоциируется с «сатирой», реже с «остроумием», а еще реже с «чувством сострадания». Хотя у них есть нечто общее. Формирование юмора и чувства сострадания вызываются одинаковыми предпосылками. При переживании этих двух состояний че­ловек силой воображения переносит чужую боль на себя, но он также способен проделать обратную операцию, т.е. представить себя со сторо­ны, чужими глазами увидеть себя и свои поступки. Разумеется, одной только способности к отчуждению, умения увидеть себя со стороны еще недостаточно. Сострадательные люди не всегда наделены развитым чув­ством юмора, поскольку это целый комплекс качеств. Чувство юмора не­редко сочетается с самокритичным умом, уверенностью в своих силах. Юмор успешно гармонирует с раскованностью мышления, легкостью ас­социирования без боязни нежелательных последствий. Однако, эффектив­ное использование юмора требует соответствующей психологической готовности и практики.

Функции юмора

Юмор играет огромную роль в общении, его проявления неисчисли­мы:

• Юмор позволяет войти в систему социальных отношений. (Ум без разума - беда. Ум разумом крепок).

• В ситуации, если человек хочет обратиться к другому с просьбой, но не знает, будет ли она удовлетворена или нет. Отрицательный ответ крайне неприятен, поэтому просьба излагается в шутливой форме, как бы не все­рьез. Если человек не собирается тот откликнуться, то ничего страшного не происходит, получается, что обе стороны сохранили лицо. (Разум не велит - ума не спрашивайся).

• Другой вариант: просьба высказана в юмористической форме, но ответ на нее благоприятный, и собеседники переходят к серьезному об­суждению. Это имеет место в том случае, если речь идет о равных отноше­ниях. (Где ума не хватит, спроси разума).

• Но если это происходит в ситуации «нанальник-подчиненный», то юмор служит сигналом замены этих отношений на равноправные. Чем наперед ходим? (Думой).

• Если человек стал занимать высокое положение, то общение сродны­ми осложняются чересчур почтительным отношением. Люди смогут из­бавиться от скованности в том случае, если «вознесшийся снизит самого

себя с помошью юмора». (Умной спеси не бывает. С умом носу не поды­щешь).

• В конфликтных ситуациях, роль юмора неоценима. Это - один из

наиболее эффективных способов, позволяющих взглянуть на ситуацию по-иному и, может быть, увидеть что-то позитивное. Вместе с тем, многие люди расценивают попытку найти толику смешного как бесчувственность и даже издевку.

Прежде всего, юмор всегда нацелен на какой-либо объект и должен оцениваться. Обычно люди с воодушевлением его воспринимают, если сами остаются вне зоны его досягаемости. Если юмор натравлен на ситу­ацию, то в этом нет ничего страшного, но если юмор обращен на других индивидуумов или группы, то могут возникнуть негативные последствия. Здоровый юмор стимулирует остроумие, радость, смех, это создает бли­зость и близость. Пагубный юмор создает боль и расстояние.

В су щности, юмор может быть и полезным, и пагубным. Как потенци­альные его создатели мы должны быть готовы в к возможным пользе и ущербу.

Человек, который изо дня в день встаёт и ложится спать со словами; «Я должен», «надо», «обязательно», ориентируясь при этом на непремен­ный успех во всех своих начинаниях, будет очень болезненно переживать малейшую свою неудачу, ему будет очень трудно вновь «подняться на ноги» и двинуться вперед, в то время как чувство юмора как раз позволяет нам мягче сносить удары судьбы.

2.8. Переход от конфронтацяонного мышления как способ предупреждения агрессии

Наше мышление предопределяет исход задуманного. Более того, не­правильное мышление порождает болезнь. Как вести себя в ситуации кон­фронтации и не допустить возникновения конфликта? Установлено, что предконфликтные ситуации быстро изменяются, как только руководитель начинает сознательно перестраивать своё мышление и речь. Ревизовать своё негативное мышление можно посредством поиска новых взглядов, а также с помощью позитивного изменения своих состояний.

Конфронтационность действия не задаёт однозначно его стратегичес­ки разрушительный характер по отношению к встречному действию и его носителю. Потенциально оно может содержать и реализовывать вполне положительные установки. Конфронтационность подчеркивает лишь так­тический момент -данную актуальную ситуацию,

47

Первый шаг в искусстве разрешения конфликтов - это способность воспринимать, осмысливать и осознавать конфликт как нераскрытую воз­можность. Начать целесообразно с широкого диагноза, чтобы найти обе­щающие успех цели развития. Важно при этом решить, за какие вопросы в данной ситуации стоит бороться, а за какие - нет. Нередко умение задавать нужные вопросы решает проблему. Не прибегая к угрозам, можно ясно описать последствия, вытекающие из отсутствия соглашения. Четкое пред­ставление о своих законных нравах и процедуре их обеспечения позволяет быть более устойчивым в конфликтной ситуации. Полезно выяснить воз­можные последствия позиции, занятой оппонентом, а также с помощью каких стимулов можно склонить его изменить своё мнение.

В связи с этим трудно переоценить значение слов А.Маслоу о том, что люди должны понять, что каждый раз, когда они угрожают кому-то, кого-то унижают, когда они подавляют или отталкивают другое человеческое су­щество, когда они причиняют кому-то боль, они вносят тем самым свою лепту, пусть даже небольшую, в повышение удельного веса психической патологии в окружающем нас мире. И точно также каждый добрый, забот­ливый, порядочный, дружелюбный человек, не скупящийся на простое человеческое тепло, принимает участие, пусть даже самое скромное, в психическом оздоровлении жизни общества.

Важным фактором, влияющим ка выбор стратегии неконфронтацион-ного мышления, является оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения собственных целей и её «цены». К числу других факторов подобного рода можно отнести следующие:

• сильная взаимозависимость участников конфликта и их склонность к совместной работе в дальнейшем;

• склонность участников игнорировать различия во власти;

• доступность формальных процедур для осуществления проблемно-разрешающего поведения;

• оценка конфликта как незначительного, существование возможности перехода к проблемно-разрешающему поведению;

• восприимчивость и непредубежденность участников конфликта.

У руководителя может быть развито несколько видов профессиональ­ного мышления. Успешность его у правленческой деятельности определя­ет не столько высокий уровень их развития, сколько характер их взаимосвя­зей. Особую ценность приобретает направленность профессионального мышления руководителя на развитие оргкульгуры и на формирование оп­ределенных качеств у подчиненных.

Проведенное нами исследование структурно-функциональных харак­теристик мышления руководителя позволяет выделить в качестве основно-

48

ro механизма управленческого мышления выход на надситуативный у ро-ень обнаружения управленческой проблемности. Находясь в условиях, а иногда и в плену конкретной ситуации, руководителю трудно отрефлекси-порать происходящее, если он оказывается не в состоянии подняться над ситуацией и занять надснтуативную позицию. Именно благодаря такому издситуативному подходу профессионала происходит более адекватная ориентировка в происходящем.

САМОПРОВЕРКА

1. Является ли активизация защитных механизмов только непосредствен­но следствием фрустрации?

Ответ: если защитная реакция уже образовалась и превратилась в привычную форму в подсознательно я непроизвольно актуализируемого поведения (т.е. защитный навык), то такая реакция может иногда наблю­даться и в ситуациях, совершенно отличных от соответствующих фрустри-рующих ситуаций.

2. Почему остроумные шутки не кажутся такими смешными при пе­ресказе?

Ответ потому что теряется внезапность.

3. Почему же получается так, что юмор вызывает отрицательные эмо­ции?

Ответ на этот вопрос лежит в отношении людей к конфликтам. Мно­гие в фрустрирующих ситуациях не могут отделять эмоции, связанные с конфликтом, от своего внутреннего состояния. Возможно, что через неко­торый промежуток времени они способны отчуждаться от ситуации и видеть смешное. Сколько раз нам приходилось слышать: «Тогда это не было забавным». Действительно, тогда это не представлялось смешным, потому что индивидуум сливался с конфликтом и утрачивал способность воспринимать юмор. Иной причиной может стать повышенная степень уязвимости. Поэтому необходимо тщательно учитывать, что юмор может нанести сокрушительный удар по человеку.

Немаловажным фактором является то, какое значение придает индиви-ДУум конфликтной ситуации. Если, получая информацию, ©канализирует ее (ситуацию) влияние на его жизнь, то происходит постепенное измене­ние отношения к этой проблеме. В результате человек намного терпимее относится к юмору о своем прошлом опыте.

4. Какие моменты считаются наиболее благоприятными для юмора? Ответ:

• Когда другой человек при общении с вами использует юмор;

• Когда у вас прочные отношения с вашим собеседником;

49

• Когда ситуация социально соответствующая;

• Когда юмор направлен непосредственно на ситуацию, а не на друго­го человека или группу людей.

5. Какие отличительные признаки агрессии необходимо выделить, что­бы любое отрицательное чувство, возникающее по отношению к другому человеку (обида, недовольство, раздражение) нельзя было бы назвать аг­рессией?

6. Каким образом можно выяснить, чего больше в реагировании на конфликт: издержек или выигрыша?

7. Каким образом соотносятся понятия «экспансия» и «агрессия»?

S. Назовите основные отличительные характеристики конфликтной си­туации.

9. В чем состоит основное отличие конфликта от конфликтной ситуа­ции?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВарнантЛ* 2.

1. Что такое интеграция в конфликтной ситуации?

а) неспособность войти в положение другого человека;

б) растущее взаимное недоверие;

в) поддержка бесконфликтного отношения между элементами системы;

г) «исчерпание» конфликта;

д) предмет конфликта.

2. Что такое децеитрация в конфликтной ситуации?

а) выражение оппоненту своих чувств относительно происшедшего, в том числе извинений;

б) осознание ресурсов собственного позитивного личностного развития;

в) использование соперничающих тактик для воздействия на оппонента;

г) ориентация на достижение индивидуальной, а не общей цели;

д) ретроспективный анализ разрешения конфликтной ситуации с позиции экс-оппонента.

3. Объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами - это:

а) предмет конфликта;

б) рефлексия;

в) объект конфликта;

г) прогнозирование;

д) конкуренция.

4. В чём выражается стимулирующая функция конфликта?

а) формирование новых черт личности;

SO

б) помогает оперативно думать, что надо сделать, чтобы неприятного столкновения вновь не было, или посмотреть: какую пользу можно будет еще' извлечь из данной ситуации;

в) конфликт выступает как генератор и аккумулятор энергии, поскольку он обладает большой мощностью, которая проявляется как в дина­мике процесса, так и в достигаемых результатах;

г) свидетельствует о том или ином неблагополучии в коллективе, в организации его деятельности;

д) определяет процесс выбора, принятия решений и, в конечном сче­те, весь процесс самореализации личности.

5. Блокирование целенаправленного поведения другого участника конф­ликта-это:

а) закрепление;

б) тенденция к равновесию;

в) фрустрация;

г) актуализация;

д) начало конфликта.

6. Чем из перечисленного ниже характеризуется начало конфликта:

а) использование соперничающих тактик для воздействия на оппо­нента;

б) выражение оппоненту своих чувств относительно происходящего;

в) направление энергии конфликта в плоскость мирных действий;

г) определение конфликта в терминах той проблемы, которую надо урегулировать;

д) некоторые инициирующие события побуждают участников к дей­ствиям.

7. Конфликт-это:

а) столкновение равных по направленности н противоположных по силе тенденций участников взаимодействия;

б) столкновение равных по силе и противоположных по направлен­ности тенденций участников взаимодействий;

в) то же, что и ссора.

9. Когда агрессия направлена не на источник страдания, а на соучастников, коллег и т.д, это:

а) неосознанная агрессия;

б) реактивная агрессся;

в) респондентная агрессия. Ю- Реактивная агрессия - это:

а) агрессия, направленная на другой обьект;

б) агрессия, предполагающая возмездие в ответ на осознаваеиую

51

угрозу;

в) гнев, который долгое время может оставаться в одном состоянии;

г) агрессия, за которой скрываются агрессивные мотивы. 11. Соотнесите тяп конфликта и его форму:

Тип конфликта Форма конфликта

1) глобальный; а) метод взрыва;

2) сильный; б) стресс;

3) скрытый; в) группа-группа;

4) спровоцированный; г) спор;

5) легко разрешаемый; д) фрустрация;

6) констуктивный; е) компромисс.

52

ГЛАВА Ш.

УХОД КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ЗД. Психологическая характеристика ухода как способа разрешения конфликтной ситуации

Уход сам по себе не может быть ни плохим, ни хорошим средством разрешения конфликтной ситуации. Если уход только лишь заостряет про­блему, имевшуюся в данной ситуации, то он будет неэффективным спосо­бом. Если же издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш при уходе от него, то лучше уйти. Однако, остается открытым вопрос: каким образом можно определить соотношение издержек и выигрыша.

Уход, как тенденция к закреплению неэффективных форм решения внут­ренних и внешних конфликтов, приводит к нарушению (асимметрии) пе­дагогического взаимодействия, фрустрирует потребность педагога к са­моутверждению и самоактуализации, снижает нравственную саморегу­ляцию и интерес к профессиональной деятельности (см. рис. 5).

УХОД

1 . СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УХОД ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
ОСОЗНАННЫЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ
,_----------------1-------------,
НИЗШЕГО ПОРЯДКА j ВЫСШЕГО ПОРЯДКА

Рис. 5. Основные разновидности ухода как способ разрешения конф­ликтной ситуации

3.2. Стратегический уход

Стратегическим уходом мы называем совокупность способов реаги­рования на конфликтную ситуацию, которая характеризуется надситуа-тивным подходом. Реализуя данный подход человек оказывается вне ситу-ЩИи порождающей внутреннее напряжение,

1- Фантазия. В таких реакциях человек воображает ситуацию, которая ему была бы желательна, отрешаясь от действительности.

S3

2. Фиксация. Если человек сталкивается с одной и той же фрустриру-ющеи ситуацией, то он может давать один и тот же закрепленный ответ.

3. Апатия, Отмечается выраженное состояние безразличия, равноду­шия, отсутствия интересов к окружающей действительности. В условиях конфликтного взаимодействия апатия выражается в безволии, т.е. даже хорошо продуманное решение конфликтной проблемы не сопровождает­ся активными волевыми действиями.

4. Бойкот - отказ от дружеских или деловых отношений с провинив­шейся стороной.

5. Психологический уход us группы - отключение от работы в группе (при физическом присутствии) путём переноса своего внимания на дру­гие объекты, мысли, состояния. Погружение в своей внутренний мир или выполнение действие, отделяющих индивида от группы. Причинами мо­жет быть скука, тревожность, отсутствие понимания, давление внешних условий, усталость, несовпадение интересов.

3.3. Психологические механизмы защиты

Противоположностью положительного отношения к сложной конф­ликтной ситуации являются разнообразные формы защитных реакций человека. Психологическая защита социально-регулятивная система ста­билизации личности, направленная на устранение или сведения до мини­мума чувство тревоги, связанное с осознанием конфликта. Все защитные механизмы обладают двумя характеристиками: действуют на неосознан­ном уровне н искажают восприятие реальности. Люди редко используют какой-либо единственный защитный механизм, обычно они применяют совокупность различных защит.

Неадекватное разрешение конфликтов обусловлено не всегда осозна­ваемым действием механизма психологической защиты личности. В этом случае нервное напряжение, душевный дискомфорт устраняются не че­рез деятельность, активное искоренение причин, источников конфликта, отрицательных эмоций, стресса, а путем переоценки, переориентации психической активности, снятия нежелательного напряжения.

В настоящее время все защитные механизмы объединяются по одно­му основному критерию: все они направлены против фрустраторов. Воз­можность выделения двух подгрупп этой группы появилась благодаря тому, что фрустраторы бывают внешними и внутренними. По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внут­ренних фрустраторов.

54

В целом и типы защиты, и интенсивность, и длительность защитно-лаптивных процессов зависят от смысла фрустраторов для личности, а ндивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от структуры мативационной иерархии и уровня притязаний личности.

д.фрейД предложила считать защитными следующие «психологичес­кие» механизмы: вытеснение, регрессия, образование реакции, изоляция, отрицание (аннулирование) совершенного действия, проекция, интроек-пяя, обращение на собственную личность, превращение в свою противо­положность, сублимация. Эти защитные механизмы используются для за­шиты от внутренних фрустраторов.

В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, на­правленными против внешних фрустраторов: отрицание, индентифика-ция, ограничения. Однако и этот список следует дополнить следующими важными защитно-адаптивными механизмами: рационализация, фанта­зия, конверсия, символизация, перемещения.

Является ли активизация защитных механизмов только непосредствен­но следствием фрустрации? На этот вопрос следует ответить так: если за­щитная реакция уже образовалась и превратилась в привычную форму подсознательно и непроизвольно актуализируемого поведения (т.е. защит­ный навык), то такая реакция может иногда наблюдаться и в ситуациях, совершенно отличных от соответствующих фрустрируюших ситуаций.

Согласно психоаналитической точке зрения, определенные защитные механизмы функционируют на более примитивном уровне, чем другие. Их можно рассматривать как защитные механизмы низшего порядка. Они более массивны в своем действии, т.е. затрагивают широкие и глубинные слои личности. Эмоциональный уровень при использовании этой основ­ной категории Эго-защит имеет тенденцию быть глубоко бессознатель­ным. Их использование, вероятнее всего, ассоциируется с менее зрелым индивидом.

Другие защитные механизмы менее примитивны. Их именуют защит­ными механизмами высшего порядка. Они имеют тенденцию функциони­ровать в усложненной манере. Защитные механизмы высшего порядка менее массивны, т.е. не затрагивают обширные слои личности и развива­ются более постепенно. Они функционируют во всех возрастах и чаще встречаются (чем защитные механизмы низшего порядка) в старшей по возрасту и более зрелой личности.

55

3.3.1. Осознанные психологические механизмы защиты

/. Идентификация -это процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя отождествляет. Идентификация характеризует людей, которые пы­таются уменьшить фрустрацию, конфликт, идентифицируясь (отождеств­ляясь) с каким-то реальным или воображаемым человеком.

В процессе идентификации одно лицо (субъект идентификации) осу­ществляет преимущественно подсознательно психическое уподобление с другим (с объектом идентификации). Идентификация приводит к поведен­ческим последствиям - подражанию действия и переживания объекта, интернализащщ его ценностей и установок.

2. Подавление. При такой реакции человек осознанно отбрасывает неприятные воспоминания и мысли. Это происходит посредством созна­тельного исключения их из своей памяти. Подавление осуществляется с помощью волевых, осознанных усилий. {Скарлетт: «Об этом я подумаю завтра»).

Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыс­лей и чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Подавление действует избирательно: оно направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее.

3. «Поглощение стрел» - это манипулирование, которое преднаме­ренно вводит в заблуждение оппонента, полагающего, что, если уступили ему, то и он может сделать шаг навстречу. Это стремление сделать оппо­нента более уступчивым в решении важных вопросов.

4. Самоограничение. Суть самоограничения состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по срав­нению с достижениями другого, тогда его самоуважение страдает, снижа­ется. Многие в подобной ситуации прекращают свою деятельность. А. Фрейд отметила простоту и распространенность этого механизма, а также то обстоятельство, что он свойственен нормальной психической жизни на протяжении развития личности.

3.3.2. Бессознательные психологические механизмы защиты низшего порядка

1. Вытеснение - это выключение из сознания неприемлемого мотива, угрожающих или причиняющих боль мыслей и неприятной информации. Истинная, но неприятная информация вытесняется с целью, чтобы её за-

меняла другая информация, одобряемая с точки зрения социального ок­ружения и поэтому не вызывающая стыда и угрызений совести.

Вытеснение - это непроизвольный акт, который препятствует осозна­нию нами многих собственных конфликтов и травматических пережива­ний из нашего прошлого. Вытесненный мотив, не находя разрешения в доведении, сохраняет, однако, свои эмоциональные и вегетативные ком­поненты. Обмолвки, описки, неловкие движения нередко свидетельствуют 0 вытеснении. Таким образом, вытеснение означает исключение га созна­ния импульса, провоцирующего напряжение и тревогу. Например, чело­веку надо принять какое-то трудное, мучительное для него решение в от­ношении конфликтной ситуации. Это наполняет его тревогой т беспокой­ством. Тогда вдруг он «забывает» об этом деле. Точно так же он может забыть о совершенном им некрасивом поступке, который тревожит его самосознание, о трудно выполнимом обещании и т.п. причем, это не ли­цемерие. Человек «честно» забывает, не видит, на знает. Нежелательная информация просто вытеснена из его сознания. Что-то может его трево­жить, но что - он не знает.



2015-12-08 516 Обсуждений (0)
Соперничество компромисс 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соперничество компромисс 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)