Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соперничество компромисс 7 страница



2015-12-08 394 Обсуждений (0)
Соперничество компромисс 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Обсуждение: выявление причин успешного и неуспешного выполне­ния упражнения.

Упражнение 65. ПОХОД

Цель: развитие наблюдательности.

Процедура: Участники садятся по кругу. Ведущий-. «Давайте предста­вим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (ведущий показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное, сделать это надо без слов, не вербально. Все мы должны внимательно следить затем, что каждый из нас кладет в рюкзак и не повторяться».

Обсуждение: После того, как каждый положил что-то в рюкзак, группа обсуждает: что это было, что было тяжело угадать, что нет, почему. Что мешало и помогало угадывать.

Упражнение 66. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К НОВИЗНЕ

Цель: развитие доброжелательности как умения видеть новое и хоро­шее в другом человеке.

Процедура: «Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратить внимание на то, как выглядит сегодня этот чело­век, в каком он настроении, как он себя проявляет. Для этого у вас будет 3 мин. ... А сейчас мы будем сообщать друг другу, что нового, по сравне­нию со вчерашним днем, вы увидели в человеке. Будьте внимательны и постарайтесь ничего не пропустить».

Обсуждение: осознание «секретов» доброжелательности. Упражнение 67. ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Цель: развитие умений дифференцировать эмоциональные состояния.

Процедура: Каждому дается задание определить в цвете (придумать цвет или определенный оттенок) свое состояние на данный момент. И объяс­нить для себя почему.

Каждый участник должен угадать, какого цвета настроение у соседа справа. Затем идет соотнесение с реальным цветом, который загадал со­сед. При этом и сосед и тот, кто угадывает, не просто называют цвета, но и объясняют, почему именно этот цвет, а не какой-нибудь другой.

Обсуждение: особое внимание обращается на аргументацию соб­ственной точки зрения.

Упражнение 68. НАЕДИНЕ С ДРУГИМ

Цель: развитие умения быть близким к своим чувствам и брать на себя ответственность за свои чувства,

Процедура: 8 игре участвуют одновременно четыре-шесть человек (4-6). Первый человек встает на стул (неподалеку ставится стул), второй человек садится на стул (напротив него ставится стул, но с учетом того, что другой человек может как сесть на стул, так и встать на стул, встать рядом со стулом и т. д.), третий человек стоит.

Другим трем участникам предлагается встать поочередно у каждого щ трех участников. Далее участнику предлагается расположиться напро­тив каждого из трех участников так, как ему будет удобно (при этом нужно смотреть в глаза человеку напротив).

Обсуждение: напротив кого стоять было легко/тяжело/неуютно/нео­бычно/приятно? Почему во втором этапе упражнения была выбрана имен­но такая позиция? Как по вашему, чувствовали себя другие участники? Три участника отвечают на те же вопросы.

Упражнение 69. «ПАРОВОЗИК»

Цепы формирование «чистых» каналов общения.

Процедура: Участники встают друг за другом, ведущий перемешивает их и переставляет людей так, чтобы каждый участник не знал, кто стоит за его спиной (все это осуществляется, когда у участников закрыты глаза). Ведущий встает в конец «паровозика» (у спины последнего).

Ш

Инструкция: ведущий посылает сигнал вперед, задача других участников - передать этот сигнал дальше. Все сигналы должны передаваться!

Сигналы; - поглаживание по затылку; удар (несильный по плечу); поло­жить обе руки на плечи; провести руками по рукам (от плеч до кистей); дернуть за волосы (несильно); «смахнуть ворсинку» со спины; схватить за плечи.

Обсуждение: какие сигналы было трудно передавать? Какие сигналы было трудно получать? Почему?

Упражнение 70. ФРАЗЫ

Цепь: развитие поведенческого репертуара.

Процедура- Нужно шесть и более (четное количество) участников. Им раздаются карточки с репликами: «не будь таким!»; «мы с тобой одной крови - ты и я!»; «ля - ля - ля»; «мне не нравится эта погода»; «мне некогда»; «у тебя нитка на кофте» и прочие смешные цитаты, обвинитель­ные, укоряющие фразы, комплименты.

Затем участники разбиваются на пары. Инструкция: «сейчас вы долж­ны как можно большему числу участников сказать вашу фразу и выслу­шать фразу других».

Обсуждение: что было трудно говорить? что воспринимать? какая реакция? почему?

Упражнение 71. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Цель: повышение уровня ответственности средствами активного слу­шания.

Процедура: Слушание - это активный процесс. Как таковое, оно пред­полагает желание услышать, внимание к собеседнику.

Каждый из нас может слушать более эффективно, только этому надо учиться. Существуют некоторые приемы активного слушания:

Выяснение - обращение к говорящему за уточнением. Здесь ключе­вые фразы «не повторите ли вы еще раз»; «я не понял» и т. д.

Перефразирование - формулировка той же мысли иначе: «как я вас понял...»; «вы говорите...» и т. д.

Отражение чувств ~ отражение слушающим чувств, выраженных гово­рящим: «вероятновы чувствуете...»; «мне кажется, что вы чувствуете...»

Резюмирование - подытоживание основных идей, чувств говорящего.

Обсуждение: обоснование целесообразности применения активных методов слушания в ходе профилактики деструктивных конфликтов. Упражнение 72. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ПОНИМАНИЕ

Цель развитие способности к пониманию

Процедура: «Сейчас мы разобьемся на пары. Один из вас расскажет своему собеседнику короткий случай (кратковременную конфликтную

112

ситуацию) из жизни, или какую-то свою идею, а тот, в свою очередь, дол-ясен перефразировать это высказывание. Затем поменяйтесь ролями. Обя­зательно спросите собеседника, точно ли вы поняли, что он сказал».

Обсуждение: К умению активно слушать относятся так же: кивок го­довой; взгляд в таза; поза, направленная к собеседнику; реплики согласия и удовлетворения; уточнение мысли говорящего.

Упражнение 73. МИМИКА ИЖЕСТЫ

Цель: развитие внеязыковых средств общения, выработка свободного, раскованного стиля общения.

Процедура: Все разбиваются на пары. Один человек из пары получает записку с заданием: «написать письмо»; «переставить мебель в классе». Это он должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. После чего сравнивается написанное на бумаге и сделанное.

Обсуждение: сложно было или нет, что помогало и что мешало. Упражнение 74. КАРТИНА

Цель: развитие «чувства локтя».

Процедура: Данное упражнение определяет умение членов группы регулировать процесс общения, помогает отработать невербальные тех­ники общения. Все разбиваются на пары, каждой паре дается лист бумаги и карандаш. За 5 минут им необходимо создать совместное произведение, под рисунком написать название и подпись. Вся работа проходит без по­мощи речи и предварительной договоренности о том, что и как будет на­рисовано.

Обсуждение: Действительно ли совместное произведение? Кто ини­циатор создания именно этого сюжета? Кто лидер, а кто подчиненный? Учитывались ли желания каждого? Понимали ли друг друга, какие спосо­бы использовали?

Упражнение 75. ВЛИЯНИЕ ПР0ЮВО1ШНОГО НАСТРОЕНИЯ

Цель: развитие способностей, необходимых для уверенного поведения в неожиданных ситуациях.

Процедура: Это упражнение показывает роль положительной и отри­цательной атмосферы; развивает умение находить поддержку в любой аудитории; помогает выработать свободный, раскованный стиль обще­ния; в ходе упражнения могут быть выработаны способы, помогающие расположить к себе аудиторию.

Выбираются три человека. Им дается задание - составить сообщение на 2 минуты, на любую тему. Затем они выходят за дверь. Те члены груп­пы, которые остались, становятся слушателями. С ними ведущий догова­ривается, что когда войдет первый рассказчик, все будут проявлять доб-

113

рожелательность. Во время второго рассказа все будут изображать холод­ность. А когда будет выступать третий - одна половина слушателей выра­жает положительное настроение, другая - отрицательное.

Обсуждение: ораторы рассказывают о своих чувствах, ощущениях, дают оценку своему выступлению. После этого раскрывается заговор. Упражнение 76. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ

Цель: развитие умений отвечать за своё отношение к другим людям.

Процедура: Сначала на бумаге, а затем обсуждение в парах. Я прошу написать начало предложения, завершает которое каждый по своему ус­мотрению.

«Мнене нравятся люди, которые......

«Я не люблю людей, которые..,».

«Все люди...».

«Я думаю, что все люди...».

« Мне кажется, что все люди...».

Обсуждение. Были ли в вашей жизни такой эпизод, когда вы проявляли эти качества, которые осудили. Открыл ли кто-нибудь что-нибудь в себе, выполняя это упражнение. Является ли чувство, которое вы открыли, сти­мулом для внутреннего развития. Оказывается, качество, которое я не люб­лю в других, очень прочно сидит во мне. В связм с этим уместен вопрос ведущего: «Можешь ли ты взять на себя ответственность за решение этой задачи?».

Результат. Я решила для себя очень важную проблему. Мне не нра­вился один человек, но теперь я не испытываю раздражение по отноше­нию к этому человеку.

Упражнение 77. ЭХО

Цель- развитие умений, необходимых для оперативной и адекватной обратной связи.

Процедура: а) участник начинает свой рассказ. Желательно, чтобы тема была значима для говорящего. Например, «Мои маленькие радости»; б) слушающий должен повторить сущность его сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его; в) после этого первый участник подтверж­дает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере.

За ходом выполнения упражнения следит наблюдатель, который сооб­щает наиболее значимую информацию.

Обсуждение: особое внимание обращается на преодоление затрудне­ний, возникающих в процессе обратной связи.

114

Упражнение 78. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Цель, развитие умений принимать на себя ответственность за прини­маемую информацию.

Процедура: Участник, получающий обратную связь, сидит в центре круга с закрытыми глазами, а остальные участники подходят к нему, и невербально выражают ему своё отношение.

Затем участник пытается определить, кто и какое действие совершил и «зеркально» возвращает этому человеку ответное действие.

Обсуждение: поиск ресурсов, актуализация которых позволит повы­сить эффективность обратной связи в общении.

Упражнение 79. ОТКРЫТОСТЬ

Цель: самораскрытие, принятие своих чувств.

Процедура: Найдите в группе человека, которого Вы меньше всего знаете. Поделитесь с ним чем-либо важным для Вас, своими мыслями и чувствами. Изменилось ли у Вас отношение после этого к нему, что Вы чувствуете?

Обсуждение. Открытость означает умение поделиться своими впечат­лениями об актуальной ситуации, а также переживаниями, связанными с ней. Открытость - это готовность высказать другому свои соображения, выразить свои чувства в связи со сказанным или сделанным.

Установление близких отношений с другими людьми во многом опре­деляется тем, насколько открыто, искренне вы можете выражать свои чув­ства, себя в присутствии друг друга.

Упражнение 80. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Цель: развитие позитивного отношения к себе.

Процедура Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой, напротив каждого пункта, укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Разверните и обо­снуйте контраргументы. Найдите подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

Обсуждение: выявление новых возможностей повышения самооценки.

Таким образом, быть ответственным - значит просто признать дей­ствия своими собственными. «Я сделал это, меня не принуждали ни об­стоятельства, ни судьба, ни моё бессознательное, ни социальное давление.

115

ГЛАВА VII.

МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ КОНФЛИКТОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЮ МАНИПУЛИРОВАНИЮ

Стань таким, каким ты не был, И останься тем, кем был

Константин Никольский

В условиях рыночной экономики формированию механизмов инфор­мационной защиты при общении, особенно в ситуации манипуляции, спо­собствует сама практика предпринимательства, когда информация стала дорогим товаром и от правильного распоряжения этим товаром зависит коммерческий успех ее обладателя. Проблема выявления неискренности, дезинформации и манипуляций в процессе общения является актуальной для разных сфер деятельности человека.

Прежде всего, это связано с необходимостью установления и поддер­жания контактов, в том числе и с такими категориями людей, чью инфор­мацию, из-за наличия определенных личностных особенностей, жизнен­ных обстоятельств и других причин, не всегда можно считать достаточно надежной- Маннпулятивные техники в повседневном и деловом взаимо­действии становятся все более изощренными и замаскированными, при­чем рост благополучия жизни людей не приводит к уменьшению этой тенденции

В целях повышения уровня информационной безопасности фирмы и коммуникативной компетентности ее руководителей и сотрудников нами был разработан метод конструирования развивающих конфликтов, с по­мощью которого обсуждались проблемы, волнующие обучаемых. На на­ших учебных занятиях, проведенных с сотрудниками и руководителями различных фирм и организаций, широко применяется проблемно-ориен­тированный видеотренинг. В ходе тренинга участники решают разнооб­разные проблемы (Как предотвратить манипулирование собой? Как про­тивостоять агрессии? Как творчески реагировать на конфликт? Как повы­сить конфликтологическую компетентность?). В качестве иллюстрации содержания наработанных результатов можно рассмотреть проблему ма­нипулирования, которая обсуждалась в ходе моделирования развивающих конфликтов.

116

7.1. Функции конструирования конфликта

1. Коррекциопная функция а) улучшение отношений участников кон­фликтного взаимодействия; б) коррекция поведенческих форм; в) уточне­ние и конкретизация понимания конфликта, позитивное изменение взгля­дов на конфликт; в) коррекция эмоциональной сферы. 2. Обучающая фун~ кция: дидактическая направленность реализуется в обучении конфликто-ванию, при котором в каждом новом конструируемом учебном конфлик­те вырабатываются способы выбора наиболее эффективных форм разре­шения конфликтных проблем. 3. Воспитывающая функция1 а) формиро­вание саногенных качеств мышления; б) формирование таких качеств лич­ности, которые способствуют профилактике деструктивных конфликтов, позволяют перевести возникающий деструктивный конфликт в конструк­тивный. Если ставится задача развивать нравственные качества, то надо формировать нравственные отношения. Развивать можно только то, что есть в человеке. Однако, нередко воспитание зачастую сводится к навязы­ванию определенных ценностей. 4. Проективная функция- ориентирова­на на конструирование «Системы перспективных линий» (А.С.Макарен­ко). Суть данной системы состоит в том, что стимулом жизни настоящего дня является радость дня завтрашнего. Руководитель тренинга организует конструктивный конфликт и ведет его таким образом, чтобы у участников возникло желание созданию перспектив, происходил поиск возможных созидательных целей в будущем. Действия участников позитивного конф­ликта направлены посредством создания «ситуации успеха» на поиск от­вета на вопрос «Каки дальше быть полезным?».

Ситуация успеха гораздо эффективнее подстегивает обучаемого, чем ситуация неудачи. Общеизвестно, что уместная похвала и умение вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный, стимули­рует активность сотрудника. Причем такая уловка (сюда можно отнести и прием, названный А.С.Макаренко «Авансированная похвала») не только не исключает требовательности, но даже предполагает её. Просто, прежде чем предъявить требования, надо воспитать того, к кому они обращены, психологически подготовить его к их выполнению. Умение найти в лично­сти каждого сотрудника сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, может стать непременной профессиональной обязанностью каждого руководителя.

Ситуация успеха - это победа как ПО-БЕ ДА, т.е. после беды, по оконча­нии беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодоле­вает трудности, а не как незаслуженный подарок судьбы.

117

Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удает­ся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни (Глассер У). В связи с этим необходимо номочь обучаемому стать актив­ным соучастником педагогического процесса, обеспечить условия для раскрытия и реализации его потенциальных возможностей как равноправ­ного субъекта общения.

Достигнутый успех порождает новый успех, именно таким образом создается образовательное пространство развивающего комфорта («что­бы участник тренинга не ответил, мы всё равно его понимаем и принима­ем»). Комфорт направлен на снижение тревожности при выполнении за­даний на креативность, иначе участники будут предпочитать задания реп­родуктивного плана.

Правила создания ситуации психологической безопасности на ви­деотренинге: 1. Не подходить к обучаемому с готовой схемой. Важна готовность пересматривать свою схему, если она все-таки возникла. 2. Со­здавать условия, адекватные закономерностям перевода внешних ценнос­тей во внутренние (например, позитивное педагогическое оценивание переходит во внутреннее оценивание обучаемым своих стараний и полу­ченных результатов).

Без ситуации успеха неизбежен разрыв между знаниями и действиями, между академическим развитием личности обучаемого и его позитив­ным личностным развитием; между знаниями о внешних закономернос­тях и знаниями о внутренних закономерностях.

Ситуации успеха создаются тренером и путем поощрения промежу­точных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Доброжелательный микро­климат во время тренинга снижает чувство неуверенности и боязни. Со­стояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Осу­ществляется смена приоритетов с целенаправленного и непосредственно­го формирования личности на конструирование образовательной среды. «Сегодня мы вместе, а завтра он сам», тем самым происходит постепен­ное повышение трудности заданий.

Суть образовательной среды в том, чтобы она создавала условия, не­обходимые для удовлетворения потребностей участников педагогическо­го процесса. Целью становится развитие сознания. Для этого нужно при­вести структуру образовательной среды в соответствие со структурой пси-

118

хйкв, которая по своему содержанию динамична, противоречива, посколь­ку формируется не в тепличных условиях.

Манипуяятивная стратегия воздействия вызывает существенные субъективные изменения индивида. Реализуется эта стратегия главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования (суб­сенсорные и маргинальные воздействия), действующих в обход психичес­кого контроля, а также с помощью маскировочных и конверсионных тех­ник, блокирующих или разрушающих систему психологических защит, выстраивая взамен новую модель мира. Следовательно, манипуляция -скрытое навязывание другому своих намерений, не соответствующих его интересам.

Как вести себя, если Вы столкнулись с человеком-«манипулятором»? Как стать актуализатором?

Актуализатор воспринимает жизнь как процесс роста, и те или иные поражения или неудачи воспринимает философски, спокойно, как вре­менные трудности, анализируя которые можно извлечь ценные для себя уроки. Он может ошибаться, но способен исправить свои ошибки, готов оказать помощь, когда нужно, и способен к совместной творческой работе.

7.2. Определение манипуляции

Манипуляция (от лат. - горсть) - махинация, мошенническая ловкая проделка [Словарь иностранных слов. - М., 1980. С.ЗОО; Словарь русского языка. Т.2.-М., 1981.С227].Макиг1улядая(отфр.татри1а1юп)впслитике рассматривается в следующих двух основных значениях: 1) махинация; 2) система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений [Политология: Энциклопедический словарь/ Общред. и сост.: Ю .И.Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч.ун-та. 1993. СКВ].

Манипуляция, по мнению ЕЛ.Доценко, является видом психологичес­кого воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, огнен шений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адреса­та в данный момент. Это психологическое воздействие, нацеленное на из­менение направления активности другого человека, выполненное настоль­ко искусно, что остается незамеченным им.

73. Цель, объект и сущность манипуляции

Цель манипуляции понимается как эксплуатация и господство [Б.Н. Бес­сонов, 1971; Д.А. Волкогонов, 1983; Э. Шостром, 1992], либо выигрыш,

119

либо выгода [Добрович, 2000]. Манипуляция осуществляется в интересах манипулятора [Yokoyana, 1988]. Цели манипуляции могут быть не только прагматичными, но и защитными. Манипуляция может играть роль психо­логического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения , снижения самооценки и т.п. Так, женщины традиционно считаются более покорными и уступчивыми, они лучше приспосабливают­ся и менее склонны к манипуляции. Однако в действительности оказывается, что женщины могут использовать свою уступчивость в манипулятивных целях.

Манипуляция рассматривается как определенная ступень в межлич­ностных отношениях. Специфической особенностью таких отношений яв­ляется представление о партнере по взаимодействию как о вещи и вытека­ющая из этого тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего сопровождается при манипулировании по­стоянным контролем за производимым эффектом.

Цели манипуляции могут быть разными:

информативная - довести свою информацию до собеседника и полу­чить подтверждение, что она получена и понята таким образом, который устраивает манипулирующего);

• предметная - что-либо получить, узнать, изменить в поведении собе­седника;

• коммуникативная - сформировать определенное отношение с собе~ седником.

Цель манипуляции заключается в том, чтобы вызывать в манипулирую емом чувства, состояния, способные ослабить психологическое сопро­тивление (психологический «иммунитет») манипулируемого, создать не­обходимый психологический климат, который позволит манипулирующе­му беспрепятственно корректировать психическую (аффективную и ког­нитивную) активность манипулируемого.

Объектами манипуляции становятся мысли, намерения [P.W, Riker, 1986; Г. Шиллер, 1980], чувства [СО. Хохель, 2001] духовное состояние, внутрен­ний мир [ДА. Волкогонов, 1983] другого человека. Когда объектом мани­пуляции становится когнитивная сфера психики манипулируемого, то ма­нипулирующий стремится регулировать мышление своей «жертвы», кон­тролировать его ко гнитивную активность. В этом случае происходит сти­мулирование интеллектуальной деятельности, регулирование этапов её раз­вития. Исходной сферой воздействия, начальной «мишенью» манипуля­ции остается всё же аффективная сфера.

Сущность манипуляции понимается как управление и контроль [Д.А. Волкогонов, [983;Э.Шостром, 1992], првнужденое или применение силы [R.E. Goodin, 1980; Г. Шиллер, 1980], структурирование мира [W.H.Riker,

120

1986], побуждение [J- Rudinow, 1978], программирование мыслей и намере­ний [W.H. Riker, 1986; Г Шиллер, 1980], мастерство и сноровка [P. W.Robinson, 1981]. Е Л. Доценко рассматривает манипуляцию как определенную сту­пень в межличностных отношениях. Специфической особенностью таких отношений является представление о партнере по взаимодействию как о вещи и вытекающая из этого тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего сопровождается при манипулиро­вании постоянным контролем за производимым эффектом. Манипулятив-ное воздействие косит скрытый характер и опирается на автоматизмы и сте­реотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наи­более частыми способами манипуляции, по мнению Е.Л.Доценко, являются провокации, обман, интрига, намек [Е.Н. Доценко, 1997. С. 102-103]. Содержа­ние манипуляции выражается в мотиве подчинения собственной воле волн другого человека. Данный мотив опирается на априорную самоуверенность машптулирующегэ в собственной силе и особых полномочиях.

Манипулятору присущи ложь, разыгрывание ролей, утаивание своих планов, недоверие человеческой природе, цинизм. Манипулятор, обща­ясь с людьми, «надевает маску», «прикидывается более ценным», рассчи­тывая понравиться окружающим, относится к другому, как к вещи, делит людей на плохих и хороших.



2015-12-08 394 Обсуждений (0)
Соперничество компромисс 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соперничество компромисс 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)