Соперничество компромисс 7 страница
Обсуждение: выявление причин успешного и неуспешного выполнения упражнения. Упражнение 65. ПОХОД Цель: развитие наблюдательности. Процедура: Участники садятся по кругу. Ведущий-. «Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (ведущий показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное, сделать это надо без слов, не вербально. Все мы должны внимательно следить затем, что каждый из нас кладет в рюкзак и не повторяться». Обсуждение: После того, как каждый положил что-то в рюкзак, группа обсуждает: что это было, что было тяжело угадать, что нет, почему. Что мешало и помогало угадывать. Упражнение 66. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К НОВИЗНЕ Цель: развитие доброжелательности как умения видеть новое и хорошее в другом человеке. Процедура: «Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратить внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он настроении, как он себя проявляет. Для этого у вас будет 3 мин. ... А сейчас мы будем сообщать друг другу, что нового, по сравнению со вчерашним днем, вы увидели в человеке. Будьте внимательны и постарайтесь ничего не пропустить». Обсуждение: осознание «секретов» доброжелательности. Упражнение 67. ИДЕНТИФИКАЦИЯ Цель: развитие умений дифференцировать эмоциональные состояния. Процедура: Каждому дается задание определить в цвете (придумать цвет или определенный оттенок) свое состояние на данный момент. И объяснить для себя почему. Каждый участник должен угадать, какого цвета настроение у соседа справа. Затем идет соотнесение с реальным цветом, который загадал сосед. При этом и сосед и тот, кто угадывает, не просто называют цвета, но и объясняют, почему именно этот цвет, а не какой-нибудь другой. Обсуждение: особое внимание обращается на аргументацию собственной точки зрения. Упражнение 68. НАЕДИНЕ С ДРУГИМ Цель: развитие умения быть близким к своим чувствам и брать на себя ответственность за свои чувства, Процедура: 8 игре участвуют одновременно четыре-шесть человек (4-6). Первый человек встает на стул (неподалеку ставится стул), второй человек садится на стул (напротив него ставится стул, но с учетом того, что другой человек может как сесть на стул, так и встать на стул, встать рядом со стулом и т. д.), третий человек стоит. Другим трем участникам предлагается встать поочередно у каждого щ трех участников. Далее участнику предлагается расположиться напротив каждого из трех участников так, как ему будет удобно (при этом нужно смотреть в глаза человеку напротив). Обсуждение: напротив кого стоять было легко/тяжело/неуютно/необычно/приятно? Почему во втором этапе упражнения была выбрана именно такая позиция? Как по вашему, чувствовали себя другие участники? Три участника отвечают на те же вопросы. Упражнение 69. «ПАРОВОЗИК» Цепы формирование «чистых» каналов общения. Процедура: Участники встают друг за другом, ведущий перемешивает их и переставляет людей так, чтобы каждый участник не знал, кто стоит за его спиной (все это осуществляется, когда у участников закрыты глаза). Ведущий встает в конец «паровозика» (у спины последнего). Ш Инструкция: ведущий посылает сигнал вперед, задача других участников - передать этот сигнал дальше. Все сигналы должны передаваться! Сигналы; - поглаживание по затылку; удар (несильный по плечу); положить обе руки на плечи; провести руками по рукам (от плеч до кистей); дернуть за волосы (несильно); «смахнуть ворсинку» со спины; схватить за плечи. Обсуждение: какие сигналы было трудно передавать? Какие сигналы было трудно получать? Почему? Упражнение 70. ФРАЗЫ Цепь: развитие поведенческого репертуара. Процедура- Нужно шесть и более (четное количество) участников. Им раздаются карточки с репликами: «не будь таким!»; «мы с тобой одной крови - ты и я!»; «ля - ля - ля»; «мне не нравится эта погода»; «мне некогда»; «у тебя нитка на кофте» и прочие смешные цитаты, обвинительные, укоряющие фразы, комплименты. Затем участники разбиваются на пары. Инструкция: «сейчас вы должны как можно большему числу участников сказать вашу фразу и выслушать фразу других». Обсуждение: что было трудно говорить? что воспринимать? какая реакция? почему? Упражнение 71. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ Цель: повышение уровня ответственности средствами активного слушания. Процедура: Слушание - это активный процесс. Как таковое, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Каждый из нас может слушать более эффективно, только этому надо учиться. Существуют некоторые приемы активного слушания: Выяснение - обращение к говорящему за уточнением. Здесь ключевые фразы «не повторите ли вы еще раз»; «я не понял» и т. д. Перефразирование - формулировка той же мысли иначе: «как я вас понял...»; «вы говорите...» и т. д. Отражение чувств ~ отражение слушающим чувств, выраженных говорящим: «вероятновы чувствуете...»; «мне кажется, что вы чувствуете...» Резюмирование - подытоживание основных идей, чувств говорящего. Обсуждение: обоснование целесообразности применения активных методов слушания в ходе профилактики деструктивных конфликтов. Упражнение 72. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ПОНИМАНИЕ Цель развитие способности к пониманию Процедура: «Сейчас мы разобьемся на пары. Один из вас расскажет своему собеседнику короткий случай (кратковременную конфликтную 112 ситуацию) из жизни, или какую-то свою идею, а тот, в свою очередь, дол-ясен перефразировать это высказывание. Затем поменяйтесь ролями. Обязательно спросите собеседника, точно ли вы поняли, что он сказал». Обсуждение: К умению активно слушать относятся так же: кивок годовой; взгляд в таза; поза, направленная к собеседнику; реплики согласия и удовлетворения; уточнение мысли говорящего. Упражнение 73. МИМИКА ИЖЕСТЫ Цель: развитие внеязыковых средств общения, выработка свободного, раскованного стиля общения. Процедура: Все разбиваются на пары. Один человек из пары получает записку с заданием: «написать письмо»; «переставить мебель в классе». Это он должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. После чего сравнивается написанное на бумаге и сделанное. Обсуждение: сложно было или нет, что помогало и что мешало. Упражнение 74. КАРТИНА Цель: развитие «чувства локтя». Процедура: Данное упражнение определяет умение членов группы регулировать процесс общения, помогает отработать невербальные техники общения. Все разбиваются на пары, каждой паре дается лист бумаги и карандаш. За 5 минут им необходимо создать совместное произведение, под рисунком написать название и подпись. Вся работа проходит без помощи речи и предварительной договоренности о том, что и как будет нарисовано. Обсуждение: Действительно ли совместное произведение? Кто инициатор создания именно этого сюжета? Кто лидер, а кто подчиненный? Учитывались ли желания каждого? Понимали ли друг друга, какие способы использовали? Упражнение 75. ВЛИЯНИЕ ПР0ЮВО1ШНОГО НАСТРОЕНИЯ Цель: развитие способностей, необходимых для уверенного поведения в неожиданных ситуациях. Процедура: Это упражнение показывает роль положительной и отрицательной атмосферы; развивает умение находить поддержку в любой аудитории; помогает выработать свободный, раскованный стиль общения; в ходе упражнения могут быть выработаны способы, помогающие расположить к себе аудиторию. Выбираются три человека. Им дается задание - составить сообщение на 2 минуты, на любую тему. Затем они выходят за дверь. Те члены группы, которые остались, становятся слушателями. С ними ведущий договаривается, что когда войдет первый рассказчик, все будут проявлять доб- 113 рожелательность. Во время второго рассказа все будут изображать холодность. А когда будет выступать третий - одна половина слушателей выражает положительное настроение, другая - отрицательное. Обсуждение: ораторы рассказывают о своих чувствах, ощущениях, дают оценку своему выступлению. После этого раскрывается заговор. Упражнение 76. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ Цель: развитие умений отвечать за своё отношение к другим людям. Процедура: Сначала на бумаге, а затем обсуждение в парах. Я прошу написать начало предложения, завершает которое каждый по своему усмотрению. «Мнене нравятся люди, которые...... «Я не люблю людей, которые..,». «Все люди...». «Я думаю, что все люди...». « Мне кажется, что все люди...». Обсуждение. Были ли в вашей жизни такой эпизод, когда вы проявляли эти качества, которые осудили. Открыл ли кто-нибудь что-нибудь в себе, выполняя это упражнение. Является ли чувство, которое вы открыли, стимулом для внутреннего развития. Оказывается, качество, которое я не люблю в других, очень прочно сидит во мне. В связм с этим уместен вопрос ведущего: «Можешь ли ты взять на себя ответственность за решение этой задачи?». Результат. Я решила для себя очень важную проблему. Мне не нравился один человек, но теперь я не испытываю раздражение по отношению к этому человеку. Упражнение 77. ЭХО Цель- развитие умений, необходимых для оперативной и адекватной обратной связи. Процедура: а) участник начинает свой рассказ. Желательно, чтобы тема была значима для говорящего. Например, «Мои маленькие радости»; б) слушающий должен повторить сущность его сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его; в) после этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере. За ходом выполнения упражнения следит наблюдатель, который сообщает наиболее значимую информацию. Обсуждение: особое внимание обращается на преодоление затруднений, возникающих в процессе обратной связи. 114 Упражнение 78. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Цель, развитие умений принимать на себя ответственность за принимаемую информацию. Процедура: Участник, получающий обратную связь, сидит в центре круга с закрытыми глазами, а остальные участники подходят к нему, и невербально выражают ему своё отношение. Затем участник пытается определить, кто и какое действие совершил и «зеркально» возвращает этому человеку ответное действие. Обсуждение: поиск ресурсов, актуализация которых позволит повысить эффективность обратной связи в общении. Упражнение 79. ОТКРЫТОСТЬ Цель: самораскрытие, принятие своих чувств. Процедура: Найдите в группе человека, которого Вы меньше всего знаете. Поделитесь с ним чем-либо важным для Вас, своими мыслями и чувствами. Изменилось ли у Вас отношение после этого к нему, что Вы чувствуете? Обсуждение. Открытость означает умение поделиться своими впечатлениями об актуальной ситуации, а также переживаниями, связанными с ней. Открытость - это готовность высказать другому свои соображения, выразить свои чувства в связи со сказанным или сделанным. Установление близких отношений с другими людьми во многом определяется тем, насколько открыто, искренне вы можете выражать свои чувства, себя в присутствии друг друга. Упражнение 80. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Цель: развитие позитивного отношения к себе. Процедура Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой, напротив каждого пункта, укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой. Обсуждение: выявление новых возможностей повышения самооценки. Таким образом, быть ответственным - значит просто признать действия своими собственными. «Я сделал это, меня не принуждали ни обстоятельства, ни судьба, ни моё бессознательное, ни социальное давление. 115 ГЛАВА VII. МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ КОНФЛИКТОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЮ МАНИПУЛИРОВАНИЮ Стань таким, каким ты не был, И останься тем, кем был Константин Никольский В условиях рыночной экономики формированию механизмов информационной защиты при общении, особенно в ситуации манипуляции, способствует сама практика предпринимательства, когда информация стала дорогим товаром и от правильного распоряжения этим товаром зависит коммерческий успех ее обладателя. Проблема выявления неискренности, дезинформации и манипуляций в процессе общения является актуальной для разных сфер деятельности человека. Прежде всего, это связано с необходимостью установления и поддержания контактов, в том числе и с такими категориями людей, чью информацию, из-за наличия определенных личностных особенностей, жизненных обстоятельств и других причин, не всегда можно считать достаточно надежной- Маннпулятивные техники в повседневном и деловом взаимодействии становятся все более изощренными и замаскированными, причем рост благополучия жизни людей не приводит к уменьшению этой тенденции В целях повышения уровня информационной безопасности фирмы и коммуникативной компетентности ее руководителей и сотрудников нами был разработан метод конструирования развивающих конфликтов, с помощью которого обсуждались проблемы, волнующие обучаемых. На наших учебных занятиях, проведенных с сотрудниками и руководителями различных фирм и организаций, широко применяется проблемно-ориентированный видеотренинг. В ходе тренинга участники решают разнообразные проблемы (Как предотвратить манипулирование собой? Как противостоять агрессии? Как творчески реагировать на конфликт? Как повысить конфликтологическую компетентность?). В качестве иллюстрации содержания наработанных результатов можно рассмотреть проблему манипулирования, которая обсуждалась в ходе моделирования развивающих конфликтов. 116 7.1. Функции конструирования конфликта 1. Коррекциопная функция а) улучшение отношений участников конфликтного взаимодействия; б) коррекция поведенческих форм; в) уточнение и конкретизация понимания конфликта, позитивное изменение взглядов на конфликт; в) коррекция эмоциональной сферы. 2. Обучающая фун~ кция: дидактическая направленность реализуется в обучении конфликто-ванию, при котором в каждом новом конструируемом учебном конфликте вырабатываются способы выбора наиболее эффективных форм разрешения конфликтных проблем. 3. Воспитывающая функция1 а) формирование саногенных качеств мышления; б) формирование таких качеств личности, которые способствуют профилактике деструктивных конфликтов, позволяют перевести возникающий деструктивный конфликт в конструктивный. Если ставится задача развивать нравственные качества, то надо формировать нравственные отношения. Развивать можно только то, что есть в человеке. Однако, нередко воспитание зачастую сводится к навязыванию определенных ценностей. 4. Проективная функция- ориентирована на конструирование «Системы перспективных линий» (А.С.Макаренко). Суть данной системы состоит в том, что стимулом жизни настоящего дня является радость дня завтрашнего. Руководитель тренинга организует конструктивный конфликт и ведет его таким образом, чтобы у участников возникло желание созданию перспектив, происходил поиск возможных созидательных целей в будущем. Действия участников позитивного конфликта направлены посредством создания «ситуации успеха» на поиск ответа на вопрос «Каки дальше быть полезным?». Ситуация успеха гораздо эффективнее подстегивает обучаемого, чем ситуация неудачи. Общеизвестно, что уместная похвала и умение вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный, стимулирует активность сотрудника. Причем такая уловка (сюда можно отнести и прием, названный А.С.Макаренко «Авансированная похвала») не только не исключает требовательности, но даже предполагает её. Просто, прежде чем предъявить требования, надо воспитать того, к кому они обращены, психологически подготовить его к их выполнению. Умение найти в личности каждого сотрудника сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, может стать непременной профессиональной обязанностью каждого руководителя. Ситуация успеха - это победа как ПО-БЕ ДА, т.е. после беды, по окончании беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности, а не как незаслуженный подарок судьбы. 117 Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни (Глассер У). В связи с этим необходимо номочь обучаемому стать активным соучастником педагогического процесса, обеспечить условия для раскрытия и реализации его потенциальных возможностей как равноправного субъекта общения. Достигнутый успех порождает новый успех, именно таким образом создается образовательное пространство развивающего комфорта («чтобы участник тренинга не ответил, мы всё равно его понимаем и принимаем»). Комфорт направлен на снижение тревожности при выполнении заданий на креативность, иначе участники будут предпочитать задания репродуктивного плана. Правила создания ситуации психологической безопасности на видеотренинге: 1. Не подходить к обучаемому с готовой схемой. Важна готовность пересматривать свою схему, если она все-таки возникла. 2. Создавать условия, адекватные закономерностям перевода внешних ценностей во внутренние (например, позитивное педагогическое оценивание переходит во внутреннее оценивание обучаемым своих стараний и полученных результатов). Без ситуации успеха неизбежен разрыв между знаниями и действиями, между академическим развитием личности обучаемого и его позитивным личностным развитием; между знаниями о внешних закономерностях и знаниями о внутренних закономерностях. Ситуации успеха создаются тренером и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Доброжелательный микроклимат во время тренинга снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Осуществляется смена приоритетов с целенаправленного и непосредственного формирования личности на конструирование образовательной среды. «Сегодня мы вместе, а завтра он сам», тем самым происходит постепенное повышение трудности заданий. Суть образовательной среды в том, чтобы она создавала условия, необходимые для удовлетворения потребностей участников педагогического процесса. Целью становится развитие сознания. Для этого нужно привести структуру образовательной среды в соответствие со структурой пси- 118 хйкв, которая по своему содержанию динамична, противоречива, поскольку формируется не в тепличных условиях. Манипуяятивная стратегия воздействия вызывает существенные субъективные изменения индивида. Реализуется эта стратегия главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования (субсенсорные и маргинальные воздействия), действующих в обход психического контроля, а также с помощью маскировочных и конверсионных техник, блокирующих или разрушающих систему психологических защит, выстраивая взамен новую модель мира. Следовательно, манипуляция -скрытое навязывание другому своих намерений, не соответствующих его интересам. Как вести себя, если Вы столкнулись с человеком-«манипулятором»? Как стать актуализатором? Актуализатор воспринимает жизнь как процесс роста, и те или иные поражения или неудачи воспринимает философски, спокойно, как временные трудности, анализируя которые можно извлечь ценные для себя уроки. Он может ошибаться, но способен исправить свои ошибки, готов оказать помощь, когда нужно, и способен к совместной творческой работе. 7.2. Определение манипуляции Манипуляция (от лат. - горсть) - махинация, мошенническая ловкая проделка [Словарь иностранных слов. - М., 1980. С.ЗОО; Словарь русского языка. Т.2.-М., 1981.С227].Макиг1улядая(отфр.татри1а1юп)впслитике рассматривается в следующих двух основных значениях: 1) махинация; 2) система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений [Политология: Энциклопедический словарь/ Общред. и сост.: Ю .И.Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч.ун-та. 1993. СКВ]. Манипуляция, по мнению ЕЛ.Доценко, является видом психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, огнен шений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им. 73. Цель, объект и сущность манипуляции Цель манипуляции понимается как эксплуатация и господство [Б.Н. Бессонов, 1971; Д.А. Волкогонов, 1983; Э. Шостром, 1992], либо выигрыш, 119 либо выгода [Добрович, 2000]. Манипуляция осуществляется в интересах манипулятора [Yokoyana, 1988]. Цели манипуляции могут быть не только прагматичными, но и защитными. Манипуляция может играть роль психологического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения , снижения самооценки и т.п. Так, женщины традиционно считаются более покорными и уступчивыми, они лучше приспосабливаются и менее склонны к манипуляции. Однако в действительности оказывается, что женщины могут использовать свою уступчивость в манипулятивных целях. Манипуляция рассматривается как определенная ступень в межличностных отношениях. Специфической особенностью таких отношений является представление о партнере по взаимодействию как о вещи и вытекающая из этого тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего сопровождается при манипулировании постоянным контролем за производимым эффектом. Цели манипуляции могут быть разными: • информативная - довести свою информацию до собеседника и получить подтверждение, что она получена и понята таким образом, который устраивает манипулирующего); • предметная - что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника; • коммуникативная - сформировать определенное отношение с собе~ седником. Цель манипуляции заключается в том, чтобы вызывать в манипулирую емом чувства, состояния, способные ослабить психологическое сопротивление (психологический «иммунитет») манипулируемого, создать необходимый психологический климат, который позволит манипулирующему беспрепятственно корректировать психическую (аффективную и когнитивную) активность манипулируемого. Объектами манипуляции становятся мысли, намерения [P.W, Riker, 1986; Г. Шиллер, 1980], чувства [СО. Хохель, 2001] духовное состояние, внутренний мир [ДА. Волкогонов, 1983] другого человека. Когда объектом манипуляции становится когнитивная сфера психики манипулируемого, то манипулирующий стремится регулировать мышление своей «жертвы», контролировать его ко гнитивную активность. В этом случае происходит стимулирование интеллектуальной деятельности, регулирование этапов её развития. Исходной сферой воздействия, начальной «мишенью» манипуляции остается всё же аффективная сфера. Сущность манипуляции понимается как управление и контроль [Д.А. Волкогонов, [983;Э.Шостром, 1992], првнужденое или применение силы [R.E. Goodin, 1980; Г. Шиллер, 1980], структурирование мира [W.H.Riker, 120 1986], побуждение [J- Rudinow, 1978], программирование мыслей и намерений [W.H. Riker, 1986; Г Шиллер, 1980], мастерство и сноровка [P. W.Robinson, 1981]. Е Л. Доценко рассматривает манипуляцию как определенную ступень в межличностных отношениях. Специфической особенностью таких отношений является представление о партнере по взаимодействию как о вещи и вытекающая из этого тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего сопровождается при манипулировании постоянным контролем за производимым эффектом. Манипулятив-ное воздействие косит скрытый характер и опирается на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частыми способами манипуляции, по мнению Е.Л.Доценко, являются провокации, обман, интрига, намек [Е.Н. Доценко, 1997. С. 102-103]. Содержание манипуляции выражается в мотиве подчинения собственной воле волн другого человека. Данный мотив опирается на априорную самоуверенность машптулирующегэ в собственной силе и особых полномочиях. Манипулятору присущи ложь, разыгрывание ролей, утаивание своих планов, недоверие человеческой природе, цинизм. Манипулятор, общаясь с людьми, «надевает маску», «прикидывается более ценным», рассчитывая понравиться окружающим, относится к другому, как к вещи, делит людей на плохих и хороших.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |