Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соперничество компромисс 6 страница



2015-12-08 505 Обсуждений (0)
Соперничество компромисс 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




«На что я могу опираться, ставя перед собой реальные жизненные цели7»

Обсуждение, что мешает делать то, что поможет быть счастливым. Важно понимать, что все достижения в жизни зависят от нас самих нужно просто знать на что в нас самих мы можем опереться

Упражнение 17 ДУМАТЬ ТОЛЬКО О СЕБЕ

Цель Осознание ответственности в ситуации возможного дискомфорта.

Процедура Стоять спина к спине Встать в такую позу, чтоб было удобно именно тебе самому

Задача у каждого участника стоять и думать только о себе

Обсуждение в этом упражнении проявляются особенности разных симптомов или субличностей, способствующих возникновению диском­форта в общении Участники обсуждают кто что чувствовал, кому было комфортно, кому нет, почему, кто достиг в парах «согласия», как они этого долбились Можно провести аналогию между поведением в упражнении и в жизни

Упражнение ПРОЕКТИВНОЕ ПИСЬМО

Цель Принятие ответственности за эмоциональное состояние другого

Процедура Подумай, кто в группе больше всего нуждается в поддер­жке и помощи, найти с пособ поддержать его и попробовать написал ь пись­мо В письме не должно быть советов адресату Оно должно быть ориенти­ровано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к это­му человеку

Обсуждение

• это упражнение помогает отработать умения эмпатического пони-Мания,

• работа над умениями оказывать положительные знаки внимания

97

Упражнение 19 АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Придти к пониманию своей авторской позиции и творческой роли в общении с другими людьми и ответственности за собственные дей­ствия.

Процедура В течение недели проанализируйте свое общение с роди­телями, преподавателями, друзьями, наедине с собой. Постарайтесь опре­делить, когда ваше поведение выражалось словами «Я должен.... », «Я хочу....».

Обсуждение что было проще, то, что относилось к первой категории

или ко второй Как можно перевести поступки из «Я должен-----» в «Л

хочу ...».

Упражнение 20 ДЕЦЕНТРАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Отработка навыков гибкого поведения в конфликтной ситуации, нахождение оптимального варианта решения проблемы.

Процедура Каждый участник группы предлагает свою конфликтную ситуацию, которая разыгрывается в лишх.

Обсуждение подробный анализ чувств и причин поведения каждого участника конфликта Наблюдателями предлагаются разные интерпрета­ции конфликтной ситуации.

Упражнение 21. «ЛАБИРИНТ»

Цель Умение чувствовать и понимать другого без слов.

Процедура Водящий выходит из аудитории Перестановка мебели Лабиринт У «слепого» по очереди меняется «поводырь», которому зап­рещается говорить. Он может прикасаться руками к «слепому».

Обсуждение водящий рассказывает что он чувствовал, что помогало ему преодолевать препятствия, что мешало.

Упражнение 22. ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Цель Развитие способности подстраиваться под другого человека для достижения результата

Процедура Каждому участнику предлагается представить себе свое­го друга, который в каких-то важных вещах существенно отличается от него. Затем, необходимо не называя его имени, рассказать, что общего между ними и чем он отличается, и почему дорог

Обсуждение как можно преодолеть эти различия.

Упражнение 23. РЕФЛЕКСИЯ РЕСУРСА ЛИЧНОСТИ Цель Осознать и приять ответственность за ресурс собственной лич­ности.

98

Процедура В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет и на 2-3 лучах солнца написать качества, присушке участнику и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации.

Заполнив лист, участники передают свои рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, подписывает на одном луче названные каче­ства, подчеркивающие, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка.

Обсуждение: участники обмениваются впечатлениями и чувствами. Каждый из участников делится тем, что нового о себе он узнал, и как это ему может пригодиться в жизни.

Упражнение 24. «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Цель: Принятие ответственности за собственную личность.

Процедура: Дайте ответ на вопросы, представленные на рис. 7.

Рис. 7. Уровни самоопределения

Обсуждение: причиной конфликтного поведения во многом является неспособность индивидуума понять свое «Я» и принять за него ответ­ственность.

Упражнение 25. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОШИБКИ

Цель ■ Отработка личных стратегий принятия на себя ответственности за ошибки

Процедура: Участникам предлагается вспомнить или придумать при­меры типичных житейских ошибок или проступков (в группах или индиви­дуально). Затем желающий или представитель одной из групп рассказыва­ет об этом проступке, а остальные (им предлагается занять позицию близ­ких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему.

Обсуждение: большинство рядовых проступков человека не является непоправимыми ошибками, которые близкие ему не смогут простить. Упражнение 26. ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ

Цель Развитие чувства ответственности за свои поступки.

99

Процедура- Участникам предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось: чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось.

Обсуждение- предлагается, вспомнив какой-либо свой проступок, по­думать- как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятнос­тей. Подчеркивается важность стремления предвидеть последствия своих поступков, а также обращается внимание на умение анализировать то, что уже случилось, поскольку это может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок.

Упражнение 27. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Цель: Принятие ответственности за проявление своих чувств.

Процедура: Каждому участнику по очереди высказываются его поло­жительные и отрицательные качества, которые проявляются у этого чело­века в общении с тем, кто говорит в данный момент. Формула высказыва­ния: «Мне нравятся (не нравятся) такие-то твои качества и я беру на себя ответственность за эти свои чувства)}.

Обсуждение: участники высказывают впечатления и чувства, которые возникали в ходе упражнения. Сравниваются высказывания про положи­тельные и отрицательные качества.

Упражнение 28. ПОНИМАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДРУГОГО

Цель: Осознание ответственности за свои чувства.

Процедура: Каждый участник поочередно говорит о том, что чувству­ет сейчас его сосед слева. Затем этот «сосед» дает обратную связь о том, как он действительно себя чувствует.

Обсуждение: насколько точны были высказывания. Как часто участ­ники приписывали своя чувства другому.

Упражнение 29. ОБМЕН ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Цель: Принятие ответственности за свои чувства.

Процедура: Группа разбивается на пары. Каждый участник поочеред­но делится своими впечатлениями о том, что он чувствует сейчас, воспри­нимая и общаясь со своим собеседником.

Обсуждение: насколько легко было выполнять упражнения, что выз­вало затруднения.

Упражнение 30. ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ КЛИЕНТА

Цель: Принятие чувства другого человека.

Процедура: Группа разбивается на пары. Каждый участник рассказы­вает своему собеседнику о своих делах и настроениях, которые у него были с утра и до настоящего времени. Затем участники меняются ролями: второй - рассказывает, а первый - слушает. После этого ведущий предла­гает поочередно «представить» каждому своего собеседника: занять его

J 90

позу, повторить мимику, интонацию и его же словами, в том числе типич­ными оборотами повторить обсуждаемую информацию.

Обсуждение: что вызвало затруднение, что помогало успешно выпол­нять задание.

Упражнение 31. ПСИХОЛОГ

Цепь: Формирование наблюдательности.

Процедура: Группа разбивается на две бригады. В каждой бригаде ват­ман, маркеры, фломастеры, ножницы, бэйджики, клей, бумага. Каждый участник по жребию выполняет одну из двух ролей: психолог или испыту­емый. Задача психолога- показать самые сильные и привлекательные сто­роны своего обследуемого. Интервью - 5 мин. Презентация - 3 мин. По ходу представления на доску записываются черты характера, которые по­могают в работе психолога. Из перечисленных на доске качеств каждый выбирает три, которые ему присущи и еще' два, которые он хотел бы иметь.

Обсуждение: насколько точно психолог отразил качества обследуемо­го, что ему помогало.

Упражнение 32. БРАЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Цель: Сравнить самоотношение и отношение других

Процедура: Напишите о себе всё, что желаете. Постарайтесь описать свой внутренний мир. Указывать внешние приметы (одежду, цвет волос и глаз) не надо.

Затем «объявления» собираются в мешок, из которого они достаются но одному и зачитываются. Если автора назвали, то он признается.

Обсркдение: Определение степени адекватности представления о себе. Упражнение 33. ОБМЕН ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Цель: Принятие ответственности за свои впечатления.

Процедура: Участники разбиваются на пары. Сначала первый собе­седник в течение 1 минуты говорит о своих впечатлениях о внешности и внутреннем мире собеседника. Через 1 минуту второй участник дает об­ратную связь первому.

Обсуждение: насколько правильными были высказывания. Было ли приписывание своих качеств собеседнику. Насколько развито внимание у участников группы.

Упражнение 34. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КИНОГЕРОЯ

Цепь: принятие ответственности за свои представления.

Процедура- Нужно представить героя, которого Вы смогли бы сыг­рать, исходя из особенностей своего характера.

Процедура: Участник выходит и представляет персонаж кинофильма. Группа пытается угадать. Если у группы своё мнение по поводу показа киногероя, то группа предлагает свой вариант видения.

101

Обсуждение Определение степени адекватности представления о себе. Упражнение 35 ПЕРЕВЕРТЫШ

Цель Осознание позитивных моментов в своих недостатках.

Процедура Назовите свои недостатки, попробуйте выделить в каждом из них какие-то положительные, конструктивные моменты.

Обсуждение легко ли было выполнять задание, как теперь относитесь к своим недостаткам.

Упражнение 36 ТРАНСФОРМАЦИЯ

Цель Осознание своих сильных сторон и трансформация недостатков в достоинства.

Процедура Составьте список своих положительных и негативных ка­честв Подумайте, каким образом можно перевести недостаток в достоин­ство Что для этого необходимо сделать? Что вам может помочь или поме­шать при этом? Как вы узнаете, что переход от недостатков к достоинствам произошел?

Обсуждение участники делятся впечатлениями, чувствами. Выясня­ется, в чем были трудности, что помогало.

Упражнение 37. САМООБОДРЕНИЕ

Цель Повышение положительной самооценки.

Процедура Назовите качества, которые вы любите в себе? Постарай­тесь в течение определенного времени: через каждые 5 минут повторять эти слова, говоря от собственного имени- «Я» и в настоящем времени-«Я трудолюбив, способен, приветлив, добродушен...».

Обсуждение что чувствовали; важно отследить, как в ходе упражне­ния меняется самоощущение.

Упражнение 3 8. ЛЮБОВЬ К СЕБЕ КАК ОСНОВА ЛЮБВИ К ДРУГОМ

Цель Повышение положительной самооценки.

Процедура Рассказать, за что Я себя люблю.

1 этап—Чего я хочу, что для меня значимо.

2 этап - Путь к самоудовлетворению. Это учет своих желаний. Умение учитывать своё продвижение Осознание, что невозможно сразу достичь того, что хочешь.

Обсуждение само по себе чувство не может быть ни хорошим, ни плохим. Главное, что человек делает с этим чувством.

Упражнение 39 ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС

Цель Повышение личностных ресурсов.

Процедура Составить перечень того, что приносит вам радость в жиз­ни, создает атмосферу любви и уединения

Обсуждение обмен впечатлениями

102

Упражнение 40 РАЗГОВОР О СЕКСЕ

Цель Установление доверительных отношений

Процедура Двое сидят лицом друг к другу Первый обращается ко второму дважды в первый раз он предлагает ему(ей) «Скажите мне что-нибудь, что Вы хотите сказать о сексе» Выслушав сказанное, он обраща­ется со второй просьбой «Отметьте в себе что-нибудь, чего Вы не хотите говорить, и когда Вы установили это, дайте мне понять кивком»

Обсуждение легко или сложно было выполнять упражнение, просле­дить, как изменяются чувства к собеседнику

Упражнение 41 НАЧАЛЬНИК-КОЛЛЕГА-ПОДЧИНЕННЫЙ

Цель Обучение ролевому общению

Процедура Водящий сидит с закрытыми глазами, руки на коленях ла­донями вверх Каждый участник подходит и кладет свои ладони на ладони водящего, который должен определить кто к нему прикоснулся «началь­ник», «подчиненный)), «коллега» Участники расходятся в разные сторо­ны в зависимости от слов водящего Водящий по окончании данного этапа упражнения открывает глаза, осматривает три группы участников и делает свои комментарии

Затем водящий подходит к каждому участнику и говорит что-то в зави­симости от места («роли») участника «Руководителю» говорится только положительное о нем «Подчиненному» - замечания в его адрес «Колле­ге» - положительное и отрицательное

Обсуждение Анализ преобладающих тональностей в претензиях к парт­неру 2 Положительное подкрепление нужно дозировать во времени под­чиненным нельзя выражать претензии до получения результата Нельзя становится рабом положительных подкреплений Упражнение 42 ОЦЕНКА

Цель Развитие рефлексивности

Процедура Участникам предлагается продолжить следующие выска­зывания

1 Я осознаю то-то и то-то и нахожу это приятным (неприятным)

2 Я осознаю то-то и то-то и считаю хорошим (дурным)

3 Одновременно произносятся оба варианта

Обсуждение развитие рефлексии как способности задавать себе воп­росы «Что я делаю'' Как я делаю' Почему делаю так, а не иначе*?» - создает основу для понимания фактов поведения других людей

Упражнение ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Цель Осознание отношений к себе здесь и сейчас, понимание других Процедура Один из участников выходит Все остальные задумывают одно отношение к нему (разочарование, радость ) Этот человек заходит

193

и должен догадаться по невербальным признакам группы об их отноше­нии к нему.

Обсуждение, по каким признакам угадал, что облегчало угадывание? Упражнение 43- ОСОЗНАВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО

Цель: Осознать себя здесь и сейчас, понять себя.

Процедура: Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что происходит в данный момент?

- как я сейчас думаю;

- как я сейчас чувствую;

- как я сейчас дышу.

2. Что я хочу для себя в данный момент?

Обсуждение: что мешало, что помогало, какие чувства вызвало это упражнение.

Упражнение 44. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: Осознать себя здесь и сейчас.

Процедура' Участники в свободном порядке бродят по комнате («Бро­уновское» движение) по комнате, сосредотачиваясь на своих чувствах. Им необходимо проговаривать при этом предложения, которые начинались со слов «Я осознаю, что ...», «Сейчас...», «Здесь...», «В этот момент я».

Участникам предлагается в комнате в зависимости от настроения най­ти, выбрать себе место, если в одном упгу настроение = 10, а в другом - по диагонали=-10 баллов. Ещё немного побродить и встать так, как хотелось бы изменить свое настроение.

Обсуждение- что мешает изменить свое настроение. Упражнение 45. ВЗАИМОРЕФЛЕКСИЯ

Цель Развитие взаиморефлексии.

Процедура: Ведущий делит всех участников на пары. Каждому участ­нику предлагается представить, каким его видит партнер. Например, «Я думаю, что ты думаешь обо мне так-то». Участникам предлагается по очереди рассказать друг другу, что у них получилось.

Обсуждение: партнеры корректируют рассказ. Совместно ищут при­чины несоответствия.

Упражнение 46. НЕВЕРБАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА КОНФЛИКТ

Цель Осознание своих способов реагирования на конфликт.

Процедура: Поочередно показывается невербальная реакция на конф­ликт.

Групповой анализ закономерностей реагирования на конфликт.

Обсуждение- участники обсуждают способы выхода из конфликта. Упражнение 47. ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗРУШЕНИЯ

Цель • Осознание собственных заблуждений.

104

Процедура Следите за ключевыми словами, типа «все», «каждый», «любой», «никто», ни один», «ничего», «никогда» и т.д. Эти слова указы­вают на возможность присутствия ограничивающих обобщений. Если че­ловек говорит: «На меня никто не обращает внимания», то можно преуве­личить обобщение: «Ты считаешь, что никто и никогда не обращал на тебя никакого внимания?»

Преувеличение обобщения происходит до такой степени, пока оно не становится неверным, неадекватным.

Обсуждение, что такое метамодели и какое влияние они оказывают. Упражнение 48. СПОСОБНОСТЬ К ИСКРЕННОСТИ

Цель Познание и осознание своих способностей к искренности.

Процедура: Ведущий просит разбиться на пары. Сесть лицом друг к другу. Смотреть прямо друг другу в глаза. Каждый участник делится с своим собеседником чем-либо действительно важным - своими опасени­ями, увлечениями или случаем из жизни. Осознаются и выражаются соб­ственные чувства, возникающие в ходе выполнения упражнения. Осозна­ются изменения собственных чу вств.

Обсуждение: отследите, какие чувства испытываете к своему партне­ру до начала и в конце упражнения.

Упражнение 49. КТО Я?

Цель. Выявление личностных проблем.

Процедура: Необходимо 20 раз по разному ответить на этот вопрос. Работа со списком. Объединение качеств. Поиск ответа на вопрос: «Поче­му ответил так, а не иначе?».

Обсуждение: каждый участник делится опытом. Рассказывает, встре­чалась ли ему такая проблема. Если да, то, как она решалась. Упражнение 50. ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ

Цель: Отработка навыков взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Процедура: Группа делится на две команды. Первая команда- «дирек­тора», а вторая - «подчиненные». Обсуждаются проблемы трудовой дис­циплины иуровня заработной платы. От участников требуется максималь­ная мобилизация сил и характера, а также несклоняемая воля.

Задача - словесно добиться от соперников выполнения своих требова­ний. В максимально напряженный момент} когда аудитория готова бро­ситься друг на друга с кулаками, «игра» останавливается.

Напряжение снимается физической разминкой с участием всех членов в общей команде.

После разряжения обстановки все возвращаются на свои места и опи­сывают свои чувства и ощущения в роли начальников и подчиненных.

105

3aieM используется прием «горячий стул», 1-е участники меняются местами и пытаются передать свои ощущения, находясь в состоянии про­тивоположной позиции

Обсуждение если это групповая смена ролей, то ведущий направляет обсуждение с помощью вопросов, если это индивидуальная работа, то участники могут задавать вопросы сидящему на стуле.

Упражнение 47. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

Цель отработка умений конструировать конфликт.

Процедура Осознать себя здесь и сейчас, понять себя. Участникам диктуется список указаний: 1. Напиши свое имя в нижнем левом ушу лис­та 2 В середине листа нарисуй дом. 3. Справа от дома нарисуй озеро Пусти в озеро шесть уток. 4. Нарисуй тропинку от дома к правому нижне­му углу листа. 5. Сложи листок пополам

Участник А пишет указания дня участника Б, а Б - для А. Обмен лис­точками. Выполнение задания

Обсуждение чему научились9

Упражнение 51 МЯЧИКИ

Цель Развитие навыков эффективного взаимодействия.

Процедура Участники делятся на тройки - «наблюдатель» и двое, ко­торые будут общаться между собой Если у участника оказывается в руках мяч, то он становится «слушателем». Он может только задавать вопросы, чтобы уточнить что-либо, или показывать;, понимает он или нет Если он хочет сам что-либо сказать партнеру, то он должен попросить мячу «гово­рящего». «Говорящий» может дать ему мяч или оставить его у себя до тех пор, пока не закончит говорить и не будет готов слушать. Потом они обме­ниваются мячами.

Обсуждение насколько развито умение слушать, чему научились. Дать информацию о том, что такое эффективное слушание

Упражнение 52. НАВЫК СООТВЕТСТВИЯ

Цепь Развитие навыков невербального общения.

Процедура Участник невербально «играет» какое-то отношение, типа нетерпения, восторга, удивления, гнева и тд, а остальные наблюдают и отгадывают отношение.

Обсуждение в чем были трудности, что помогало Упражнение 53. ЦВЕТ КОНФЛИКТА

Цепь Осознать свое отношение к конфлииу.

Процедура Каждый участник, немного подумав, определяет, какого цвета, в его понимании, бывает конфликт.

196

Обсуждение что может обозначать каждый из выбранных цветов Например, красный - возбуждение, агрессия, зеленый - спокойствие, уве­ренность

Упражнение 54 ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КОНФЛИКТА

Цель осознание своего отношения к конфликту

Процедура каждому участнику предлагается нарисовать конфликт в системе «Руководитель-подчиненный» на бумаге, используя цветные фло­мастеры (10-15 мин) После этого рисунки, не подписанные, складывают­ся все вместе

Обсуждение Участникам предлагается обсудить рисунки, отгадать, кому принадлежит тот или иной рисунок, выразить свои чувства по пово­ду каждого рисунка, попытаться ответить на вопрос, как влияет отноше­ние к конфликту на его решение

Упражнение 55 ПЕРЕПРАВА

Цель Сплочение коллектива

Процедура Участники делятся на две команды, равные по числу уча­стников На полу раскладываются в два ряда листки бумаги Их число рав­но числу участников Задача не наступая на пол перебраться так, чтобы последний стал первым, предпоследний вторым, не наступая на пол Победившая команда придумывает наказание проигравшей

Обсуждение в чем были трудности, что помогало выполнить задание Упражнение 56 УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Цель Развитие уверенности в себе

Процедура Участникам предлагается продолжить следующие фразы «Я уверен в себе, когда » «Я не уверен в себе, если »

Обсуждение чувство уверенности появляется тогда, когда человек ощущает в себе силы справиться с ситуацией

Упражнение 57 СКУЛЬПТУРА

Цель Навыки невербальной коммуникации

Процедура Группа разбивается на две команды Каждый участник пер­вой команды выбирает себе участника другой команды и «лепит» из него скульптуру, олицетворяющую собой проблему выбранного участника Вторая команда закрывает глаза После завершения задания первой коман­дой, участники второй команды открывают глаза, и идет обсуждение со­держания проблемы конкретного участника и формы ее воплощения «Скульптор», после объяснения своего замысла, показывает скульптуру, выражающую форму решения этой же проблемы

Обсуждение насколько развиты навыки невербального общения, в чем трудности, что нового для себя открыли

107

Упражнение 58, ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ Цель Развитие чувства ответе гвенности за свои поступки, проявления себя

Процедура В течение времени до следующего занятия проанализи­руйте свое общение с коллегами, подчиненными, руководством и наедине с собой Постарайтесь определить, когда Ваше поведение выражалось сло­вами «Ядолжен ...»,акогда«Яхочу ...«.Составьте диаграмму. Пример такой диаграммы.

Обсуждение Причиной каждого невротического акта является неспо­собность индивидуума принять ответственность за своё «Я». Гештальт-подход помогает преодолеть невротические механизмы с помощью изме­нения средств коммуникации и структуры языка. Смысл упражнения зак­лючается в понимании своей авторской позиции и творческой роли в об­щении с другими людьми и ответственности за собственные действия. Упражнение 58. ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ

Цель развитие психологической проницательности

Процедура Каждому участнику раздаются листы и ручки Задание: изобразите с помощью пиктограммы какое-то чувство (гнев, обида, вос­хищение, досада, сомнение ...). Все картинки собираются ведущим и в случайном порядке предъявляются окружению для отгадывания. Автор дает обратную связь (верно, угадали или нет).

Обсуждение выявление и осознание психологических механизмов понимания состояния другого.

Упражнение 59. «ПОЙМИ МЕНЯ»

Цель понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения.

Процедура: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о конфликтной ситуации, когда с ним поступи­ли несправедливо Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувство рассказ­чика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность рассказа. Уп­ражнение можно проводить по кругу.

Обсуждение- осознание особенной эмоционального состояния в ус­ловиях конфликтной ситуации.

108

Упражнение 60. «ГЛАЗА В ГЛАЗА»

Цель развитие эмоциональной чувствительности.

Процедура. Участники разбиваются на пары. В течение 3-х минут участники смотрят друг на друга (в глаза), пытаясь понять мысли и чув­ства, как бы общаясь глазами.

Обсуждение, участники делятся своими ощущениями с группой. Уда­лось ли кому-то понять друг друга без слов? Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами? Возникали ли ощущение понима­ния, доверия, духовной близости?

Упражнение 61. «ПОРАДУЙ МЕНЯ»

Цель, развитие социальной интуиции, чувствительности, понимание другого человека.

Процедура: В центр (фуга приглашается один из участников. Предпо­лагается, что у него сегодня День Рождения. Задача всех остальных - дос­тавить ему радость. Каждый из участников решают, что ему подарить -вещь, или событие, или что-то еще. Тот, чей подарок окажется самым удач­ным, получает в награду улыбку от именинника. Затем становится име­нинником сам.

Обсуждение: выявление и осознание психологических причин выбо­ра подарка. Установление стоящих за данными причинами факторов. Упражнение 62. ИНТУИЦИЯ

Цель: развитие умений адекватно воспринимать и интерпретировать информацию.

Процедура: Ведущий: «У меня в руках несколько карточек, на них на­писаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например: лампа, сон, свет, веселье и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, но сделаю это так, чтобы он не видел написанного. Затем этот человек будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору) и те, к кому он подошел, невербально будут показывать то, что было написано у него на карточке. Задача игрока- понять, что было на бумажке».

Обсуждение- выявление трудностей, мешавших точному восприятию информации и обсуждение способов преодоления установленных труд­ностей.

УпражнениебЗ. ТОЧНОСТЬ И СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРАЦИИ

Цель развитие точности восприятия информации и скорости её пере­дачи.

Процедура Все участники становятся по кругу, спиной в круг. Веду­щий: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы бу-

109

дем невербально передавать друг другу. Предмет должен быть таким, ко­торый в реальности можно передавать друг другу.

Итак, сейчас первый участник передаст предмет соседу слева. При этом он, как и все мы, будет использовать только невербальные средства. Тот, кому предмет передается, должен понять, что за предмет он получил. Та­ким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу и в итоге вер­нется в начало. К этому времени все участники будут стоять лицом в круг, т. к. каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг».

Обсуждение: Когда предмет возвратился к отправителю, ведущий, дви­гаясь от последнего к первому игроку, спрашивает всех по очереди: кто что получал, а что передавал. Выявление причин, приводящих к искаже­нию восприятия и передачи информации. Упражнение 64. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Цель: развитие чувствительности к невербальной информации.

Процедура: Группа делится пополам, образуя две шеренги. Все садят­ся лицом друг к другу, друг напротив друга. Ведущий: «Представьте себе, что мы все едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном, другая в дру­гом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Вам надо срочно передать ему важную информа­цию, и вы делаете это. Но только молча, без слов, времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему старается сообщить его знакомый».



2015-12-08 505 Обсуждений (0)
Соперничество компромисс 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соперничество компромисс 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)