Композиция древесно-кустарниковых насаждений
Деревья, кустарники, газоны, цветы – основной строительный материал ландшафтной архитектуры. Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу. В ландшафтном проектировании надо принимать во внимание, что деревья достигают зрелости через более продолжительный период времени, чем кустарники. Художественно – композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется тремя основными качествами – величиной, формой, цветом. В зависимости от формы и силуэта деревья подразделяют на три категории: § высота 25 метров и выше (сосна, лиственница); § высота 15-20 метров и выше (тополь, вяз, ель); § высота 10-15 метров (белая акация, рябина, черемуха); В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы: § деревья с четкой регулярной формой кроны; o пирамидальные или веретеноподобные (кипарис вертикальный); o овалные и сферические (липа, ива шаровидная); § деревья отличающиеся живописной формы кроны: o живописно – сферические (каштан конский, дуб черешчатый) o плакучей формы (ива плакучая); o зонтиковидной формы (сосна приморская); o стелющейся формы (сосна горная). Деревья первой группы (и нередко второй) применяются в садово – парковых композициях для подчеркивания регулярности, высаживаются по сторонам партера и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна. Ассортимент растений подбирается с учетом с учетом эстетических и экологических требований. Важнейшее художественное качество древесных пород – тональность их листвы, меняющаяся по сезонам. Такие качества, как фактура и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов используют чаще для близкого зрительного восприятия. Формируют их вдоль аллей и дорожек, у площадок отдыха. Сильным композиционным средством является тень (светотень), создаваемая деревьями – плотная с четкими контурами или ажурная (сквозная, прозрачная, «кружевная»). Не менее важную роль в формировании паркового пейзажа играют кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Кустарники, как деревья. различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий. Например к высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Кустарники средней величины компонуются в самостоятельные или в смешанные древесно–кустарниковые группы, используются в массивах в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а так же вв сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей. Особое внимание уделяется красиво цветущим кустарникам и имеющим красивые плоды. Рассмотрим основные приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений. Силуэт, форма дерева, произрастающего в массиве не выражены так четко. как у одиночного, растущего на открытом пространстве. В садово-парковом искусстве отдельно стоящее дерево называется солитер. Солитеры используются на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. Один из важнейших приемов в парковом искусстве – создание групп насаждений, которое требует большого мастерства. Группы насажений классифицируют по состав, величине, композиции, дендрологическому составу. По составу: § древесные; § древесно-кустарниковые; § кустарниковые § однопородные; § многопородные. По величине составляющих элементов: § малые (2-3 растения); § средние (4-7 растений); § большие (10-12 растений). По значимости и расположению группы насаждений классифицируются на: § самостоятельные; § сопутствующие. Количество растений в группе обычно не четное. В средней и большой группе предусматривается ядро – одно-три и более деревьев, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Это как бы композиционный цент группы. Уменьшение размеров растений от ядра от ядра к опушке позволяет хорошо воспринимать кроны всех составляющих группу элементов. Компактная самостоятельная группа из елей, тополей пирамидальных и других деревьев может применяться как композиционный акцент в начале и в конце аллеи, на поляне, на острове. Группы используются в качестве кулис, а так же их расположение эффективно у поворота дорожек. Очень распространена группа из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника. Массив насаждений (массив парковый) – посадки деревьев и кустарников на значительных площадях. Ассортимент подбирается по биологическим и декоративным признакам. Структура массива – ядро, внешний контур и опушка. В массивах рекомендуется иметь подрост (молодое поколение древесных пород). Парковые массивы включают открытые, полуоткрытые и закрытые пространства, в которых деревья и кустарники составляют соответственно 5-10, 50-60 и 90-100%. при формировании древесно-кустарниковых насаждений учитываются не только композиционные, но и биологические и экологические особенности растений. К биологическим свойствам относят, например, темпы роста, долговечность, морозоустойчивость, влаголюбивость и теневыносливость, требовательность к почвам. Рядовые посадки создаются или только из деревьев, или только из кустарников., или комбинированные, ярусные – из деревьев и кустарников. В рядовых посадках растения высаживаются в один, два и более рядов. Деревья выбираются с ровным, прямым стволом и правильной кроной. Наиболее распространенные виды рядовых посадок – аллей и живые изгороди. Аллеи бывают: § однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высоте деревьев; § симметричные и ассиметричные; В старинных парках создавались иногда сплошные и почти сплошные аллейные посадки. (через один–два метра) в виде стены стволов, или шпалеры ( это ряд густопосаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а так же применялась деревянная решетка (трельяж), с вертикально вьющейся растительностью Практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном порядке. Раньше, например, использовали прием «ксенкопс», т.е. многорядная посадка деревьев в квадрат или в шахматном порядке. Известны сводчатые посадки – сомкнутыми свободными кронами и формированные – с применением специальной стрижки. ( В прошлом крытая аллея, дорожка, свод которой образовывался из переплетенных ветвей деревьев, который назывался биндаж или берсо. Так же называли участок сада, окруженный, сводчатыми аллеями, - прием, характерный для садово-паркового искусства эпохи барроко.) Живые изгороди создаются из кустарников, деревьев или их сочетаний, высаживаемых в два, три и более рядов. Живые изгороди могут оставаться в естественном состоянии или стричься. Они служат для декоративных целей, а так же для защиты от пыли, ветра и снега. Живые изгороди могут быть одно- и многоярусными-, одно- и многопородными. Живые изгороди высотой более 50 см называются бордюрами. и применяются для окантовки газон, партера, цветника. При декоративной стрижке (формовке) растений их кронам придают искусственную форм, что достигается обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей. Формовка бывает простая и сложная. При простой используется одна из геометрических фигур (шар, конус, пирамида и др.), при сложной – сочетание нескольких различных элементов или создаются «зеленые скульптуры», например фигуры животных – жирафов, слонов, экзотических птиц. Тапиарное искусство (декоративная стрижка растений) было известно с 14 века , но особенно стало модным в садово-парковом искусстве Франции и Англии с 17 века. В других странах широко применялось в прошлом столетии. Известны многие примеры из современной практики. Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формирования живые изгороди подразделяются на: § стригущиеся; § выращиваемые с помощью специальных каркасов. Искусство создания сложных форм длительный и трудоемкий процесс. Архитектору, занимающемуся реставрацией, необходимо знание основ тапиарного искусства, так как в садово-парковых ансамблях декоративная стрижка применяется очень широко. В садово-парковом искусстве прошлых веков использовались комбинации из живых изгородей и деревьев, например, при устройстве зеленых театров. Наиболее типичной комбинацией является боскет – регулярный массив, окруженный со всех сторон стриженной зеленной стенкой. Иногда для усиления зеленых стен применяется каркас, например, в виде деревянной решети. В некоторых парках внутри боскетов устраивались регулярные пространства, которые обогащались скульптурой, фонтанами, цветочными партерами и назывались зелеными залами, кабинетами, гостиными. Туда вело несколько входов. Зеленые «залы» использовались для концертов, бесед, отдыха. В старинных белорусских парках в центральных боскетах имелись клумбы, размещались скамьи, а в боковых – выращивались фруктовые деревья и кустарники ( Дубое, Городно, Большое Можейково и др.). В «воздушных театрах» Несвижа и Альбы в 18 веке уже применялось декорации из зелени – боскеты-кулисы, подстриженные «по версальской моде». Боскеты создавались не только в регулярных, но и в пейзажных парках. Так, в Павловском парке (под Санкт-Петербургом) разнообразные боскеты фланкируют главную аллею.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1357)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |