Виды экономического анализа, их классификация
В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления. Классификация экономического анализа осуществляется по нескольким признакам: 1. по отраслевому: - отраслевой - межотраслевой При отраслевом анализе учитывается специфика деятельности отдельных отраслей. Межотраслевой является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях. 2. по признаку времени: - предварительный (перспективный) - последующий (исторический, ретроспективный) Предварительный осуществляется до совершения хозяйственной операции. Он необходим для обоснования плановых заданий и управленческих решений, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий анализ проводится после совершения хозяйственной операции и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия. Оба эти анализа тесно взаимосвязаны между собой. Например: Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет значение для обоснования уровня экономических показателей на перспективу. В свою очередь последующий анализ подразделяют на: - оперативный - итоговый (заключительный) Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственной операции за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду). Цель - оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процесс. Итоговый анализ осуществляется по результатам работы за месяц, квартал, год. Деятельность изучается комплексно, всесторонне и этим обеспечивается более полная оценка работы предприятия по использованию имеющихся возможностей. 3. по пространственному признаку: - внутрихозяйственный - межхозяйственный Внутрихозяйственный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты работы двух и более организаций, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку деятельности организации. 4. по объектам управления: - технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических явлений и установления их влияния на экономические результаты деятельности организации. - финансово-экономический анализ осуществляется финансовыми службами предприятия, финансовыми и кредитными органами. Основное внимание уделяется финансовым результатам работы организации, выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения прибыли и рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности организации. - управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимального управленческого решения, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии производства, его организации. Этот анализ оперативный и его результаты для внешних пользователей являются коммерческой тайной. - социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических явлений, их влияние друг на друга и на результаты работы организации в целом. Его проводят социальные службы, статистические органы и экономические службы. - экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления предприятием, отрасли, региона. Проводят его статистические органы. - маркетинговый анализ осуществляется службой маркетинга, применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения коммерческого риска, формирования ценовой политики. Деятельность любого предприятия должен начинаться с маркетингового анализа, основными задачами которого являются: 1. изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента. 2. анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, оценка степени риска невостребованной продукции. 3. оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня. 4. разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции. 5. оценка эффективности производства и сбыта продукции. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос. На уровень спроса влияют: цены на предлагаемый товар, качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на взаимозаменяемые товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, % ставки по вкладам и т. д. Различают внутренние и внешние причины возникновения риска невостребованной продукции. К внутренним причинам относят неправильно составленный прогноз спроса на продукцию, неправильная ценовая политика на рынках сбыта, снижение конкурентоспособности из-за низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала, неэффективная организация сбыта и рекламы продукции. К внешним причинам относят неплатежеспособность покупателей, повышение % ставок по вкладам, демографические, социально-экономические, политические факторы. 5. по методике изучения объектов: - сопоставительный анализ (сравнительный) – сравнение фактических данных с планом, прошлым годом, другим предприятием и т.д. - факторный анализ позволяет выявить влияние факторов на прирост и уровень результативности показателей. - диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушения нормального хода процесса производства на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. - маржинальный анализ – метод оценки и обоснования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные. - экономико-математический анализ – с его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявления резервов, повышения эффективности производства. - детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями. - функционально-стоимостной анализ как метод выявления резервов. К наиболее эффективным методам хозяйственной деятельности с целью выявления резервов экономии затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов на производство продукции относится функционально-стоимостной анализ ( ФСА). Он возник в конце 40-х гг. Почти одновременно американский инженер Л.Д. Майлз и российский Ю.М. Соболев (Пермский телевизионный завод) предложили качественно новые подходы к поиску резервов снижения себестоимости изделия. Узел усиления микротелефона, предложенный Соболевым, позволил сократить количество деталей – на70%, затраты материалов –на 42%, трудоемкость –на 69%, а общую себестоимость в 1,7 раза. На Западе, в отличие от нашей страны, этот метод быстро завоевал всеобщее признание. И сегодня каждый доллар, затраченный на проведение ФСА, дает экономию от 7 до 20 долларов в зависимости от отрасли и объекта исследования. У нас этот метод достиг наибольшего совершенства лишь в электротехнической промышленности. В чем же заключается сущность данного метода? Если рассматривать последовательность поиска резервов сокращения затрат, то она очевидна для аналитика: сравнение фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными данными. Положительные отклонения и считаются резервами. ФСА основывается на утверждении, что каждый продукт, объект и т.д. существует и вырабатывается для того, чтобы удовлетворять определенные потребности, т.е. выполнять определенные функции. Но, используя тот или иной предмет, можно увидеть, что он выполняет не одну, а всегда несколько функций, которые можно разделить на основные, выполняющие дополнительную роль и ненужные функции. Отсюда, если функции не нужны, то и затраты на их создание также лишние. Поэтому ФСА все затраты подразделяет на функционально необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства конструкторских решений. Кроме того, необходимо отметить, что каждая функция может быть выполнена разными способами путем разного технологического и технического решения и, соответственно, требует разных объемов затрат. Таким образом, ФСА – это метод поиска более дешевых способов выполнения главных функций путем организационных, технических, технологических и др. изменений производства при одновременном исключении лишних функций. - стохастический анализ используется для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности. 6. по субъектам (пользователям) анализа: - внутренний анализ – предназначен для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления предприятием, коммерческой и финансовой деятельностью. - внешний анализ – на основании финансовой и статистической отчетности проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. 7. по охвату изучаемых объектов: - сплошной анализ – выводы после изучения всех объектов. - выборочный анализ – выводы делаются после изучения части объектов. 8. по содержанию программы: - комплексный, тематический .
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |