Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика экономического обоснования управленческих решений фирмы



2015-12-08 951 Обсуждений (0)
Методика экономического обоснования управленческих решений фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мероприятия по повышению качества "входа" системы – качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих мероприя­тий проявляется:

а) у изготовителя товара за счет повышения каче­ства процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вслед­ствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, снижения производ­ственного брака;

б) у потребителя товара за счет повышения каче­ства его изготовления (качество разработки не изменяется), что по­зволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырье, мате­риалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты – себестоимость товара, то затраты на повышение качества "входа" системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счет сокращения остановок производства и брака. В этом случае сум­марная составляющая изменения себестоимости товара будет отри­цательной.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изде­лий (качества «входа» системы) рассчитывается по формуле

, (1)

где ЭТ – ожидаемый экономический эффект разработки и реали­зации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества "входа" системы) за срок применения мероприятий (Т);

– перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества "входа");

– снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качества процесса при применении качествен­ного "входа";

– прогноз цены нового товара (после внедрения мероп­риятий) в году t;

– то же старого;

– прогноз объема выпуска данного товара в году t, нату­ральные измерители (шт., т и т.п.);

– единовременные затраты (инвестиции) на повышение ка­чества "входа" (анализ ситуации, формулирование проблемы, зак­лючение новых договоров, разработка организационных проектов и т.п.).

При выполнении расчетов по формулам (1)...(5) обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки (фактор времени, сопоставимость вариантов и др.).

Мероприятия по повышению качества процесса в си­стеме – по совершенствованию технологии, организации произ­водства, оперативного управления, повышению уровня автоматиза­ции. В этом случае эффект получается у потребителя за счет "пере носа" высокого качества "входа" системы через процесс системы к ее "выходу".

Допустим, качество "входа" отвечает требованиям конкурентоспо­собности, т.е. оценивается на отлично, а качество процесса удовлет­ворительное, т.е. технология и организация процессов не отвечают требованиям "входа". Тогда на "выходе" системы будет "удочка". Для использования преимуществ высокого качества "входа" обязательно следует повысить качество процесса (в данном примере – до "от­лично"). На это мероприятие изготовителю требуются дополнитель­ные затраты (себестоимость товара, как правило, повышается).

Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и, соответственно, более полного удовлетворе­ния своих потребностей, либо выпуска с применением данного то­вара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изго­товителем и потребителем товара через его цену на рынке.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, си­стемы оперативного управления либо повышению уровня автома­тизации производства (в целом – повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей форму­ле (расчет ведет изготовитель):

; (2)

где – ожидаемый экономический эффект разработки и внедре­ния мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т);

i = I, 2...n – количество наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие;

– прогноз цены i-го товара в году t;

– прогноз себестоимости единицы i-го товара в году t;

– прогноз налогов по единице i-го товара в году t;

– прогноз объема выпуска i-го товара в году t;

– год вложения инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе ( – последний год вложений, год внедрения мероприятий);

– единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества процессов (на совершенствование технологии, организа­ции и т.п.) в году .

Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологичности и других показателей определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):

, (3)

где – ожидаемый экономический эффект повышения качестве товара за нормативный срок его службы;

– срок действия мероприятий по улучшению экологических и социальных показателей внешней среды;

– сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества;

– единовременные затраты (инвестиции) в повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внeдpeниe нового товара (если при ликвидации этих элементов получается прибыль, то они вычитаются из ).

Ожидаемый экономический эффект приобретения потре­бителем нового товара– орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция, определяется по следующей формуле:

, (4)

где – ожидаемый экономический эффект приобретения и при­менения потребителем единицы нового товара – орудия труда – за нормативный срок его службы (Т);

– прогноз цены единицы i-й продукции, выпускаемой с применением нового товара в году t;

– прогноз себестоимости единицы i и продукции в году t;

– прогноз доли налогов по единице i-и продукции в году t;

– прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по i-й продукции в году t;

– инвестиции на покупку единицы товара, его транспорти­рование, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создание оборотного фонда запасных ча­стей и другие единовременные затраты, включая затраты (экономию) на ликвидацию элементов старых основных производствен­ных фондов, выводимых в связи с освоением нового товара в году их вложения .

Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические или социальные параметры внешней среды, то они учитываются аналогично формуле (3), но при условии, что эти параметры по новому товару не хуже, чем по старому.

В общем виде сопутствующий экологический или социальный эффект (в денежном выражении) внедрения нового товара опреде­ляется по формуле

, (5)

где – экологический или социальный показатель старого това­ра в году t в натуральном измерении (например, выбросы в атмос­феру, почву, уровень радиоактивности, шума, вибрации и т.п.);

– то же нового товара;

– стоимостная оценка единицы показателя Р.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствова­нию компонентов системы менеджмента позволит повысить ее эф­фективность и стабильность функционирования.

Примеры экономического обоснования управленческих реше­ний по повышению качества компонентов системы менеджмента (на условных цифрах)

Пример 1. Характеристика ситуации. Анализ конкурентоспособности выпускаемого товара показал, что при высоком качестве "входа" фирмы качество "процесса" по пере­работке "входа" в "выход" не отвечает предъявляемым "входом" требованиям по качеству. Исследование компонентов "процесса" показало, что узким местом является организация производства и труда. На фирме высокая текучесть производственного персонала, коэффициент укомплектованности рабочих основных профессий ниже единицы, часты нарушения трудовой дисциплины, коэффици­енты пропорциональности, параллельности, непрерывности и рит­мичности частичных процессов ниже оптимального. И, как след­ствие, – высок уровень производственного брака, значительны простои технологического оборудования, потери материальных ре­сурсов и времени, увеличилось количество рекламаций и послепроизводственные затраты фирмы, снизились объемы продаж и при­быль фирмы.

На основе проведенного исследования было принято решение разработать комплекс организационно-технических мероприятий по совершенствованию системы менеджмента внутри фирмы. В со­став мероприятий вошли следующие: повысить тарифные ставки и оклады работников, улучшить условия их труда и отдыха, укомп­лектовать штатное расписание работниками соответствующей квалификации, улучшить учет нарушений трудовой дисциплины, учет и анализ коэффициентов, характеризующих рациональность орга­низации производства, усовершенствовать систему управления (менеджмента) качеством продукции. Реализация этих меропри­ятий повысит качество изготовления выпускаемой продукции и, соответственно, ее цену, либо при сохранении прежней цены пре­кратится снижение объема продаж. Исходные данные для экономи­ческого обоснования альтернативных вариантов решения приведе­ны в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Исходные данные для экономического обоснования альтернативных вариантов управленческого решения по совершенствованию процесса в системе менеджмента

  Показатели Значения показателей по
Выпускаемому образцу Альтернативным вариантам
1. Годовая программа выпуска товара «А», шт.
2. Цена единицы товара "А" в 1998 г., у.е
3. Себестоимость товара "А" в 1998 г., у.е.
4. Доля налогов и сборов из прибыли от реализации товара "А", %
5. Годовая программа выпуска товара "Б", шт.
6. Цена единицы товара "Б" в 1998 г., у.е.
7. Себестоимость товара "Б" в 1998 г., у.е.
8. Доля налогов и сборов из прибыли от реализации товара "Б", %
9. Фактор инфляции 1,08 1,08 1,08 1,08
10. Годовая процентная ставка, %
11. Фактор производ-ственного риска 0,90 0,85 0,85 0,80
12. Единовременные затраты на маркетинг, НИОКР, ОТПП в 1997 г., тыс. у.е.
13. Год внедрения мероприятий
14. Продолжительность действия мероприя­тий, лет

Примечание к табл. 6.1. Поскольку в предыдущем примере в динамике изменялись почти все показатели, в этом примере боль­шинство показателей за 1998–1999 гг. не изменяются.

 

Решение по 1-му варианту.

Подставив соответствующие данные в формулу (2); получим экономию по товару "А" за 1998 г. с учетом фактора риска

ЭА 1998 = [1600 – 1350 – (1600 1350) ´ 70/100] ´ 80.000 ´ 0,85 =
= 510.000 y.e.

То же, за 1999 г. с учетом действия фактора времени и фактора инфляции

ЭА 1999 = 510000 ´ 1,08 / 1,10 = 500.727 у.е.

По товару "Б" за 1998 г.

Эб 1998 = [2600 – 2050 – (2600 – 2050) ´ 70/100] ´ 3000 ´ 0,85 =
= 420.750 у.е.

То же, за 1999 г. с учетом действия фактора времени и фактора инфляции

ЭЕ 1999 = 420 750 ´ 1,08/1,10 = 413 100 у.е.

Ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества процессов в системе менед­жмента по первому альтернативному варианту равен

ЭТ = 510.000 + 500.727 + 420.750 + 413.100 – 250.000 ´ 1,10 = 1.569.577 у.e.

Решение по 2-му варианту.

ЭА 1998 =[1650 – 1400 – (1650–1400) ´ 70/100] ´ 8 000 ´ 0,85 = 510.010 у.е.

ЭA 1999 = 510.010 ´ 1,08/1,10 = 500.737 у.е.

ЭБ 1998 = [2700 – 2100 – (2700 2100) ´ 70/100 ] ´ 4000 ´ 0,85= 612 000 y.e.

ЭБ 1999 = 612.000 ´ 1,08/1,10 = 600 873 у.е.

Э T = 510.010 + 500.737 + 612.000 + 600.873 – 300.000 – 1,10 =
= 1.893.620 y.e.= 1,894 тыс. у.е.

Решение по 3-му варианту.

ЭА 1998 = [1500 – 1320 – (1500 – 1320) ´ 75/100] ´ 10.000 ´ 0,80 =
= 360.000 у.е.

ЭА 1999 = 360.000 ´ 1,08 / 1,10 = 353.455 у.e.

ЭБ 1998 = [2400 – 2000 – (2400 – 2000) ´ 75/100] ´ 4000 ´ 0,80 =
= 320.000 у.e.

Э Б 1999 = 320.000 ´ 1,08 / 1,10 = 314.182 y.e.

Э Т = 360.000 + 353.455 + 320.000 + 314.182 – 850.000 ´ 1,10 =
= 412.637 у.е.= 4,13 тыс. у.е.

Из трех альтернативных вариантов управленческого решения по повышению качества процесса системы менеджмента наиболее эффективным является второй с ожидаемым экономическим эф­фектом за срок действия мероприятия, равным 1.894 тыс. у.е.

 

 



2015-12-08 951 Обсуждений (0)
Методика экономического обоснования управленческих решений фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика экономического обоснования управленческих решений фирмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (951)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)