Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ и совершенствование деятельности компании на основе финансовых показателей



2015-12-08 682 Обсуждений (0)
Анализ и совершенствование деятельности компании на основе финансовых показателей 0.00 из 5.00 0 оценок




Компании должны быть в состоянии давать оценку своей управ­ленческой деятельности, если они намерены обеспечить кон­троль за проведением финансовых операций и добиться выполнения стоящих перед ними организационных задач. По мере того как компании расширяются или их деятельность становит­ся все более сложной, разнообразной и многоотраслевой, они довольно часто находят решение своих проблем в децентрализации (насколько это бывает возможным). Перестраивая структу­ру, создавая несколько отделений, компании обращаются с ни­ми как с независимыми направлениями бизнеса. Деятельность менеджеров этих подразделений или отделений компании оценивается на основании эффективности, с которой они оперируют капиталами, доверенными им.

Наиболее широко используемым показателем процветания компании или ее подразделений является прибыль на инвести­ции (ПНИ). С ним связан показатель прибыли на собственный капитал, известный как коэффициент отдачи акционерного капитала (ПАК).

Представляют интерес в этой связи ряд вопросов, а именно:

- объяснить ПНИ;

- разобраться с компонентами формулы Дюпона и понять, как она может быть использована для повышения рентабельности компании;

- увидеть, как мера финансового риска влияет на доход акционеров;

- понять взаимосвязь ПНИ и ПАК.

Прибыль на инвестиции (ПНИ). Прибыль на инвестиции, которая определяет взаимосвязь меж­ду чистой прибылью и инвестированным капиталом (общие ак­тивы), это критерий оценки эффективности использования ру­ководством каждого доллара, инвестированного в активы компании. Увеличение ПНИ сказывается на увеличении при­были на собственный акционерный капитал. ПНИ рассчитывается следующим образом:

ПНИ = .

Пример 1.Рассмотрим следующие исходные финансовые данные.

Если общая сумма активов = 100.000 млн.руб. и чистая прибыль по­сле налогообложения = 18.000 млн.руб., тогда:

ПНИ= = =18%

Проблема заключается в том, что формула показывает толь­ко, насколько эффективно компания использует свои активы и как уверенно по сравнению с другими компаниями чувствует себя в своей отрасли промышленности. Но она не может ис­пользоваться для планирования прибыли.

Формула Дюпона. Коэффициент ПНИ можно рассматривать как показатель при­быльности и оборачиваемости активов. В прошлом менеджеры большее внимание уделяли вопросам получения прибыли, игнорируя показатель оборачиваемости активов. Однако наличие избыточных денежных средств, замороженных в активах компа­нии, может служить препятствием для роста прибыли, как и чрезмерные расходы. Дюпон Корп. была первой солидной компанией, признавшей важность одновременного анализа как коэффициента прибыльности, так и показателя оборачивае­мости активов при оценке управленческой деятельности компа­нии. Разделение коэффициента ПНИ на составляющие, известное как формула Дюпона, – результат операций с этими двумя показателями:

ПНИ = =

= = = Коэффициент прибыльности ´ Оборачиваемость общей суммы активов.

Разделение ПНИ основано на тезисе, что прибыльность ком­пании непосредственно связана со способностью ее руководства эффективно управлять активами и квалифицированно контролировать расходы. Коэффициент прибыльности (процентное вы­ражение прибыли, полученной от продаж) является показате­лем рентабельности или эффективности финансовых операций. С другой стороны, оборачиваемость общей суммы активов (ко­личество операций, при которых инвестиции, размещенные в активах, оборачиваются в течение года с результатом, вопло­щенным в продажи) дает возможность оценить, насколько хо­рошо компания распоряжается своими активами.

Пример 2. Предположим, что исходные данные аналогичны представлен­ным в примере 1. Предположим также, что продажи составля­ют 200.000 млн.руб. Тогда:

ПНИ = = = 18%

С другой стороны:

Коэффициент прибыльности = Чистая прибыль после налогообложения / Продажи = 18.000 / 200.000 = 9%

Оборачиваемость общей суммы активов = Продажи / Общая сумма активов = 200.000 / 100.000 = 2 раза.

Следовательно,

ПНИ = Коэффициент прибыльности ´ Оборачиваемость общей суммы активов = 9% ´ 2 раза = 18%.

Финансовым менеджерам очень полезно знать, как повы­сить рентабельность и усовершенствовать стратегию капитало­вложений, пользуясь возможностями разделения ПНИ на со­ставляющие (коэффициент прибыльности и оборачиваемость общей суммы активов далее именуются как маржа и оборачи­ваемость соответственно.) Рис. 6.3.

1. Оно признает важность оборачиваемости как ключевого момента при определении общей прибыли по капитало­вложениям. Фактически оборачиваемость является таким же важным фактором, как и рентабельность в увеличении общей доходности.

2. Оно признает важность показателя объема продаж.

3. Оно указывает на возможность взаимоуравновешивания маржи и оборачиваемости в процессах совершенствова­ния деятельности компании. Другими словами, невысо­кая оборачиваемость может быть компенсирована высо­кой рентабельностью, и наоборот.

Пример 3.Разделение ПНИ на два компонента показывает, что целый ряд комбинаций маржи и оборачиваемости имеет в результа­те одну и ту же окупаемость капитальных вложений, как по­казано ниже:

Маржа ´ Оборачиваемость =ПНИ

9% ´ 2 раза = 18%

6 ´ 3 = 18

3 ´ 6 = 18

2 ´ 9 = 18

Существует ли оптимальный коэффициент ПНИ? Нет такого коэффициента ПНИ, который подходил бы для всех компаний. Надежная и эффективная финансовая деятельность в результате является оптимальной комбинацией прибыли, про­даж и вложенного капитала, однако подходящая их комбинация находится в прямой зависимости от характера бизнеса и осо­бенностей реализуемой продукции. Отрасль промышленности, чья продукция выпускается по заказам покупателей, будет поль­зоваться другими коэффициентами прибыльности и оборачи­ваемости, отличными от коэффициентов, применяемых в от­расли промышленности, занятой выпуском продукции массового назначения. Например, супермаркету свойственно работать с не­высокой маржей, но с высокой оборачиваемостью, в то время как ювелирный магазин имеет небольшую оборачиваемость, но высокую маржу.

 

 

Рис. 6.3. Взаимодействие факторов, влияющих на ПНИ

Использование формулы Дюпона для повышения прибыли. Разделение коэффициента ПНИ на маржу и оборачиваемость дает возможность руководству "бросить" ретроспективный взгляд на вопросы планирования с целью повышения прибыли, от­крывая для себя слабые стороны текущего бизнеса – маржа или оборачиваемость или оба показателя сразу. Руководство компа­нии может предпринять различные действия, направленные на увеличение коэффициента ПНИ: – увеличить маржу; – увеличить оборачиваемость; – увеличить и то и другое.

Увеличение маржи, популярное средство повышения эффективности деятельности компании, может быть достигнуто умень­шением расходов, поднятием продажных цен или увеличением объема продаж, опережающего рост расходов. Расходы могут быть уменьшены за счет:

(а) использования менее дорогих материалов (хотя это мо­жет быть рискованным решением в условиях современной ох­раны окружающей среды);

(б) автоматизации производственных процессов в максималь­но возможной степени для повышения производительности труда (что может привести к увеличению активов, тем самым, умень­шая оборачиваемость);

(в) тщательного анализа затрат на изменение структуры про­изводства и сокращения отдельных программ или полного их свертывания. Произвольные постоянные затраты включают в себя рекламу, исследования и развитие, а также программы оптими­зации структуры управления.

Компании, которые могут позволить себе поднимать про­дажные цены и сохранять прибыльность, не сокращая сферу деловой активности даже в периоды неблагоприятной для них экономической конъюнктуры, считаются установившими кон­троль над ценами. Контроль над ценами представляет собой способность перекладывать увеличение расходов на покупателей, которая не зависит от условий конкуренции на внутреннем рын­ке, обилия импортных товаров, политической ситуации, экономического законодательства или угрозы появления на рынке про­дукта-заменителя. Как правило, компании, предлагающие уникальные товары и услуги (такие, где сама услуга представляет большую ценность, чем ее стоимость), могут с наибольшей вероятностью установить контроль над ценами.

Улучшение показателя оборачиваемости можно достигнуть увеличением продаж, поддерживая инвестиции в активы отно­сительно постоянными или сокращая активы. Некоторые при­емы сокращения активов:

(а) избавиться от устаревшего и избыточного товарно-материального запаса. Компьютерный учет позволяет легко и в любое время получить данные о товарно-материальных запасах, обеспечивая тем самым более действенный контроль за их состоянием;

(б) отработать методы ускорения сбора платежей по дебиторской задолженности, оценки условий и политики кредитования;

(в) установить неиспользуемые основные активы;

(г) использовать денежные средства, полученные от приме­нения вышеуказанных методов для оплаты непогашенных дол­гов, выкупа выпущенных, но неоплаченных акций или инве­стирования в другие, рентабельные направления деятельности. Рис. 2 показывает взаимосвязь ПНИ с основными коэффициентами: маржей и оборачиваемостью.

Пример 4. Предположим, что руководство устанавливает 20% ПНИ в каче­стве намеченной цели прибыли. В настоящее время коэффици­ент прибыльности на инвестиции составляет 18%.

ПНИ = =
= .

Положение в настоящее время:

18% = 200.000 / 100.000 ´ 18.000 / 200.000

Есть несколько вариантов, которые помогут компании дос­тичь поставленных ею целей.

Вариант 1. Повысить маржу, оставляя оборачиваемость неизменной. Следуя по этому пути, необходимо сохранять дей­ствующие продажные цены и прилагать усилия к повышению эффективности производства с целью снижения расходов. Дан­ный прием поможет снизить расходы на 2.000 тыс.руб., не оказывая влияния на объемы продаж и инвестиции, и таким образом добиться получения целевого значения 20% ПНИ, как это при­ведено ниже:

20% = 20.000 / 200.000 ´ 200.000 / 100.000

Вариант 2. Повысить оборачиваемость путем сокращения инвестиций в активы, сохраняя чистую прибыль и объем про­даж неизменными. Компания может сократить оборотный ка­питал или продать часть земли, уменьшая инвестиции в активы на 10.000 тыс.руб., не затрагивая объемы продаж и чистую прибыль, добиваясь при этом получения целевого значения 20% ПНИ, как это приведено ниже:

20% = 18.000 / 200.000 ´ 200.000 / 90.000

Вариант 3. Повысить как маржу, так и оборачиваемость, избавляясь от устаревшего и избыточного товарно-материального запаса или путем проведения активной рекламной компании. Например, компания могла бы сократить на сумму 5.000 тыс. руб. товарно-материальные запасы, тем самым уменьшив складские расходы на 1.000 тыс. руб. Данный прием помог бы повысить величину ПНИ до целевого значения 20%.

20% = 19.000 / 200.000 ´ 200.000 / 95.000

Чрезмерные инвестиции в активы – тот же сдерживающий фактор в отношении повышения рентабельности, как и чрезмер­ные расходы. В этом случае сокращение излишних товарно-материальных запасов помогает снизить стоимость их хранения и повысить одновременно как маржу, так и оборачиваемость. На практике вариант 3 является наиболее распространенным по сравнению с вариантами 1 или 2.

 

 



2015-12-08 682 Обсуждений (0)
Анализ и совершенствование деятельности компании на основе финансовых показателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ и совершенствование деятельности компании на основе финансовых показателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)